Реклама*
Искусство проигрывает агрессивно лезущему рынку , – так в беседе с Экспертом Online директор XL Gallery Елена Селина обозначила свои впечатления от нынешней Арт Москвы . И добавила, что эта ситуация исправима, надо только о ней говорить.
В ЦДХ стартовала 11−я Международная художественная ярмарка Арт Москва . Перед торжественным открытием традиционного форума организаторы не скрыли от общественности некоторые разногласия во взглядах на искусство продавать искусство. Сначала генеральный директор компании Экспо-парк Василий Бычков объявил необходимую статистику: в ярмарке 2004 года участвовали 45 галерей, в 2005−м – 53, а в 2007−м – уже 73. При этом нынешняя Арт Москва объединила гостей из 15 стран, а соотношение российских и иностранных проектов на ней примерно равное. Балансируя на грани между гордостью и самоиронией, организатор множества культурных выставок рассказал, что теперь у нас все почти как у взрослых : есть отдельные площадки для молодых галерей и некоммерческих проектов, но в то же время цены растут, иностранцы приезжают, а экспоненты множатся. На Арт Москву хотели попасть около 220 галерей, но две трети из них отверг экспертный совет, правда, по мнению Бычкова, даже среди отсеянных процент откровенно неподходящих претендентов был невелик.
С этим доводом не согласился галерист Марат Гельман. Титан российского рынка современного искусства вспомнил, что его галерея не стала участвовать в первой Арт Москве , сочтя ее слишком демократичной. Та же претензия была высказана и к 11−й ярмарке. По словам Гельмана, в условиях несомненного развития рынка слишком многие ринулись в арт-бизнес, в результате чего границы оказались размыты. Экспертному совету не удалось отстоять свои интересы в дискуссии с представителями Экспо-парка , и на ярмарку попали несколько отвергнутых нами галерей, чьи проекты не имеют особого отношения к современному искусству , – заявил Гельман. Далее арт-менеджер, которого накануне объявили главой предвыборной кампании партии Справедливая Россия , признал, что в своей сфере вертикаль власти ему отстроить не удалось. В качестве примера несуразности, проникшей на престижный форум помимо воли экспертного совета, был назван проект За звук , расположившийся в холле ЦДХ.
Полемики не случилось, все свои претензии Марат Гельман высказал исключительно мягко и подчеркнул, что болезни роста неизбежны, рынок диктует свои правила, но организаторы ярмарки все равно радеют за общее дело. Когда вокруг создаются одна за другой Единая , Справедливая и Великая России, наша ниша – это строительство Современной России , то есть включение страны в современный мировой контекст. На крупных международных форумах мы уже не просто желанные гости, но равноправные члены сообщества , – заключил политтехнолог и галерист.
Арт-рынок, о котором так долго говорили кураторы, критики, искусствоведы, художники и коллекционеры, состоялся. Основное впечатление от открывшейся в ЦДХ экспозиции – все привычно, пресно и неровно. Найти в нагромождении стендов что-то новое и неожиданное возможно только при наличии опытного гида, который оградит тебя от назойливых предложений ознакомиться с давно наскучившими яркими и буднично-смелыми картинками.
На первый взгляд приятным исключением может оказаться проект Коммуналка , который представил его автор и куратор Антонио Джеуза. Это первое реалити-шоу с участием художников: семеро из них (Диана Мачулина, Сергей Шутов, Владислав Ефимов и другие) будут в течение шести дней жить в одном из помещений ЦДХ, работать и выполнять разнообразные творческие задания. Как и положено в реалити-шоу, участников постепенно будет становиться все меньше – по результатам голосования жюри и зрителей. В итоге останутся трое финалистов, из которых жюри выберет победителя. Такая нехитрая и в то же время изящная модель бытования современного искусства.
Всего же Арт Москва включила в себя помимо основной программы несколько спецпроектов, раздел Не формат – для работ, не вписывающихся в привычный ярмарочный контекст, семинары, дискуссии, презентации и ряд рамочных выставок на разных площадках Москвы.
