• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*




Неважно, назовете вы это искусством или нет

Арт-проекты - Арт-Критика

 неважно, назовете вы это искусством или нет




В центре современной культуры Гараж выставлена инсталляция одного из крупнейших скульпторов Великобритании Энтони Гормли Поле притяжения . О современной скульптуре с автором поговорила корреспондент Власти Анна Толстова.

Поле притяжения (2003) относится к числу самых известных работ Энтони Гормли. В пространстве свободно расставлены 287 человеческих фигур в натуральную величину, в которых, впрочем, не осталось почти ничего человеческого – разве что призрачная форма: кажется, будто с них содрали кожу, выставив на всеобщее обозрение заполнявшую их металлическую труху. При определенном освещении и ракурсе некоторые статуи словно растворяются в воздухе. Зрители, бродящие среди этих фигур, будто оказываются в экзотическом лесу из человекообразных кактусов.

Инсталляция стала в некотором смысле коллективным портретом жителей города Гейтсхеда. В основе всех статуй – слепки с тамошних добровольцев обоих полов в возрасте от двух до 85 лет. Внутрь этих слепков и были вставлены каркасы из стальных игл, точно повторяющие формы тел моделей. Коллективное участие в создании произведения, аккумулирующего коллективное бессознательное и коллективную творческую энергию, для Энтони Гормли – принципиальный вопрос. Вот и в Гараже он провел один из своих фирменных мастер-классов – не для художников, а для простых смертных, лепивших под его руководством глиняные фигурки. Из десятков тысяч похожих терракотовых человечков, слепленных анонимными соавторами, составлялась передвижная инсталляция Поле , объездившая полмира и принесшая Энтони Гормли в 1994 году премию Тернера.

Слепок как основа произведения тоже принципиальная позиция: скульптура уподобляется окаменелости, впитавшей информацию о современной цивилизации. Помещая инсталляции из сотен человеческих фигур в городскую и природную среду, Энтони Гормли одновременно заботится о настоящем и будущем. Потому что Другое место на побережье близ Ливерпуля или Внутренняя Австралия на озере Баллард – это не только общественные пространства для художественной дискуссии здесь и сейчас, но и современные дольмены, которые останутся свидетельствами нашего существования для потомков или, скажем, марсиан.

На 3-й Московской биеннале в сентябре Гормли покажет другую свою работу – Горизонт событий : в 2007 году десятки стекловолоконных и чугунных безликих манекенов (отливок с фигуры самого художника) были установлены на крышах известных лондонских зданий, превратившихся в пьедесталы для памятников неизвестному просто человеку . Московский Горизонт обещают установить где-то в центре столицы, хотя вряд ли поблизости от Кремля. Это только в Лондоне Энтони Гормли предоставлена полная свобода действий: получив в этом году почетное право сделать временную скульптуру для четвертого, пустого постамента Трафальгарской площади, он предложил всем желающим по часу стоять на пьедестале в роли монумента самому себе. Круглосуточное шоу с живыми статуями будет продолжаться до середины осени.

Впрочем, популистом Энтони Гормли не назовешь. Прежде чем заняться скульптурой в лучших лондонских школах, в Голдсмит-колледже и Слейде, он изучал историю искусства, археологию и антропологию в Кембридже. Его художественные концепции замешаны на семиотике, социологии и культурной антропологии, на теории знака Чарльза Сандерса Пирса, философии бытия и времени Мартина Хайдеггера и идеях технически репродуцируемого произведения искусства Вальтера Беньямина. Что, однако, не лишает его инсталляции красоты и очарования, доступных всем и каждому.

Я подходил ближе и ближе к телу
- Вы начали в 1970-е с минималистских композиций из дерева, стекла, камней. Как вы перешли от абстракций к работе с человеческой фигурой?

