Реклама*
Периодическая выставка «Манифеста» никогда не была такой пафосной, как старейшая Венецианская биеннале, и не претендовала на такую знаковость и задавание тона в современном искусстве, как кассельская «Документа». От Венецианской биеннале и других событий подобного рода Манифеста отличается своим «номадизмом» - выставка не привязана к той или иной локации и каждые два года проводится в новом уголке Европы. Первая Манифеста проходила в 1996-м в Роттердаме, и с тех пор биеннале позиционировала себя, как событие сугубо европейское и социально ангажированное. Для этой выставки всегда важно не только ЧТО показывать, но и ГДЕ и, главное, каков будет долгосрочный эффект биеннале для «принимающей стороны», т.е. для территории, где она проводится.
Социологический пафос и политизированная риторика, интеллектуализм и доминирование институционального, некоммерчского искусства – вот характерные черты Манифесты. Два года назад Манифеста в каком-то смысле стала «чиновником» - биеннале и ее организаторы были назначены «послом Визуальных искусств Европейской комиссии». Здесь до сих пор жива вера в куратора – индивидуального или коллективного. Именно упор на интеллектуальные кураторские практики во многом определяет лицо Манифесты – и ее достоинства, и многочисленные недостатки, о которых давно устало сплетничать художественное сообщество. Да, кураторы Манифесты часто ссорятся, идут на компромисс с еврочиновниками, сами начинают говорить языком бюрократов и зануд, доходят до полного утопизма в построении нереализуемых моделей коммуникации как внутри Манифесты так и с сообществами, которым она якобы призвана нести свет современного искусства. Манифеста всегда несет за собой шлейф легкого хаоса и противоречий, но это хаос жизни – жизни ярких идей и ценностей, которые весьма отчетливо прослеживаются за пятнадцатилетней историей деятельности выставки.
Идеологию Манифесты кратко изложила директор и основатель биеннале – Хедвиг Фейен во вступительном слове к каталогу нынешней, восьмой по счету Манифесты: «Манифеста – независимое, антиинституциональное мероприятие, основанное на энтузиазме. Она впитывает в себя новые таланты. Она ставит своей целью быть щедрой и прозрачной как в своем тоне, так и в своей деятельности. Она начинает всякий раз с чистого листа, но с постоянно расширяющимся ядром специалистов из различных культурных сфер. Она одновременно действует в существующих рамках искусства и выходит за них...».
В этом году Манифеста проходила в живописном, но туристически не развитом уголке южной Испании – в городах Мурсия и Картахена. Мурсия – тихий городок с населением около 300 тыс. человек, являющийся административным центром одноименного региона. Картахена – близлежащий портовой город, чем-то неумолимо напоминающий отечественную Балаклаву. Особой культурной жизни в регионе, как несложно догадаться, не наблюдается. Среди организаторов нынешней Манифесты бытовал анекдот, что в Мурсии было проблемой найти четверых современных художников – а это необходимое условие, ведь Манифеста всегда гордится привлечением к организации выставки местного ресурса. В Мурсии этот акцент на работе с местным населением и региональными проблемами был особенно заметен. Этот вектор даже затмил основную заявленную тему Манифесты – «Диалог с Северной Африкой».
