• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*



«Documenta XII»: симметрия и уникаты против мейнстрима

Выставки - Выставка DOCUMENTA

«documenta xii»: симметрия и уникаты против мейнстрима

Большая выставка и форма

«Большая выставка сегодня не имеет формы», - заявил Рогер Бюргель, куратор “Documenta”. Даже при большом желании оспорить это утверждение, натыкаешься на трудности. Посмотреть ли на Венецианскую Биеннале (мероприятие статусное и репрезентативное), посмотреть ли на Биеннале Московское (критике вообще не подлежащее, но территориально более близкое), посмотреть ли на «Manifesta» (нечто среднее), - везде встречаешься с одной проблемой: будучи не в силах справиться с большим количеством разнопланового материала, «куратор» идет самым простым путем: придумывая для выставки туманную тему-название, сбрасывает все в один зал, часто самому залу уделяя больше внимания, чем экспозиционированию работ на основании внутренних связей, созвучий между ними. Не дает им вступить в беседу, в полилог, в лучшем случае, забивая их голос своим, в худшем (и, как ни печально, более распространенном) – создает из них очередную модель хаоса.

«Большая выставка сегодня не имеет формы», - заявил Бюргель. И приложил максимум усилий для того, чтобы доказать возможность обратного.

Ковер

Настенный ковер представляет собой метафору неиерархической карты, ни одна из частей которой не получает власти над другой. Каждая структурная единица ковра, каждый узор в орнаменте, с одной стороны, самодостаточен, с другой – родственен другому узору. Он может быть или абсолютно идентичен ему, или «отражать» его по принципу «негатива», но всегда – симметрично, относительно некоторой точки или линии. В центре изображения сходятся, симметрия же выявляется только по краям. Глядя на отдельные фрагменты, не найдя этого центра, невозможно ни понять устройства ковра, ни оценить его эстетических достоинств.
Персидский ковер XVII века, выставленный в центральном зале Documenta Halle был ключом к “Documenta 2007”.

Центр и полярные края

Центром симметрии, точкой схождения узоров были выставленные в том же зале работы С. Кулиг и А. Осмоловского – собственно, работы, в основе которых лежит симметрия.

Полярными краями – контрапунктом проходящие по всей выставке работы двух совершенно разных художников: Давилло и МакКракана.
Давилло представляет живопись, построенную по прнципу энтропии, живопись, где каждый элемент выписан в отличном от предыдущего стиле, даже в пределах одного изображения, квинтэссенцию трэш-искусства, восходящую к низовым культурам, оперирующую с гомосексуальными мотивами и сексуальными перверсиями, во многом ориентированную на внешний эффект.
Вавилонской разноголосице Давило оппозиционно абсолютное молчание работ МакКракана, радикального минималиста, работающего с холодными пространственными объектами, параллелепипедами, иногда только скошенными то в левую, то в правую сторону, но всегда одинаково безмолвными.

Между этими взаимодополняющими полюсами, противоположными не больше, чем Ад Огненный и Ад Ледяной и относительно симметрии «Хлебов» и Кулиг в четком, структурированном порядке, в умышленно покрашенных в разные цвета залах, располагаются все работы выставки – фрагменты орнамента.

Эксцессы, раритеты, уникаты

Важной особенностью “Documenta” является то, что Бюргель, не стремясь показать современный художественный процесс, сделал выставку эксклюзивных работ со всего мира, сделанных в течение последнего полувека, не считаясь ни с какими устоявшимися «моветонами», ни с какими авторитетами.

Яркий пример подобного рода работы – чучело жирафа Бэмьи, погибшего при бомбежке ливанского зоопарка. Бэмби – в сущности, реди мейд. Но реди-мейд, наделенный всеми признаками экзотизма: дальние страны, детская нежность (зоопарк и кличка), война.
Такую же роль странных уникатов играют и привезенные немецким послом XVII века декоративные работы восточных мастеров.
Даже выставляя работы 1960-х гг., Бюргель согласовывался не с известностью имен, но с интересностью самих объектов.
Обещание провести новые линии сопротивления мэйнстриму было им выполнено.