Закроется форум 20 мая.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Елена Селина
директор XL Gallery (Москва)
В целом Арт Москва развивается, и любой неуспех только порождает осмысленные ответные действия. Но Марат Гельман прав: каким-то образом проскочили несколько галерей, которые экспертный совет отклонил. Была абсолютно дикая конкуренция, как будто для всех эта ярмарка – последний шанс что-то продать. Почти каждый стенд представляет собой шпалерную повеску, причем это касается не только российских галерей, но и западных. Странное желание продать все, что можно, привело к тому, что крохотные стенды забиты под завязку, и даже очень хорошие работы, соседствуя с плохими, теряются. Нынешнюю Арт Москву отличает навязчивый сервис, как в не очень хорошем бутике, где на тебя кидаются с вопросом чем могу помочь? – это признак неумения продавать. Ведь работы продаются лучше, если они удачно представлены.
Мне на таком торжище неприятно находиться, но я не считаю проблему фатальной. Например, на парижской ярмарке Fiac, столкнувшись ровно с теми же явлениями, стали обращать на это внимание и ужесточили требования к участникам. Теперь там нет этой шпалерной повески, чего и нам желаю.
Главное, хоть и пролезают какие-то чудовищные проекты, в целом есть много очень хороших галерей с отличными программами. Так что если мы постараемся указать коллегам на ошибки, большинство с нами согласится. А кто не согласится – пойдет в Манеж.
Читайте: |
---|
Выставки прошлого:
![]() Советская Россия. Художественная выставка 1965 годаВторая Республиканская художественная выставка Советская Россия 1965 года, открывшаяся в Москве, стала крупнейших событий года в отечественном изо... |
![]() От Сезанна до Пикассо. Картины из коллекции Давида и ПОт Сезанна до Пикассо. Выставка картин из коллекции Давида и Пегги Рокфеллеров, где центральное место занимает группа из девяти картин раннего ... |
![]() Выставка современной иконы «Per aspera ad astrum» («Чер12 февраля 2010 года в Национальном центре народной культуры «Музей Ивана Гончара» в Киеве была открыта выставка современных икон семейной иконописн... |
More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР |
Арт-Москва:
Реклама*
Архив событий:
Выставки 2011:
Украинская неделя искусств![]() МЕЖДУНАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА проводится в рамках Украинской Недели Искусств. Украинская неделя искусств пройдет на одной из красивейших ... |
26 июля – 21 августа, Лофт Проект Этажи (СПб) – Comme![]() На несколько недель арт-сообщество Петербурга расстается с любимыми вещами, чтобы продемонстрировать их как объекты искусства. Первая выставка-Н... |
Русское искусство. 2000-е годы . Программа лекций в ГЦ![]() Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства Москва, Зоологическая улица, дом 13, строение 2; метро Ба... |
Bonjour Russland Дюссельдорф ( Германия )![]() В Дюссельдорфе ( Германия ) с огромным успехом проходит выставка Bonjour Russland . Четыре крупнейших музея России - Эрмитаж и Русский музей ( Санк... |
Традиции живописи ранних буддийских манускриптов на пал![]() Галереи Флоренс и Герберта Ирвингов (Florence and Herbert Irving), коллекции искусства Южной и Юго-Восточной Азии, 3-й этаж. Эта экспозиция тридцат... |
Конкурс ИННОВАЦИЯ:
Обращение организаторов конкурса ИННОВАЦИЯ![]() Заявление Совета Общественной палаты РФ вызывает тревогу и возмущение профессионального сообщества современного искусства. Декларация Совета, кот... |
Письмо от Г. Кизевальтера об отзыве его первого письма![]() Очень жаль, что многие так и не поняли истории: обдавая грязью бывших соратников – оказываешься сам в грязи. «Ввиду искажения в прессе роли Г.К…»... |
Убить во имя преодоления табу — не думаю, что это эффе![]() 29 марта в Государственном центре современного искусства покажут работы, вошедшие в шорт-лист VI Всероссийского конкурса в области современного визу... |