• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*



Картинки без книжек

Арт-проекты - Арт-Критика

картинки без книжек




В Литературном музее открылась выставка Мастера книжной графики

Фестиваль коллекций современного искусства от ГЦСИ вступил в завершающую фазу. Мастера книжной графики стали последней выставкой фестиваля. Работы пяти художников разных поколений сформировали экспозицию на тему книги, которую мы потеряли, считает ВАЛЕНТИН Ъ-ДЬЯКОНОВ.

Листы из огромной коллекции книжной графики, собранной Борисом Фридманом, впервые показываются широкой публике. Фридман собирает графику советского и постсоветского периодов. Коллекционера равно интересуют и профессионалы, добившиеся признания в этой прикладной области, и художники, для которых иллюстрация была лишь эпизодом в биографии, помогающим обеспечивать нормальный уровень жизни. К первым на выставке относятся Владимир Фаворский и Юрий Ващенко. К авторам второго типа относятся многие авторы советского андерграунда, в том числе Илья Кабаков. В Литературном висят работы двух вынужденных иллюстраторов – Игоря Макаревича и Бориса Свешникова. И наконец, где-то на другой планете располагается графика Леонида Тишкова. Что бы он ни иллюстрировал, Тишков пишет свою историю, в которой персонажи книг являются и частью его собственного повествования. Так или иначе, работы мастеров относятся к эпохе, когда отношение к книге было намного более интимным и сам факт выхода издания с хорошими иллюстрациями заменял любой маркетинг. Нынешние художники (да и издатели) книги мыслят скорее сериями, поскольку число наименований и километраж полок в магазинах выросли с 1990-х многократно – может быть, через 50 лет в Литературном откроют выставку красивых корешков?

Начинал Фридман, естественно, с Владимира Фаворского, которому на Мастерах посвящен целый зал. Потомки Фаворского усилили экспозицию подготовительными эскизами к ксилографиям и инструментами художника. Благодаря этому первый зал Мастеров можно изучать и отдельно от остальных – главное, не забыть лупу: оттиски Фаворского редко больше, чем десять на десять сантиметров.

Пять книг, оформленных Фаворским до войны, представляют собой энциклопедию приемов патриарха советской графической школы. С одной стороны, Фаворского трудно с кем-то перепутать (ну разве что с ближайшим другом и соратником Андреем Гончаровым). С другой, Фаворский – мастер гибкой работы с текстом. И степень условности, и способы монтажа образов меняются, иногда существенно, в зависимости от объекта иллюстрирования. Наиболее спокойно, если можно так выразиться, выглядят иллюстрации к библейской Книге Руфь . Композиция стремится к форме круга, а эпизоды биографии-мифа оформлены подсказками: встреча Руфь с Боозом, отцом ее ребенка, сопровождается символическим изображением снопа пшеницы, намеком на плодородие.

Для оформления рассказов советского модерниста Бориса Пильняка Фаворский резко левеет . Форзац книги представляет собой почти абстрактное пятно синего цвета с завитушками морских волн из звезд. Для фронтисписа Фаворский делает почти коллаж в духе экспериментов Родченко или Хартфилда. Из огромной ели справа едет автомобиль, сверху вырастает море с кораблем, композиция дополнена черной точкой солнца и самолетом.

Как ни странно, ближе всего Фаворскому оказывается самый молодой участник – Леонид Тишков (иллюстрации к собранию стихов обэриута Николая Олейникова). Как и Фаворский, Тишков рисует как читает: наряду с композициями, основанными на описываемых в тексте событиях, он включает в пространство листа смачные детали и микро-эпизоды ( Ученый Макаров исследует ногу соседки Маши ). Тишков, однако, всегда остается самим собой, и за героями Олейникова просматриваются придуманные художником чудовища вроде даблоидов и стомаков.

Опыт Фаворского, как общественный (художник-профессионал вне политики), так и творческий, был важен для шестидесятников. За ним последовали многие. Но рисунки бывшего лагерника и известного нонконформиста Бориса Свешникова далеки от аналитической манеры Фаворского. Свешников ценил малых голландцев и ориентировался в графике в первую очередь на рассказ и прозрачно выстроенные мизансцены. Подчас его манера становится вполне анонимной: подобные рисунки, легкие, остроумные, почти рококо, в эпоху позднего социализма делал не только Свешников. Правда, чем позднее оформляемая им книга, тем больше в ней стиля его подпольных работ – разноцветных точек под Сера, обилия импрессионистских розовых и голубоватых тонов. Мастера помоложе, Игорь Макаревич и Юрий Ващенко, тоже отходят от Фаворского в пользу четких композиций-картин, почти станковой графики. Ващенко представлен иллюстрациями к Алисе в стране чудес и В Зазеркалье , которые на родине Льюиса Кэрролла признали лучшими в истории. Явно не за следование сюжету: Ващенко иллюстрирует классику детской литературы как ряд парадоксов и пространственных искажений.