- Я принадлежу к поколению, которое стремилось выявить внутреннюю сущность материала, стереть различия между объектом и его контекстом. И мои ранние работы, такие как Полная чаша или Последнее дерево , дороги мне до сих пор потому, что в них есть попытка понять, как время существует в объекте и как оно может себя обнаружить. Меня интересовала естественная гравировка, оставленная на камне, металле или дереве природными процессами. В вещах вроде Плоского дерева задача была не только в том, чтобы изъять объект из природы и превратить его в абстрактную плоскость, но и в том, чтобы выявить заключенное в нем время. Эти исследования связей между сущностью и видимостью, исследования органического языка, при помощи которого ботаническая форма сообщает нам нечто, стали очень важны для меня впоследствии, когда я обратился к телу.

- Тело вы тоже рассматривали как стенограмму природных или исторических процессов?

- Не совсем. Я подходил ближе и ближе к телу в объектах и инсталляциях, сделанных из хлеба, из моей одежды, из того, что составляет мое жизненное пространство. Было очевидно, что мне придется использовать собственное тело в качестве материала. Я стал воспринимать пространство, которое занимало мое тело, так же, как воспринимал пространство внутри чаши, - как некое расширение внутри ограниченности. Во всех моих ранних работах тело рассматривалось не как объект, а как место.

- Почему для вас так важна техника гипсовых слепков?

- Это в известном смысле самая ранняя технология создания формы. И она важна мне, потому что выявляет индексальную природу знака. Все знаки можно разделить на три категории: изображения, символы и индексы-указатели. Я полагаю, все мои работы – индексы, указывающие на тело подобно тому, как тень указывает на человеческую фигуру. Я не пересоздаю нечто, уже существующее. Я обращаюсь к памяти и пытаюсь разбудить воображение зрителя. В искусстве множество таких индексальных идиом. Следы человеческих рук, оставшиеся на стенах палеолитических пещер, - это сигналы, посланные нам сквозь время, свидетельства существования человека и его жизненного пространства в XXV тысячелетии до н. э. В этом есть что-то трогательное – создавать ожидающую форму.

- Сегодня можно вернуться к первобытному искусству, но без его эстетизации, как это было, скажем, в кубизме?

- Я думаю, что идея индексального знака, сигнала, посланного сквозь время, - это центральная идея скульптуры и она поможет переосмыслить функцию искусства. Долгое время достоинством искусства считалось искусное создание образов. Но, возможно, смысл искусства – в регистрации тех воздействий, которые человеческая жизнь оказывает на природу. И это куда более древняя традиция. Таковы памятники материальной культуры бесписьменных обществ: они свидетельствуют о жизненном процессе. Мы слишком увлечены идеей искусства как особой территории высших человеческих стремлений – идеей искусства, которое могут создавать и понимать только эксперты.

Дело зрителя – ловить сигналы от антеннообразных тел
- Вы боретесь с элитарностью, когда устраиваете мастер-классы, на которых лепите что-то из глины вместе с обыкновенными людьми разных возрастов и профессий?

- То, что мы делали на московском мастер-классе, очень просто. Неважно, назовете вы это искусством или нет. Важно, что мы это делали вместе. Мне кажется, сегодня необходимо пересмотреть идею совместной работы, которая может укрепить самосознание нас как коллектива. И я именно это ценю в искусстве. Крупный капитал озабочен лишь рыночной ценностью искусства. Я ничего не имею против рынка как такового. Но я убежден, что рыночная ценность искусства гораздо менее важна, чем его практическая, общественная польза.

- Как ваша идея коллективного творчества соотносится с понятием социальной пластики Йозефа Бойса?