В теории все звучало прекрасно – юг Испании, травмированный памятью об арабском владычестве и последовавшей Реконкисте, отделенный Гибралтаром от соседнего гигантского континента – подходящее место поразмыслить о том, какой может быть коммуникация современной Европы с современной Северной Африкой. В ходе кофе-брейка, которые Манифеста регулярно проводит в межвыставочный период, в 2009-м году в Мурсии состоялась широкая дискуссия вокруг предстоящего «диалога». Был выдвинут остроумный тезис – постколониальная оптика безнадежно устарела и на Африку пора взглянуть совершенно новыми глазами. Но, к сожалению, отказавшись от привычного клише, кураторы Манифесты вогнали себя в глухой угол – выработать новый язык, рассказать о Северной Африке, не прибегая к привычным штампам, оказалось не так-то просто. В результате «диалог» по сути провалился – все опять свелось к показательному участию в проекте нескольких африканских художников, паре вопросительных высказываний на тему «а каким же, собственно, должен быть диалог с северной Африкой» (Thierry Geoffroy/Colonel «Penetration», 2010) и т.п. Несколько ярких «африканских» работ показал кураторский коллекив transit.org – видео о видениях будущего жителей отдаленного африканского поселка (NEÏL BELOUFA «Kempinski», 2010), проект Матье Клеебе Аббоненч (Мathieu Kleyebe Abbonenc) «Tricontinental» в рамках которого демонстрировался шикарный пропагандистский кинофильм «Monangambée» 1969 года художницы французского происхождения Сары Мальдорор (Sarah Maldoror) о борьбе за независимость Алжира и несколько ярких работ об отчуждении и потере идентичности – на примере внутреннеевропейских проблем (замечательное видео венгерских художников Игоря и Ивана Бухаровых «Rudderless» - зарисовки о югославском эмигранте 70-х годов, затерявшемся во времени, пространстве и самом себе).
Второй кураторский коллектив – «Chamber of Public Secrets» к диалогу с Африкой остался совершенно равнодушен, сосредоточившись на проблемах региона Мурсия, а также на творчестве своего протеже – слепого художника Эcрефа Армажана (Eşref Armağan), дискуссия о творчестве которого – местами забавная, местами идиотская стала одним из главных лейтмотивов Манифесты. А противоположную точку зрения, то есть «взгляд из Африки» теоретически должна была бы представить кураторская группа «Alexandria Contemporary Arts Forum». Но центральный проект Форума в старом здании почты г.Мурсия сложно назвать целостным идеологическим высказыванием.
Читайте: |
---|
Выставки прошлого:
![]() ВЫСТАВКИ 23 – 29 июня 200623 – 24 июня «Взгляд». Выпускники московских художественных вузов, ученики известных мастеров Анастасия Ахнина, Ольга Гуревич, Максим Малашенк... |
![]() Чопорные лики18–24 августа В июне этого года отмечалось 450-летие Английского двора в Москве. К этому событию приурочен выставочный проект, адресованный всем... |
![]() Манеж (Санкт-Петербург)Здание построено годы правления Александра Первого, в 1804—1807 годах. Манеж относится к ряду последних творений архитектора Джакомо Кваренги. Здани... |
More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР |
Арт-Москва:
Реклама*
Архив событий:
Выставки 2011:
4 – 30 августа, Ширяево – VII Ширяевская биеннале совре![]() VII Ширяевская биеннале современного искусства Чужестранцы: между Европой и Азией. 4 – 30 августа 2001 www.shiryaevo-biennale.ru Ширяевская ... |
Bonjour Russland Дюссельдорф ( Германия )![]() В Дюссельдорфе ( Германия ) с огромным успехом проходит выставка Bonjour Russland . Четыре крупнейших музея России - Эрмитаж и Русский музей ( Санк... |
29 сентября – 3 октября, МВДЦ Сибирь (Красноярск) –![]() 29.09.2011 Выставка АРТ-Красноярск-2011 станет настоящим праздником искусства С 29 сентября по 3 октября в Красноярске пройдет един... |
Выставка Юлии Суховецкой «Живопись: алхимия пространств![]() 16 марта в выставочном зале, который находится по адресу 1-я Тверская-Ямская, 20 откроется выставка художницы Юлии Суховецкой. Большинство картин, к... |
Программа V Фестиваля коллекций современного искусства![]() Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной... |
Конкурс ИННОВАЦИЯ:
Инновация![]() Чтобы быстро и сразу получить представление об отечественном современном искусстве, можно посетить выставку номинантов премии Инновация , которую в... |
Решение членов Оргкомитета конкурса ИННОВАЦИЯ![]() Оргкомитет VI Всероссийского конкурса в области современного визуального искусства ИННОВАЦИЯ в составе, установленном приказом Министра культуры Рос... |
Ближний круг![]() Прошла церемония награждения лауреатов II ежегодного Всероссийского конкурса Инновация Главным событием артжизни перед праздничным майски... |