“Documenta XII” – редкий для современной ситуации пример площадки, где выставлено искусство, а не брэнды.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Выставка ленинградских художников 1977 года

Выставка произведений ленинградских художников, посвященная 60-летию Великого Октября, открытая 5 ноября 1977 года под девизом «Искусство принадлежи...

News image

Выставка Алексея Аполлонова «Художник и Модель» в Киеве

31 марта – 20 апреля 2010 года 31 марта 2010 года Карась Галерея в Киеве откроет выставку художника Алексея Аполлонова, которая называется «Худ...

News image

ВЫСТАВКИ 16 – 22 июня

16 – 17 июня LeShow-2006. Великолепный спектакль кожи и меха, фейерверк роскоши и блеска позволит, не дожидаясь сезона холодов, увидеть новые...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

29 сентября – 3 октября, МВДЦ Сибирь (Красноярск) –

News image

29.09.2011 Выставка АРТ-Красноярск-2011 станет настоящим праздником искусства С 29 сентября по 3 октября в Красноярске пройдет един...

Программа V Фестиваля коллекций современного искусства

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной...

От Рафаэля до Караччи: Искусство Папского Рима ( Национ

News image

Эта большая международная выставка представляет более чем 150 исключительных картин и рисунки знаменитых художников, таких как Микеланджело, Тициан...

Русское искусство. 2000-е годы . Программа лекций в ГЦ

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства Москва, Зоологическая улица, дом 13, строение 2; метро Ба...

26 июля – 21 августа, Лофт Проект Этажи (СПб) – Comme

News image

На несколько недель арт-сообщество Петербурга расстается с любимыми вещами, чтобы продемонстрировать их как объекты искусства. Первая выставка-Н...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Решение членов Оргкомитета конкурса ИННОВАЦИЯ

News image

Оргкомитет VI Всероссийского конкурса в области современного визуального искусства ИННОВАЦИЯ в составе, установленном приказом Министра культуры Рос...

Убить во имя преодоления табу — не думаю, что это эффе

News image

29 марта в Государственном центре современного искусства покажут работы, вошедшие в шорт-лист VI Всероссийского конкурса в области современного визу...

Письмо от Г. Кизевальтера об отзыве его первого письма

News image

Очень жаль, что многие так и не поняли истории: обдавая грязью бывших соратников – оказываешься сам в грязи. «Ввиду искажения в прессе роли Г.К…»...

Арт-персоны:

Лютер культурной вменяемости

News image

Памяти Дмитрия Александровича Пригова Дмитрий Александрович Пригов был похоронен по православному обряду. Некоторые этому уди...

Томас Кренс: Гуггенхайм – это не Макдональдс!

News image

Четыре музея, концертный зал и площадка биеннале – Томас Кренс (Thomas Krens), глава империи Гуггенхайм, говорит в интервью о но...

Жан-Юбер Мартен: «Я не согласен, что искусство не может

News image

Жан-Юбер Мартен. Очевидно, что имена художников я пока называть не стану..

Арт-Ярмарка:

Актуальные раскопки

News image

В лондонском Риджентс-парке завершила свою работу восьмая по счету ярмарка актуального искусства Frieze Art Fair – самая молодая...

Две российские галереи примут участие в ярмарке Frieze

News image

Седьмая по счету, ведущая мировая ярмарка современного искусства Frieze Art Fair открывается в четверг в Лондоне, в ней участвую...

Запатентованный скандал

News image

Каждая из крупнейших в мире ярмарок современного искусства тщательно выстраивает свой имидж. Лондонская Frieze (название подарил...

Арт-Критика:

Художник Николай Полисский: Дизайн – это не здесь

News image

Основатель ленд-арта Николай Полисский рассказал корреспонденту Газеты , как из Архстояния чуть не исчезло искусство, а зао...

Дверь от дома, которого нет

News image

Фестиваль Архстояние открылся под Калугой Громкий стук бьющегося сердца (правда, рвущегося из динамиков) встречал приехав...

Глагольная форма

News image

Энтони Гормли, очень известный британский скульптор, показал в Гараже художественные останки здравствующих ньюкасльцев –...