• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*




«Documenta XII»: симметрия и уникаты против мейнстрима

Выставки - Выставка DOCUMENTA

«documenta xii»: симметрия и уникаты против мейнстрима

Большая выставка и форма

«Большая выставка сегодня не имеет формы», - заявил Рогер Бюргель, куратор “Documenta”. Даже при большом желании оспорить это утверждение, натыкаешься на трудности. Посмотреть ли на Венецианскую Биеннале (мероприятие статусное и репрезентативное), посмотреть ли на Биеннале Московское (критике вообще не подлежащее, но территориально более близкое), посмотреть ли на «Manifesta» (нечто среднее), - везде встречаешься с одной проблемой: будучи не в силах справиться с большим количеством разнопланового материала, «куратор» идет самым простым путем: придумывая для выставки туманную тему-название, сбрасывает все в один зал, часто самому залу уделяя больше внимания, чем экспозиционированию работ на основании внутренних связей, созвучий между ними. Не дает им вступить в беседу, в полилог, в лучшем случае, забивая их голос своим, в худшем (и, как ни печально, более распространенном) – создает из них очередную модель хаоса.

«Большая выставка сегодня не имеет формы», - заявил Бюргель. И приложил максимум усилий для того, чтобы доказать возможность обратного.

Ковер

Настенный ковер представляет собой метафору неиерархической карты, ни одна из частей которой не получает власти над другой. Каждая структурная единица ковра, каждый узор в орнаменте, с одной стороны, самодостаточен, с другой – родственен другому узору. Он может быть или абсолютно идентичен ему, или «отражать» его по принципу «негатива», но всегда – симметрично, относительно некоторой точки или линии. В центре изображения сходятся, симметрия же выявляется только по краям. Глядя на отдельные фрагменты, не найдя этого центра, невозможно ни понять устройства ковра, ни оценить его эстетических достоинств.
Персидский ковер XVII века, выставленный в центральном зале Documenta Halle был ключом к “Documenta 2007”.

Центр и полярные края

Центром симметрии, точкой схождения узоров были выставленные в том же зале работы С. Кулиг и А. Осмоловского – собственно, работы, в основе которых лежит симметрия.

Полярными краями – контрапунктом проходящие по всей выставке работы двух совершенно разных художников: Давилло и МакКракана.
Давилло представляет живопись, построенную по прнципу энтропии, живопись, где каждый элемент выписан в отличном от предыдущего стиле, даже в пределах одного изображения, квинтэссенцию трэш-искусства, восходящую к низовым культурам, оперирующую с гомосексуальными мотивами и сексуальными перверсиями, во многом ориентированную на внешний эффект.
Вавилонской разноголосице Давило оппозиционно абсолютное молчание работ МакКракана, радикального минималиста, работающего с холодными пространственными объектами, параллелепипедами, иногда только скошенными то в левую, то в правую сторону, но всегда одинаково безмолвными.

Между этими взаимодополняющими полюсами, противоположными не больше, чем Ад Огненный и Ад Ледяной и относительно симметрии «Хлебов» и Кулиг в четком, структурированном порядке, в умышленно покрашенных в разные цвета залах, располагаются все работы выставки – фрагменты орнамента.

Эксцессы, раритеты, уникаты

Важной особенностью “Documenta” является то, что Бюргель, не стремясь показать современный художественный процесс, сделал выставку эксклюзивных работ со всего мира, сделанных в течение последнего полувека, не считаясь ни с какими устоявшимися «моветонами», ни с какими авторитетами.

Яркий пример подобного рода работы – чучело жирафа Бэмьи, погибшего при бомбежке ливанского зоопарка. Бэмби – в сущности, реди мейд. Но реди-мейд, наделенный всеми признаками экзотизма: дальние страны, детская нежность (зоопарк и кличка), война.
Такую же роль странных уникатов играют и привезенные немецким послом XVII века декоративные работы восточных мастеров.
Даже выставляя работы 1960-х гг., Бюргель согласовывался не с известностью имен, но с интересностью самих объектов.
Обещание провести новые линии сопротивления мэйнстриму было им выполнено.

