• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*



Картинки без книжек

Арт-проекты - Арт-Критика

картинки без книжек




В Литературном музее открылась выставка Мастера книжной графики

Фестиваль коллекций современного искусства от ГЦСИ вступил в завершающую фазу. Мастера книжной графики стали последней выставкой фестиваля. Работы пяти художников разных поколений сформировали экспозицию на тему книги, которую мы потеряли, считает ВАЛЕНТИН Ъ-ДЬЯКОНОВ.

Листы из огромной коллекции книжной графики, собранной Борисом Фридманом, впервые показываются широкой публике. Фридман собирает графику советского и постсоветского периодов. Коллекционера равно интересуют и профессионалы, добившиеся признания в этой прикладной области, и художники, для которых иллюстрация была лишь эпизодом в биографии, помогающим обеспечивать нормальный уровень жизни. К первым на выставке относятся Владимир Фаворский и Юрий Ващенко. К авторам второго типа относятся многие авторы советского андерграунда, в том числе Илья Кабаков. В Литературном висят работы двух вынужденных иллюстраторов – Игоря Макаревича и Бориса Свешникова. И наконец, где-то на другой планете располагается графика Леонида Тишкова. Что бы он ни иллюстрировал, Тишков пишет свою историю, в которой персонажи книг являются и частью его собственного повествования. Так или иначе, работы мастеров относятся к эпохе, когда отношение к книге было намного более интимным и сам факт выхода издания с хорошими иллюстрациями заменял любой маркетинг. Нынешние художники (да и издатели) книги мыслят скорее сериями, поскольку число наименований и километраж полок в магазинах выросли с 1990-х многократно – может быть, через 50 лет в Литературном откроют выставку красивых корешков?

Начинал Фридман, естественно, с Владимира Фаворского, которому на Мастерах посвящен целый зал. Потомки Фаворского усилили экспозицию подготовительными эскизами к ксилографиям и инструментами художника. Благодаря этому первый зал Мастеров можно изучать и отдельно от остальных – главное, не забыть лупу: оттиски Фаворского редко больше, чем десять на десять сантиметров.

Пять книг, оформленных Фаворским до войны, представляют собой энциклопедию приемов патриарха советской графической школы. С одной стороны, Фаворского трудно с кем-то перепутать (ну разве что с ближайшим другом и соратником Андреем Гончаровым). С другой, Фаворский – мастер гибкой работы с текстом. И степень условности, и способы монтажа образов меняются, иногда существенно, в зависимости от объекта иллюстрирования. Наиболее спокойно, если можно так выразиться, выглядят иллюстрации к библейской Книге Руфь . Композиция стремится к форме круга, а эпизоды биографии-мифа оформлены подсказками: встреча Руфь с Боозом, отцом ее ребенка, сопровождается символическим изображением снопа пшеницы, намеком на плодородие.

Для оформления рассказов советского модерниста Бориса Пильняка Фаворский резко левеет . Форзац книги представляет собой почти абстрактное пятно синего цвета с завитушками морских волн из звезд. Для фронтисписа Фаворский делает почти коллаж в духе экспериментов Родченко или Хартфилда. Из огромной ели справа едет автомобиль, сверху вырастает море с кораблем, композиция дополнена черной точкой солнца и самолетом.

Как ни странно, ближе всего Фаворскому оказывается самый молодой участник – Леонид Тишков (иллюстрации к собранию стихов обэриута Николая Олейникова). Как и Фаворский, Тишков рисует как читает: наряду с композициями, основанными на описываемых в тексте событиях, он включает в пространство листа смачные детали и микро-эпизоды ( Ученый Макаров исследует ногу соседки Маши ). Тишков, однако, всегда остается самим собой, и за героями Олейникова просматриваются придуманные художником чудовища вроде даблоидов и стомаков.

Опыт Фаворского, как общественный (художник-профессионал вне политики), так и творческий, был важен для шестидесятников. За ним последовали многие. Но рисунки бывшего лагерника и известного нонконформиста Бориса Свешникова далеки от аналитической манеры Фаворского. Свешников ценил малых голландцев и ориентировался в графике в первую очередь на рассказ и прозрачно выстроенные мизансцены. Подчас его манера становится вполне анонимной: подобные рисунки, легкие, остроумные, почти рококо, в эпоху позднего социализма делал не только Свешников. Правда, чем позднее оформляемая им книга, тем больше в ней стиля его подпольных работ – разноцветных точек под Сера, обилия импрессионистских розовых и голубоватых тонов. Мастера помоложе, Игорь Макаревич и Юрий Ващенко, тоже отходят от Фаворского в пользу четких композиций-картин, почти станковой графики. Ващенко представлен иллюстрациями к Алисе в стране чудес и В Зазеркалье , которые на родине Льюиса Кэрролла признали лучшими в истории. Явно не за следование сюжету: Ващенко иллюстрирует классику детской литературы как ряд парадоксов и пространственных искажений.

