• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*




Картинки без книжек

Арт-проекты - Арт-Критика

картинки без книжек




В Литературном музее открылась выставка Мастера книжной графики

Фестиваль коллекций современного искусства от ГЦСИ вступил в завершающую фазу. Мастера книжной графики стали последней выставкой фестиваля. Работы пяти художников разных поколений сформировали экспозицию на тему книги, которую мы потеряли, считает ВАЛЕНТИН Ъ-ДЬЯКОНОВ.

Листы из огромной коллекции книжной графики, собранной Борисом Фридманом, впервые показываются широкой публике. Фридман собирает графику советского и постсоветского периодов. Коллекционера равно интересуют и профессионалы, добившиеся признания в этой прикладной области, и художники, для которых иллюстрация была лишь эпизодом в биографии, помогающим обеспечивать нормальный уровень жизни. К первым на выставке относятся Владимир Фаворский и Юрий Ващенко. К авторам второго типа относятся многие авторы советского андерграунда, в том числе Илья Кабаков. В Литературном висят работы двух вынужденных иллюстраторов – Игоря Макаревича и Бориса Свешникова. И наконец, где-то на другой планете располагается графика Леонида Тишкова. Что бы он ни иллюстрировал, Тишков пишет свою историю, в которой персонажи книг являются и частью его собственного повествования. Так или иначе, работы мастеров относятся к эпохе, когда отношение к книге было намного более интимным и сам факт выхода издания с хорошими иллюстрациями заменял любой маркетинг. Нынешние художники (да и издатели) книги мыслят скорее сериями, поскольку число наименований и километраж полок в магазинах выросли с 1990-х многократно – может быть, через 50 лет в Литературном откроют выставку красивых корешков?

Начинал Фридман, естественно, с Владимира Фаворского, которому на Мастерах посвящен целый зал. Потомки Фаворского усилили экспозицию подготовительными эскизами к ксилографиям и инструментами художника. Благодаря этому первый зал Мастеров можно изучать и отдельно от остальных – главное, не забыть лупу: оттиски Фаворского редко больше, чем десять на десять сантиметров.

Пять книг, оформленных Фаворским до войны, представляют собой энциклопедию приемов патриарха советской графической школы. С одной стороны, Фаворского трудно с кем-то перепутать (ну разве что с ближайшим другом и соратником Андреем Гончаровым). С другой, Фаворский – мастер гибкой работы с текстом. И степень условности, и способы монтажа образов меняются, иногда существенно, в зависимости от объекта иллюстрирования. Наиболее спокойно, если можно так выразиться, выглядят иллюстрации к библейской Книге Руфь . Композиция стремится к форме круга, а эпизоды биографии-мифа оформлены подсказками: встреча Руфь с Боозом, отцом ее ребенка, сопровождается символическим изображением снопа пшеницы, намеком на плодородие.

Для оформления рассказов советского модерниста Бориса Пильняка Фаворский резко левеет . Форзац книги представляет собой почти абстрактное пятно синего цвета с завитушками морских волн из звезд. Для фронтисписа Фаворский делает почти коллаж в духе экспериментов Родченко или Хартфилда. Из огромной ели справа едет автомобиль, сверху вырастает море с кораблем, композиция дополнена черной точкой солнца и самолетом.

Как ни странно, ближе всего Фаворскому оказывается самый молодой участник – Леонид Тишков (иллюстрации к собранию стихов обэриута Николая Олейникова). Как и Фаворский, Тишков рисует как читает: наряду с композициями, основанными на описываемых в тексте событиях, он включает в пространство листа смачные детали и микро-эпизоды ( Ученый Макаров исследует ногу соседки Маши ). Тишков, однако, всегда остается самим собой, и за героями Олейникова просматриваются придуманные художником чудовища вроде даблоидов и стомаков.

Опыт Фаворского, как общественный (художник-профессионал вне политики), так и творческий, был важен для шестидесятников. За ним последовали многие. Но рисунки бывшего лагерника и известного нонконформиста Бориса Свешникова далеки от аналитической манеры Фаворского. Свешников ценил малых голландцев и ориентировался в графике в первую очередь на рассказ и прозрачно выстроенные мизансцены. Подчас его манера становится вполне анонимной: подобные рисунки, легкие, остроумные, почти рококо, в эпоху позднего социализма делал не только Свешников. Правда, чем позднее оформляемая им книга, тем больше в ней стиля его подпольных работ – разноцветных точек под Сера, обилия импрессионистских розовых и голубоватых тонов. Мастера помоложе, Игорь Макаревич и Юрий Ващенко, тоже отходят от Фаворского в пользу четких композиций-картин, почти станковой графики. Ващенко представлен иллюстрациями к Алисе в стране чудес и В Зазеркалье , которые на родине Льюиса Кэрролла признали лучшими в истории. Явно не за следование сюжету: Ващенко иллюстрирует классику детской литературы как ряд парадоксов и пространственных искажений.