Игорь Макаревич признался Ъ , что для него в силу личных склонностей иллюстрация была делом неприятным по сравнению с монументалкой и составляла примерно одну пятую официального заработка. Действительно, границы листа Макаревичу явно тесны. Его Ярмарка тщеславия нарисована на мрачном, грозовом фоне, что превращает карикатурные фигуры персонажей сатиры Теккерея в привидения или посланников потустороннего мира.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Выставка «Василий Сумарев. Учитель и ученики» в Национа

15 января 2010 - 15 февраля 2010 15 января 2010 года в Национальном художественном музее РБ состоялось открытие выставки под названием «Василий С...

News image

Осенняя выставка произведений ленинградских художников

С октября по ноябрь 1958 года в Ленинграде в залах Ленинградского Союза советских художников проходила «Осенняя выставка ленинградских художников 19...

News image

Выставка картин Адольфа Алексеева и Алексея Алексеева

11-22 мая 2010 года 11 мая в Выставочном зале, который находится по адресу 1-я Тверская-Ямская, 20, будет открыта выставка картин Адольфа Алексее...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

Международная художественная ярмарка современного искус

News image

Совсем скоро в Греции начнется одна из старейших арт-ярмарок современного искусства в Европе. 17-я Международная ярмарка АРТ-ATHINA 2011 пройдет...

28 июля, ГЦСИ (Москва) – лекция куратора Антонио Джеузы

News image

28.07.2011 28 июля, четверг, 19.00 ГЦСИ, малый зал Искусство России 2000-х годов

4 – 30 августа, Ширяево – VII Ширяевская биеннале совре

News image

VII Ширяевская биеннале современного искусства Чужестранцы: между Европой и Азией. 4 – 30 августа 2001 www.shiryaevo-biennale.ru Ширяевская ...

Выставка Юлии Суховецкой «Живопись: алхимия пространств

News image

16 марта в выставочном зале, который находится по адресу 1-я Тверская-Ямская, 20 откроется выставка художницы Юлии Суховецкой. Большинство картин, к...

Украинская неделя искусств

News image

МЕЖДУНАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА проводится в рамках Украинской Недели Искусств. Украинская неделя искусств пройдет на одной из красивейших ...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Убить во имя преодоления табу — не думаю, что это эффе

News image

29 марта в Государственном центре современного искусства покажут работы, вошедшие в шорт-лист VI Всероссийского конкурса в области современного визу...

Иннополис

News image

Открылась выставка номинантов всероссийского конкурса Инновация – дайджест голевых моментов современного искусства. Для ленивых болельщик...

Решение членов Оргкомитета конкурса ИННОВАЦИЯ

News image

Оргкомитет VI Всероссийского конкурса в области современного визуального искусства ИННОВАЦИЯ в составе, установленном приказом Министра культуры Рос...

Арт-персоны:

Лютер культурной вменяемости

News image

Памяти Дмитрия Александровича Пригова Дмитрий Александрович Пригов был похоронен по православному обряду. Некоторые этому уди...

Веселый классик

News image

...в общем, надо написать, что Костя, Константин уже, не такой уж и плохой

Александр Джикия: В Москве мне стали сниться сны

News image

Интервью Валентина Дьяконова с Александром Джикией иллюстрировано рисунками художника, экспонировавшимися на выставке Новые раб...

Арт-Ярмарка:

Скандальные и витальные

News image

Сегодня в Лондоне открывается художественная ярмарка Frieze, претендующая на статус самого модного мирового события в сфере совр...

Актуальные раскопки

News image

В лондонском Риджентс-парке завершила свою работу восьмая по счету ярмарка актуального искусства Frieze Art Fair – самая молодая...

Ярмарка современного искусства Frieze Art Fair в Лондон

News image

В Лондоне состоялся один из наиболее авторитетных обзоров мирового современного искусства. Новинар начинает серию репортажей с Б...

Арт-Критика:

Сценная коллекция

News image

Собрание Валентина Соляникова в ГМИИ им. А. С. Пушкина В отделе личных коллекций ГМИИ им

Пятеро в лодке, не считая коллекционера

News image

От Фаворского до Тишкова: художники разных поколений и даже разных эпох объединены общей экспозицией Мастера книжной граф...

Человеческие ресурсы

News image

Месяц назад в Центре современной - культуры Гараж прошла Ночь живых перформансов . В большом зале у входа посетителя вс...