В известном смысле идеализм Йозефа Бойса был укоренен в мифологии. Он не желал отрицать историю, как это делало тогдашнее американское искусство, увлекшееся пуристскими лозунгами Клемента Гринберга (американский художественный критик.- Власть ). Гринбергова идея найти внутреннее качество художественной формы и очистить ее от внешней красоты привела к тому, что искусство свелось к понятию чистого объекта , как у Дональда Джадда (американский скульптор-минималист.- Власть ). Однако это невозможно – создать объект безотносительно к окружающему миру. И Бойс воспротивился этому пуризму и идее чистого искусства , крайним выражением которого и был минимализм. Поймите, я очарован минимализмом, но понимаю всю его ограниченность. Бойс заявил, что немецкое искусство не должно порывать со своей историей, какой бы она ни была: мы можем помнить о восстании германцев против Рима, мы можем помнить об Аушвице: у нас была плохая история, но мы должны это преодолеть. Он вернул искусству идею социальной ответственности и социальное измерение. Я знал Йозефа Бойса, был вдохновлен им, он был гений и художник мифа. Но это его мифологическое мышление, все эти татары с жиром и войлоком... Я думаю, нам следует вернуться к социальному измерению в искусстве, но без мифологизации. Те фигурки, которые мы лепили на мастер-классе, не имеют отношения ни к каким-то языческим культам, ни к какой-то иконографии с символическими подтекстами. Это просто попытка создать момент коммуникации, когда люди начинают осознавать... Знаете, я думаю, что искусство – это такая форма, внутри которой люди могут почувствовать, что мы это мы, что у нас есть коллективная память и мы создаем наше общее будущее.

- Каждый человек – художник?

- Ну, лозунг Бойса Каждый человек – художник слишком прост. Но я полагаю, что каждый может почувствовать в себе творческие способности и делать то же, что делали мы на мастер-классе. Искусство – это открытая дверь... Я не разделяю теорий о смерти автора. Но моя мастерская открыта: у любого есть право войти в нее, как это было, когда мы делали Поле притяжения . И еще: моя работа открыта для интерпретаций. Дело зрителя – ловить сигналы, идущие от этих антеннообразных тел. У Поля притяжения нет одной правильной интерпретации. С одной стороны, оно возвращает нас к понятию коллективного тела и ставит вопрос о взаимоотношениях между индивидом и массой. Но, с другой стороны, оно создает сугубо индивидуальное поле, где зритель становится субъектом творчества и проецирует свои чувства на произведение, сообщая ему те мысли, ту подвижность и свободу, которых в самом произведении, может быть, и не хватает.

- Вы ездили по Москве, выбирая места для инсталляции Горизонт событий , которую вы привозите на Московскую биеннале. Не возникнет ли конфликта между вашей скульптурой и работами Зураба Церетели и его коллег?

- Вы имеете в виду Петра Великого ? Для меня очень важна проблема разграничения между искусством прошлого и искусством настоящего. Искусство прошлого было символично, оно несло политическую или религиозную идеологию, оно репрезентировало национальных героев. Искусство настоящего озабочено неизвестным, неопределенным, возможным. И каждый сегодня свободен определять, что для него является искусством. Так что я совершенно не намерен своей инсталляцией критиковать ваши официальные памятники. Кроме того, некоторые из них очень хороши – памятник Маяковскому, например.

- Между Маяковским и сегодняшней скульптурой Церетели дистанция почти в полстолетия, это памятники разных эпох...

Да, я понимаю. Но я говорю о традиции увековечивания национальных героев как таковой. Меня сейчас больше волнует, как сделать искусство частью нашего общественного пространства и повседневной жизни без этих идеологических довесков. Искусство всегда обращалось к свободе воображения человека, а сегодня городское пространство приватизировано рекламой, которая эту свободу ограничивает. Для меня общественное пространство – это пространство свободы воображения. И мы должны обновить его – в проекте Другое место я и пытался это сделать.

- То есть это подпольная борьба?

- Да, борьба.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Кто уже хотя бы раз посетил клуб Вулкан что его будет поджидать везение в ngogame.ru/.

Выставки прошлого:

News image

Выставка картин Олега Прокофьева «Возвращение»

Государственная Третьяковская галерея 11 июня - 8 августа 2010 года Олег Прокофьев (1928-1998) - уникальный художник. В 1950-60-х годах он о...