Игорь Макаревич признался Ъ , что для него в силу личных склонностей иллюстрация была делом неприятным по сравнению с монументалкой и составляла примерно одну пятую официального заработка. Действительно, границы листа Макаревичу явно тесны. Его Ярмарка тщеславия нарисована на мрачном, грозовом фоне, что превращает карикатурные фигуры персонажей сатиры Теккерея в привидения или посланников потустороннего мира.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Туллио Ломбардо и венецианская скульптура ренессанса в

Самые яркие акценты выставки – это барельеф, изображающий мужчину и женщину (ок. 1490/1495) и двойной портрет, вырезанный из мрамора «Бахус и Ариадн...

News image

ВЫСТАВКИ в апреле 2006

7-8 апреля Александр Андрианов. Необычайно экспрессивный мир живописца Адрианова притягивает, интригует и делает зрителя невольным соучастником п...

News image

Осенняя выставка произведений ленинградских художников

Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1968 года , открытая в залах Ленинградской организации Союза художников РСФСР, стала одним и...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

Выставка Юлии Суховецкой «Живопись: алхимия пространств

News image

16 марта в выставочном зале, который находится по адресу 1-я Тверская-Ямская, 20 откроется выставка художницы Юлии Суховецкой. Большинство картин, к...

В Торонто состоялась Международная художественная выста

News image

19 и 20 января 2007 года представление ТВНДТ, посвящённое китайскому Новому году, совершающее международное турне, состоялось в Центре Искусств Торо...

3 августа – 15 сентября, галерея М-Ю Гельман (Москва) –

News image

Галерея М-Ю Гельман Хаим Сокол. Свидетель www.guelman.ru Открытие состоится 3 августа 2011, 19

4 – 30 августа, Ширяево – VII Ширяевская биеннале совре

News image

VII Ширяевская биеннале современного искусства Чужестранцы: между Европой и Азией. 4 – 30 августа 2001 www.shiryaevo-biennale.ru Ширяевская ...

29 сентября – 3 октября, МВДЦ Сибирь (Красноярск) –

News image

29.09.2011 Выставка АРТ-Красноярск-2011 станет настоящим праздником искусства С 29 сентября по 3 октября в Красноярске пройдет един...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Любовь и видео

News image

Арт-достижения прошлого сезона собрали в единую экспозицию Премия Инновация , учрежденная Министерством культуры в прошлом году, претендуе...

Завершился прием заявок на VI Всероссийский конкурс в о

News image

В этом году на конкурс подано 287 заявок из 30 регионов Российской Федерации, среди которых: Алтайский край, Вологодская область, Воронежская област...

Крупная творческая раздача

News image

На Винзаводе вручили Инновацию В арт-центре Винзавод прошла церемония награждения лауреатов II всероссийского конкурса в области соврем...

Арт-персоны:

Роберт Уилсон: Тайна всегда на поверхности

News image

Монологи молчания В октябре фонд Екатерина примет русскую версию Портретов Voom Роберта Уилсона – это будет первый показ ...

Александр Гаврилов: «Культурная политика – c’est moi!»

News image

Сторукий Шива российской книжной индустрии о прикладной футурологии и террористической культурной стратегии Газета Книжное о...

Марина Колдобская: Городская власть экзамена не выдержа

News image

В Санкт-Петербурге до сих пор нет ни одного крупного специализированного учреждения современного искусства. А ведь именно таковы...

Арт-Ярмарка:

Актуальные раскопки

News image

В лондонском Риджентс-парке завершила свою работу восьмая по счету ярмарка актуального искусства Frieze Art Fair – самая молодая...

Скандальные и витальные

News image

Сегодня в Лондоне открывается художественная ярмарка Frieze, претендующая на статус самого модного мирового события в сфере совр...

Арт-ярмарка Frieze впервые пройдет в Нью-Йорке

News image

Знаменитая лондонская арт-ярмарка Frieze откроет филиал в Нью-Йорке, пишет The Art Newspaper. Первая американская ярмарка Frieze...

Арт-Критика:

Роман Абрамович и Даша Жукова привезли в Москву Энтони

News image

Английский скульптор отыскал Поле притяжения в Гараже Знаменитый английский скульптор, ни разу не выставлявшийся в ...

Сценная коллекция

News image

Собрание Валентина Соляникова в ГМИИ им. А. С. Пушкина В отделе личных коллекций ГМИИ им

И это все о нем

News image

Собрание художника – тема московского фестиваля личных коллекций По традиции проводит фестиваль Государственный центр...