• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*



«Documenta XII»: симметрия и уникаты против мейнстрима

Выставки - Выставка DOCUMENTA

«documenta xii»: симметрия и уникаты против мейнстрима

Большая выставка и форма

«Большая выставка сегодня не имеет формы», - заявил Рогер Бюргель, куратор “Documenta”. Даже при большом желании оспорить это утверждение, натыкаешься на трудности. Посмотреть ли на Венецианскую Биеннале (мероприятие статусное и репрезентативное), посмотреть ли на Биеннале Московское (критике вообще не подлежащее, но территориально более близкое), посмотреть ли на «Manifesta» (нечто среднее), - везде встречаешься с одной проблемой: будучи не в силах справиться с большим количеством разнопланового материала, «куратор» идет самым простым путем: придумывая для выставки туманную тему-название, сбрасывает все в один зал, часто самому залу уделяя больше внимания, чем экспозиционированию работ на основании внутренних связей, созвучий между ними. Не дает им вступить в беседу, в полилог, в лучшем случае, забивая их голос своим, в худшем (и, как ни печально, более распространенном) – создает из них очередную модель хаоса.

«Большая выставка сегодня не имеет формы», - заявил Бюргель. И приложил максимум усилий для того, чтобы доказать возможность обратного.

Ковер

Настенный ковер представляет собой метафору неиерархической карты, ни одна из частей которой не получает власти над другой. Каждая структурная единица ковра, каждый узор в орнаменте, с одной стороны, самодостаточен, с другой – родственен другому узору. Он может быть или абсолютно идентичен ему, или «отражать» его по принципу «негатива», но всегда – симметрично, относительно некоторой точки или линии. В центре изображения сходятся, симметрия же выявляется только по краям. Глядя на отдельные фрагменты, не найдя этого центра, невозможно ни понять устройства ковра, ни оценить его эстетических достоинств.
Персидский ковер XVII века, выставленный в центральном зале Documenta Halle был ключом к “Documenta 2007”.

Центр и полярные края

Центром симметрии, точкой схождения узоров были выставленные в том же зале работы С. Кулиг и А. Осмоловского – собственно, работы, в основе которых лежит симметрия.

Полярными краями – контрапунктом проходящие по всей выставке работы двух совершенно разных художников: Давилло и МакКракана.
Давилло представляет живопись, построенную по прнципу энтропии, живопись, где каждый элемент выписан в отличном от предыдущего стиле, даже в пределах одного изображения, квинтэссенцию трэш-искусства, восходящую к низовым культурам, оперирующую с гомосексуальными мотивами и сексуальными перверсиями, во многом ориентированную на внешний эффект.
Вавилонской разноголосице Давило оппозиционно абсолютное молчание работ МакКракана, радикального минималиста, работающего с холодными пространственными объектами, параллелепипедами, иногда только скошенными то в левую, то в правую сторону, но всегда одинаково безмолвными.

Между этими взаимодополняющими полюсами, противоположными не больше, чем Ад Огненный и Ад Ледяной и относительно симметрии «Хлебов» и Кулиг в четком, структурированном порядке, в умышленно покрашенных в разные цвета залах, располагаются все работы выставки – фрагменты орнамента.

Эксцессы, раритеты, уникаты

Важной особенностью “Documenta” является то, что Бюргель, не стремясь показать современный художественный процесс, сделал выставку эксклюзивных работ со всего мира, сделанных в течение последнего полувека, не считаясь ни с какими устоявшимися «моветонами», ни с какими авторитетами.

Яркий пример подобного рода работы – чучело жирафа Бэмьи, погибшего при бомбежке ливанского зоопарка. Бэмби – в сущности, реди мейд. Но реди-мейд, наделенный всеми признаками экзотизма: дальние страны, детская нежность (зоопарк и кличка), война.
Такую же роль странных уникатов играют и привезенные немецким послом XVII века декоративные работы восточных мастеров.
Даже выставляя работы 1960-х гг., Бюргель согласовывался не с известностью имен, но с интересностью самих объектов.
Обещание провести новые линии сопротивления мэйнстриму было им выполнено.