Игорь Макаревич признался Ъ , что для него в силу личных склонностей иллюстрация была делом неприятным по сравнению с монументалкой и составляла примерно одну пятую официального заработка. Действительно, границы листа Макаревичу явно тесны. Его Ярмарка тщеславия нарисована на мрачном, грозовом фоне, что превращает карикатурные фигуры персонажей сатиры Теккерея в привидения или посланников потустороннего мира.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Выставка картин Чингиза Ахмарова в Галеев Галерее (Моск

С 16 июня по 31 августа 2010 года В Галеев Галерее проходит серия выставок, которые посвящены художественному ориентализму 20 века. На первой выс...

News image

Весенняя выставка произведений ленинградских художников

«Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1969 года», открытая в залах Ленинградского организации Союза художников РСФСР, стала замет...

News image

Картины И.П. Похитонова на выставке «Чародей-Художник»

3 марта – 23 мая 2010 года Лаврушинский, 10, залы № 46–48 Пресс-показ – 2 марта в 14.00 Вернисаж – 2 марта в 16.00 (по пригласительным) Илья...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

Традиции живописи ранних буддийских манускриптов на пал

News image

Галереи Флоренс и Герберта Ирвингов (Florence and Herbert Irving), коллекции искусства Южной и Юго-Восточной Азии, 3-й этаж. Эта экспозиция тридцат...

28 июля, ГЦСИ (Москва) – лекция куратора Антонио Джеузы

News image

28.07.2011 28 июля, четверг, 19.00 ГЦСИ, малый зал Искусство России 2000-х годов

В Торонто состоялась Международная художественная выста

News image

19 и 20 января 2007 года представление ТВНДТ, посвящённое китайскому Новому году, совершающее международное турне, состоялось в Центре Искусств Торо...

Программа V Фестиваля коллекций современного искусства

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной...

4 – 30 августа, Ширяево – VII Ширяевская биеннале совре

News image

VII Ширяевская биеннале современного искусства Чужестранцы: между Европой и Азией. 4 – 30 августа 2001 www.shiryaevo-biennale.ru Ширяевская ...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Государственная премия Инновация . Справка

News image

В Москве 7 апреля вручат премию в области современного визуального искусства Инновация . Выставка работ номинантов открылась в Государственном цент...

Убить во имя преодоления табу — не думаю, что это эффе

News image

29 марта в Государственном центре современного искусства покажут работы, вошедшие в шорт-лист VI Всероссийского конкурса в области современного визу...

Инновация (конкурс)

News image

Всероссийский конкурс в области современного визуального искусства ИННОВАЦИЯ — российский государственный конкурс в области современного искусства, ...

Арт-персоны:

Алексей Каллима: Следующая революция будет интеллектуа

News image

Стремительная и яркая художественная эволюция Алексея Каллимы продиктована непреложной внутренней необходимостью. Он оттолкнулся...

Ирина Меглинская: Я вошла через другую дверь

News image

Ирина Меглинская – фотодиректор ИД Афиша , создатель первой галереи фотографии Школа (1991); весной Ирина вместе с Ниной Гоми...

Олег Кулик. Москва. ЦУМ

News image

Прежде всего, нужно помнить: если произведение искусства рассказывает о реальных событиях, оно от этого не превращается в докуме...

Арт-Ярмарка:

Градус безумия

News image

Frieze Art Fair — не только одна из самых молодых (но при этом ведущих) художественных ярмарок, но и ярмарка для молодых. Крупне...

Две российские галереи примут участие в ярмарке Frieze

News image

Седьмая по счету, ведущая мировая ярмарка современного искусства Frieze Art Fair открывается в четверг в Лондоне, в ней участвую...

Frieze Art Fair: ярмарка эксцентричного тщеславия

News image

Я долго думала, как бы написать о Frieze Art Fair – крупнейшей и гламурнейшей ярмарке современного искусства – и сказать при это...

Арт-Критика:

Не толоконный лоб

News image

Поп ( Преображение ) Владимира Хотиненко. Премьера в Выборге Новую картину Владимира Хотиненко показали на церемонии ...

Пятеро в лодке, не считая коллекционера

News image

От Фаворского до Тишкова: художники разных поколений и даже разных эпох объединены общей экспозицией Мастера книжной граф...

Коллекция с концепцией

News image

В ГЦСИ стартовал ежегодный III Международный фестиваль коллекций современного искусства Тема нового смотра – коллекция...