• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*



Манифеста 8 – молчание Других

Выставки - Манифеста

манифеста 8 – молчание других

Периодическая выставка «Манифеста» никогда не была такой пафосной, как старейшая Венецианская биеннале, и не претендовала на такую знаковость и задавание тона в современном искусстве, как кассельская «Документа». От Венецианской биеннале и других событий подобного рода Манифеста отличается своим «номадизмом» - выставка не привязана к той или иной локации и каждые два года проводится в новом уголке Европы. Первая Манифеста проходила в 1996-м в Роттердаме, и с тех пор биеннале позиционировала себя, как событие сугубо европейское и социально ангажированное. Для этой выставки всегда важно не только ЧТО показывать, но и ГДЕ и, главное, каков будет долгосрочный эффект биеннале для «принимающей стороны», т.е. для территории, где она проводится.

Социологический пафос и политизированная риторика, интеллектуализм и доминирование институционального, некоммерчского искусства – вот характерные черты Манифесты. Два года назад Манифеста в каком-то смысле стала «чиновником» - биеннале и ее организаторы были назначены «послом Визуальных искусств Европейской комиссии». Здесь до сих пор жива вера в куратора – индивидуального или коллективного. Именно упор на интеллектуальные кураторские практики во многом определяет лицо Манифесты – и ее достоинства, и многочисленные недостатки, о которых давно устало сплетничать художественное сообщество. Да, кураторы Манифесты часто ссорятся, идут на компромисс с еврочиновниками, сами начинают говорить языком бюрократов и зануд, доходят до полного утопизма в построении нереализуемых моделей коммуникации как внутри Манифесты так и с сообществами, которым она якобы призвана нести свет современного искусства. Манифеста всегда несет за собой шлейф легкого хаоса и противоречий, но это хаос жизни – жизни ярких идей и ценностей, которые весьма отчетливо прослеживаются за пятнадцатилетней историей деятельности выставки.

Идеологию Манифесты кратко изложила директор и основатель биеннале – Хедвиг Фейен во вступительном слове к каталогу нынешней, восьмой по счету Манифесты: «Манифеста – независимое, антиинституциональное мероприятие, основанное на энтузиазме. Она впитывает в себя новые таланты. Она ставит своей целью быть щедрой и прозрачной как в своем тоне, так и в своей деятельности. Она начинает всякий раз с чистого листа, но с постоянно расширяющимся ядром специалистов из различных культурных сфер. Она одновременно действует в существующих рамках искусства и выходит за них...».

В этом году Манифеста проходила в живописном, но туристически не развитом уголке южной Испании – в городах Мурсия и Картахена. Мурсия – тихий городок с населением около 300 тыс. человек, являющийся административным центром одноименного региона. Картахена – близлежащий портовой город, чем-то неумолимо напоминающий отечественную Балаклаву. Особой культурной жизни в регионе, как несложно догадаться, не наблюдается. Среди организаторов нынешней Манифесты бытовал анекдот, что в Мурсии было проблемой найти четверых современных художников – а это необходимое условие, ведь Манифеста всегда гордится привлечением к организации выставки местного ресурса. В Мурсии этот акцент на работе с местным населением и региональными проблемами был особенно заметен. Этот вектор даже затмил основную заявленную тему Манифесты – «Диалог с Северной Африкой».

В теории все звучало прекрасно – юг Испании, травмированный памятью об арабском владычестве и последовавшей Реконкисте, отделенный Гибралтаром от соседнего гигантского континента – подходящее место поразмыслить о том, какой может быть коммуникация современной Европы с современной Северной Африкой. В ходе кофе-брейка, которые Манифеста регулярно проводит в межвыставочный период, в 2009-м году в Мурсии состоялась широкая дискуссия вокруг предстоящего «диалога». Был выдвинут остроумный тезис – постколониальная оптика безнадежно устарела и на Африку пора взглянуть совершенно новыми глазами. Но, к сожалению, отказавшись от привычного клише, кураторы Манифесты вогнали себя в глухой угол – выработать новый язык, рассказать о Северной Африке, не прибегая к привычным штампам, оказалось не так-то просто. В результате «диалог» по сути провалился – все опять свелось к показательному участию в проекте нескольких африканских художников, паре вопросительных высказываний на тему «а каким же, собственно, должен быть диалог с северной Африкой» (Thierry Geoffroy/Colonel «Penetration», 2010) и т.п. Несколько ярких «африканских» работ показал кураторский коллекив transit.org – видео о видениях будущего жителей отдаленного африканского поселка (NEÏL BELOUFA «Kempinski», 2010), проект Матье Клеебе Аббоненч (Мathieu Kleyebe Abbonenc) «Tricontinental» в рамках которого демонстрировался шикарный пропагандистский кинофильм «Monangambée» 1969 года художницы французского происхождения Сары Мальдорор (Sarah Maldoror) о борьбе за независимость Алжира и несколько ярких работ об отчуждении и потере идентичности – на примере внутреннеевропейских проблем (замечательное видео венгерских художников Игоря и Ивана Бухаровых «Rudderless» - зарисовки о югославском эмигранте 70-х годов, затерявшемся во времени, пространстве и самом себе).