“Documenta XII” – редкий для современной ситуации пример площадки, где выставлено искусство, а не брэнды.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Выставка Народное актуальное. Пейзаж в наивном и совре

10 марта – 6 апреля 2010 10 марта в арт-центре «Я галерея» будет открыта выставка, которая является продолжением проекта «Народное актуальное», р...

News image

Персональная выставка Николая Мухина

Московский музей современного искусства 13.07– 22.08.2010 13 июля (вторник) в Московском музее современного искусства будет открыта выставка к...

News image

Встреча с Модильяни 11–15 апреля

Несмотря на то, что музой великого итальянца Модильяни была наша Анна Ахматова (она позировала мэтру в 1910 году и по преданию была его возлюбленной...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

1 августа – 11 сентября, ГЦСИ (Москва) – My Privacy. Р

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной...

В Торонто состоялась Международная художественная выста

News image

19 и 20 января 2007 года представление ТВНДТ, посвящённое китайскому Новому году, совершающее международное турне, состоялось в Центре Искусств Торо...

28 июля – 23 августа, фонд Эра (Москва) – О наивном

News image

V Фестиваль коллекций современного искусства Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной Эра Общественный фонд наивного искусства Ост...

Программа V Фестиваля коллекций современного искусства

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной...

Международная художественная ярмарка современного искус

News image

Совсем скоро в Греции начнется одна из старейших арт-ярмарок современного искусства в Европе. 17-я Международная ярмарка АРТ-ATHINA 2011 пройдет...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Решение членов Оргкомитета конкурса ИННОВАЦИЯ

News image

Оргкомитет VI Всероссийского конкурса в области современного визуального искусства ИННОВАЦИЯ в составе, установленном приказом Министра культуры Рос...

Письмо от Г. Кизевальтера об отзыве его первого письма

News image

Очень жаль, что многие так и не поняли истории: обдавая грязью бывших соратников – оказываешься сам в грязи. «Ввиду искажения в прессе роли Г.К…»...

Куда бегут собаки и художники

News image

В ГЦСИ открылась выставка номинантов на премию Инновация. Наряду с Коридором КД Андрея Монастырского, Показательным процессом Ирины Кориной, ...

Арт-персоны:

Олег Кулик. Москва. ЦУМ

News image

Прежде всего, нужно помнить: если произведение искусства рассказывает о реальных событиях, оно от этого не превращается в докуме...

С блеском голодным в глазах

News image

Я думаю, что современное искусство от кризиса выигрывает больше всего. Именно теперь глаза знающих людей снова заблестели. Вперв...

Василий Бычков, АРТ МОСКВА: В этом году ярмарка в перв

News image

В ЦДХ в 11-й раз проходит ежегодная ярмарка современного искусства АРТ МОСКВА Проходит второй день работы 11-й международной ...

Арт-Ярмарка:

Сегодня в Лондоне открывается арт-ярмарка Frieze

News image

C 15 по 18 октября в лондонском Риджентс-парке пройдет одна из самых престижных ярмарок современного искусства — Frieze Art Fair...

Коллекционирование современности

News image

В Лондоне завершилась ярмарка современного искусства Frieze, самое амбициозное и авангардное из мероприятий такого рода. В этот ...

Ярмарка современного искусства Frieze Art Fair 2006

News image

12 - 15 октября прошла лондонская ярмарка современного искусства Frieze Art Fair, в рамках которой также состоялись Frieze Commi...

Арт-Критика:

Пятеро в лодке, не считая коллекционера

News image

От Фаворского до Тишкова: художники разных поколений и даже разных эпох объединены общей экспозицией Мастера книжной граф...

Концептуалисты сдались в архив

News image

Коллекция Вадима Захарова в ГЦСИ В Государственном центре современного искусства (ГЦСИ) начался ежегодный фестиваль коллекц...

Беспочвенный лэнд-арт

News image

В деревне Никола-Ленивец Калужской области состоялся фестиваль ландшафтных объектов Архстояние - 2009. Лето . Единственны...