“Documenta XII” – редкий для современной ситуации пример площадки, где выставлено искусство, а не брэнды.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Выставка «Натюрморт в живописи 1950—1990 годов. Ленингр

26 апреля 1997 года в Санкт-Петербурге в залах Мемориального музея Н. А. Некрасова открылась выставка «Натюрморт в живописи 1950-1990 годов. Ленингр...

News image

Какие могут быть игрушки…

Выставка названа по имени героини – соломенной шляпки, которая была известна еще в Средние века. Вплоть до эпохи Ренессанса ее носили преимущест...

News image

Международная выставка каллиграфии

Междунаро дная вы ставка каллигра фии — проект, организованный Современным музеем каллиграфии, при поддержке Национального Союза Каллиграфов и Музей...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

4 – 30 августа, Ширяево – VII Ширяевская биеннале совре

News image

VII Ширяевская биеннале современного искусства Чужестранцы: между Европой и Азией. 4 – 30 августа 2001 www.shiryaevo-biennale.ru Ширяевская ...

Международная художественная ярмарка современного искус

News image

Совсем скоро в Греции начнется одна из старейших арт-ярмарок современного искусства в Европе. 17-я Международная ярмарка АРТ-ATHINA 2011 пройдет...

Русское искусство. 2000-е годы . Программа лекций в ГЦ

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства Москва, Зоологическая улица, дом 13, строение 2; метро Ба...

26 июля – 21 августа, Лофт Проект Этажи (СПб) – Comme

News image

На несколько недель арт-сообщество Петербурга расстается с любимыми вещами, чтобы продемонстрировать их как объекты искусства. Первая выставка-Н...

28 июля – 23 августа, фонд Эра (Москва) – О наивном

News image

V Фестиваль коллекций современного искусства Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной Эра Общественный фонд наивного искусства Ост...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Тамаз Манашеров о конкурсе ИННОВАЦИЯ 2010

News image

Без сомнения, всероссийский конкурс в области современного визуального искусства ИННОВАЦИЯ – одно из самых ярких, свежих, отдающих новизной событий ...

Молодежное стало актуальным на старости лет

News image

Номинанты Инновации угнездились в ГЦСИ В Государственном центре современного искусства открылась выставка номинантов всероссийского конк...

Инновация (конкурс)

News image

Всероссийский конкурс в области современного визуального искусства ИННОВАЦИЯ — российский государственный конкурс в области современного искусства, ...

Арт-персоны:

Томас Кренс: Гуггенхайм – это не Макдональдс!

News image

Четыре музея, концертный зал и площадка биеннале – Томас Кренс (Thomas Krens), глава империи Гуггенхайм, говорит в интервью о но...

Александр Джикия: В Москве мне стали сниться сны

News image

Интервью Валентина Дьяконова с Александром Джикией иллюстрировано рисунками художника, экспонировавшимися на выставке Новые раб...

Александр Гаврилов: «Культурная политика – c’est moi!»

News image

Сторукий Шива российской книжной индустрии о прикладной футурологии и террористической культурной стратегии Газета Книжное о...

Арт-Ярмарка:

Цены и ценности

News image

Нынешняя Frieze показала, что многим галеристам пришлось умерить свои аппетиты. Заявленные на ярмарке цены уже не так впечатляли...

Запатентованный скандал

News image

Каждая из крупнейших в мире ярмарок современного искусства тщательно выстраивает свой имидж. Лондонская Frieze (название подарил...

Арт-ярмарка Frieze впервые пройдет в Нью-Йорке

News image

Знаменитая лондонская арт-ярмарка Frieze откроет филиал в Нью-Йорке, пишет The Art Newspaper. Первая американская ярмарка Frieze...

Арт-Критика:

Тайны третьей планеты

News image

Репортаж с фестиваля АрхСтояние-2009. Лето из Никола-Ленивца: оторвались по полной, максимально воплотив заявленную тему...

Человеческие ресурсы

News image

Месяц назад в Центре современной - культуры Гараж прошла Ночь живых перформансов . В большом зале у входа посетителя вс...

Пробились бубны

News image

Фильм Алексея Мизгирева получил две награды фестиваля в Локарно Кинофестиваль в Локарно завершился победой фильма Она,...