Второй кураторский коллектив – «Chamber of Public Secrets» к диалогу с Африкой остался совершенно равнодушен, сосредоточившись на проблемах региона Мурсия, а также на творчестве своего протеже – слепого художника Эcрефа Армажана (Eşref Armağan), дискуссия о творчестве которого – местами забавная, местами идиотская стала одним из главных лейтмотивов Манифесты. А противоположную точку зрения, то есть «взгляд из Африки» теоретически должна была бы представить кураторская группа «Alexandria Contemporary Arts Forum». Но центральный проект Форума в старом здании почты г.Мурсия сложно назвать целостным идеологическим высказыванием.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Мир Уильяма Блейка: «С наступлением Нового Рая»

11 сентября 2009, по 3 января 2010 года - Библиотека и музей Моргана Фантазер и нонконформист Уильям Блейк (1757-1827) – это выдающая личность в ...

News image

Франциско Инфанте и Нонна Горюнова в спецпроекте «Снежн

16 декабря 2009 - 1 августа 2010 С 16 декабря 2009 года и до 1 августа 2010 года в Третьяковской галерее будет представлен проект, который раскры...

News image

Наш современник. Вторая выставка ленинградских художник

Вторая выставка произведений ленинградских художников «Наш современник», открытая осенью 1972 года в Ленинграде в залах Государственного Русского му...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

Украинская неделя искусств

News image

МЕЖДУНАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА проводится в рамках Украинской Недели Искусств. Украинская неделя искусств пройдет на одной из красивейших ...

Программа V Фестиваля коллекций современного искусства

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной...

Международная художественная ярмарка современного искус

News image

Совсем скоро в Греции начнется одна из старейших арт-ярмарок современного искусства в Европе. 17-я Международная ярмарка АРТ-ATHINA 2011 пройдет...

Выставка Юлии Суховецкой «Живопись: алхимия пространств

News image

16 марта в выставочном зале, который находится по адресу 1-я Тверская-Ямская, 20 откроется выставка художницы Юлии Суховецкой. Большинство картин, к...

От Рафаэля до Караччи: Искусство Папского Рима ( Национ

News image

Эта большая международная выставка представляет более чем 150 исключительных картин и рисунки знаменитых художников, таких как Микеланджело, Тициан...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Скандальную акцию Войны и еще 24 проекта показывают н

News image

Лучшие арт-проекты минувшего года, выбранные экспертным советом шестой премии в области визуального искусства Инновация , представлены со вторника ...

Иннополис

News image

Открылась выставка номинантов всероссийского конкурса Инновация – дайджест голевых моментов современного искусства. Для ленивых болельщик...

Инновация

News image

Чтобы быстро и сразу получить представление об отечественном современном искусстве, можно посетить выставку номинантов премии Инновация , которую в...

Арт-персоны:

Александр Гаврилов: «Культурная политика – c’est moi!»

News image

Сторукий Шива российской книжной индустрии о прикладной футурологии и террористической культурной стратегии Газета Книжное о...

Василий Церетели: В первую очередь – художник и его ид

News image

10 июня 2007 года открывается 52-я Венецианская биеннале современного искусства. В этом году комиссаром российского павильона на...

Александр Шабуров: Мы – не гастарбайтеры

News image

Популярная арт-антропология Зачем художники стремятся в столицы? В юные годы мне довелось не единожды переосмыслять, что т...

Арт-Ярмарка:

Ближневосточное наступление

News image

Ярмарка Frieze, основанная в 2003 году издателями одноименного журнала по современному искусству, сразу замахнулась на монстров ...

Сегодня в Лондоне открывается арт-ярмарка Frieze

News image

C 15 по 18 октября в лондонском Риджентс-парке пройдет одна из самых престижных ярмарок современного искусства — Frieze Art Fair...

Соревнование двух столиц: Frieze vs FIAC

News image

Октябрь радует сразу двумя событиями арт-рынка мировой величины – только в воскресенье закончилась лондонская ярмарка современно...

Арт-Критика:

Коровы на службе искусству

News image

В окрестностях деревни Никола-Ленивец Калужской области состоялся очередной фестиваль ландшафтных объектов Архстояние , г...

Сказка про красоту

News image

В Выборге завершился кинофестиваль Окно в Европу По традиции Выборгского фестиваля жюри еще до объявления результатов...

Дубликаты человеческих сущностей

News image

Каждый житель Земли – потенциальная антенна, а их сообщество может создать Поле притяжения . Так называется инсталляция б...