News image

Выставка произведений Михаила Ткаченко в музее «Духовны

30 апреля - 30 мая 2010 года 30 апреля в музее «Духовные сокровища Украины» открылась выставка, посвященная 150-летию со дня рождения знаменитого...

News image

Ленинградские художники. Живопись 1950-1980 годов

31 марта 1994 года в Санкт-Петербурге в залах Санкт-Петербургского Союза художников открылась выставка «Ленинградские художники. Живопись 1950-1980 ...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

1 августа – 11 сентября, ГЦСИ (Москва) – My Privacy. Р

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной...

28 июля, ГЦСИ (Москва) – лекция куратора Антонио Джеузы

News image

28.07.2011 28 июля, четверг, 19.00 ГЦСИ, малый зал Искусство России 2000-х годов

Русское искусство. 2000-е годы . Программа лекций в ГЦ

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства Москва, Зоологическая улица, дом 13, строение 2; метро Ба...

26 июля – 21 августа, Лофт Проект Этажи (СПб) – Comme

News image

На несколько недель арт-сообщество Петербурга расстается с любимыми вещами, чтобы продемонстрировать их как объекты искусства. Первая выставка-Н...

4 – 30 августа, Ширяево – VII Ширяевская биеннале совре

News image

VII Ширяевская биеннале современного искусства Чужестранцы: между Европой и Азией. 4 – 30 августа 2001 www.shiryaevo-biennale.ru Ширяевская ...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Завершился прием заявок на VI Всероссийский конкурс в о

News image

В этом году на конкурс подано 287 заявок из 30 регионов Российской Федерации, среди которых: Алтайский край, Вологодская область, Воронежская област...

Выставка номинантов чиновничьей премии

News image

Конкурс Инновация 5 апреля – 25 апреля Государственный центр современного искусства 254 85 83, Зоологическая, 13 Инновация По зам...

Государственная премия Инновация . Справка

News image

В Москве 7 апреля вручат премию в области современного визуального искусства Инновация . Выставка работ номинантов открылась в Государственном цент...

Арт-персоны:

Тихий Монро и серебряный век в XL

News image

Что такое история для России современной – тема для нытья о том, что все лучшее уже случилось или повод для иронии? Что действит...

Лютер культурной вменяемости

News image

Памяти Дмитрия Александровича Пригова Дмитрий Александрович Пригов был похоронен по православному обряду. Некоторые этому уди...

Александр Шабуров: Мы – не гастарбайтеры

News image

Популярная арт-антропология Зачем художники стремятся в столицы? В юные годы мне довелось не единожды переосмыслять, что т...

Арт-Ярмарка:

Ближневосточное наступление

News image

Ярмарка Frieze, основанная в 2003 году издателями одноименного журнала по современному искусству, сразу замахнулась на монстров ...

Сегодня в Лондоне открывается арт-ярмарка Frieze

News image

C 15 по 18 октября в лондонском Риджентс-парке пройдет одна из самых престижных ярмарок современного искусства — Frieze Art Fair...

«Непрекрасная» ярмарка Frieze – реакция на блестящее, ж

News image

Ярмарка Frieze 2010 проходила, как обычно, в Риджентс-парке на севере Лондона, в огромной прозрачной временной структуре, предст...

Арт-Критика:

Дверь от дома, которого нет

News image

Фестиваль Архстояние открылся под Калугой Громкий стук бьющегося сердца (правда, рвущегося из динамиков) встречал приехав...

Неважно, назовете вы это искусством или нет

News image

В центре современной культуры Гараж выставлена инсталляция одного из крупнейших скульпторов Великобритании Энтони Гормли...

Тайны третьей планеты

News image

Репортаж с фестиваля АрхСтояние-2009. Лето из Никола-Ленивца: оторвались по полной, максимально воплотив заявленную тему...