• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*




«Documenta XII»: симметрия и уникаты против мейнстрима

Выставки - Выставка DOCUMENTA

«documenta xii»: симметрия и уникаты против мейнстрима

Большая выставка и форма

«Большая выставка сегодня не имеет формы», - заявил Рогер Бюргель, куратор “Documenta”. Даже при большом желании оспорить это утверждение, натыкаешься на трудности. Посмотреть ли на Венецианскую Биеннале (мероприятие статусное и репрезентативное), посмотреть ли на Биеннале Московское (критике вообще не подлежащее, но территориально более близкое), посмотреть ли на «Manifesta» (нечто среднее), - везде встречаешься с одной проблемой: будучи не в силах справиться с большим количеством разнопланового материала, «куратор» идет самым простым путем: придумывая для выставки туманную тему-название, сбрасывает все в один зал, часто самому залу уделяя больше внимания, чем экспозиционированию работ на основании внутренних связей, созвучий между ними. Не дает им вступить в беседу, в полилог, в лучшем случае, забивая их голос своим, в худшем (и, как ни печально, более распространенном) – создает из них очередную модель хаоса.

«Большая выставка сегодня не имеет формы», - заявил Бюргель. И приложил максимум усилий для того, чтобы доказать возможность обратного.

Ковер

Настенный ковер представляет собой метафору неиерархической карты, ни одна из частей которой не получает власти над другой. Каждая структурная единица ковра, каждый узор в орнаменте, с одной стороны, самодостаточен, с другой – родственен другому узору. Он может быть или абсолютно идентичен ему, или «отражать» его по принципу «негатива», но всегда – симметрично, относительно некоторой точки или линии. В центре изображения сходятся, симметрия же выявляется только по краям. Глядя на отдельные фрагменты, не найдя этого центра, невозможно ни понять устройства ковра, ни оценить его эстетических достоинств.
Персидский ковер XVII века, выставленный в центральном зале Documenta Halle был ключом к “Documenta 2007”.

Центр и полярные края

Центром симметрии, точкой схождения узоров были выставленные в том же зале работы С. Кулиг и А. Осмоловского – собственно, работы, в основе которых лежит симметрия.

Полярными краями – контрапунктом проходящие по всей выставке работы двух совершенно разных художников: Давилло и МакКракана.
Давилло представляет живопись, построенную по прнципу энтропии, живопись, где каждый элемент выписан в отличном от предыдущего стиле, даже в пределах одного изображения, квинтэссенцию трэш-искусства, восходящую к низовым культурам, оперирующую с гомосексуальными мотивами и сексуальными перверсиями, во многом ориентированную на внешний эффект.
Вавилонской разноголосице Давило оппозиционно абсолютное молчание работ МакКракана, радикального минималиста, работающего с холодными пространственными объектами, параллелепипедами, иногда только скошенными то в левую, то в правую сторону, но всегда одинаково безмолвными.

Между этими взаимодополняющими полюсами, противоположными не больше, чем Ад Огненный и Ад Ледяной и относительно симметрии «Хлебов» и Кулиг в четком, структурированном порядке, в умышленно покрашенных в разные цвета залах, располагаются все работы выставки – фрагменты орнамента.

Эксцессы, раритеты, уникаты

Важной особенностью “Documenta” является то, что Бюргель, не стремясь показать современный художественный процесс, сделал выставку эксклюзивных работ со всего мира, сделанных в течение последнего полувека, не считаясь ни с какими устоявшимися «моветонами», ни с какими авторитетами.

Яркий пример подобного рода работы – чучело жирафа Бэмьи, погибшего при бомбежке ливанского зоопарка. Бэмби – в сущности, реди мейд. Но реди-мейд, наделенный всеми признаками экзотизма: дальние страны, детская нежность (зоопарк и кличка), война.
Такую же роль странных уникатов играют и привезенные немецким послом XVII века декоративные работы восточных мастеров.
Даже выставляя работы 1960-х гг., Бюргель согласовывался не с известностью имен, но с интересностью самих объектов.
Обещание провести новые линии сопротивления мэйнстриму было им выполнено.

“Documenta XII” – редкий для современной ситуации пример площадки, где выставлено искусство, а не брэнды.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Выставка картин Евгении Коваленко под названием «20-30-

29 апреля – 16 мая 2010 года В названии «20-30-10» заложено намного больше смысла, чем может показаться на первый взгляд. 10 лет назад в возрасте...

News image

Выставки 14-18 июля 2006

14–18 июля «Жизнь и смерть Винила». 200 редких экземпляров из частных собраний Петербургских коллекционеров и фонда отделения филофонии городского...

News image

Какие могут быть игрушки…

Выставка названа по имени героини – соломенной шляпки, которая была известна еще в Средние века. Вплоть до эпохи Ренессанса ее носили преимущест...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

28 июля – 23 августа, фонд Эра (Москва) – О наивном

News image

V Фестиваль коллекций современного искусства Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной Эра Общественный фонд наивного искусства Ост...

4 – 30 августа, Ширяево – VII Ширяевская биеннале совре

News image

VII Ширяевская биеннале современного искусства Чужестранцы: между Европой и Азией. 4 – 30 августа 2001 www.shiryaevo-biennale.ru Ширяевская ...

1 августа – 11 сентября, ГЦСИ (Москва) – My Privacy. Р

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной...

29 сентября – 3 октября, МВДЦ Сибирь (Красноярск) –

News image

29.09.2011 Выставка АРТ-Красноярск-2011 станет настоящим праздником искусства С 29 сентября по 3 октября в Красноярске пройдет един...

От Рафаэля до Караччи: Искусство Папского Рима ( Национ

News image

Эта большая международная выставка представляет более чем 150 исключительных картин и рисунки знаменитых художников, таких как Микеланджело, Тициан...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Письмо от Г. Кизевальтера об отзыве его первого письма

News image

Очень жаль, что многие так и не поняли истории: обдавая грязью бывших соратников – оказываешься сам в грязи. «Ввиду искажения в прессе роли Г.К…»...

Премию Инновация присудили арт-группе Война

News image

Государственную премию в области современного искусства Инновация в четверг вручили арт-группе Война за акцию Х*й в плену у ФСБ . Об этом сообщ...

Молодежное стало актуальным на старости лет

News image

Номинанты Инновации угнездились в ГЦСИ В Государственном центре современного искусства открылась выставка номинантов всероссийского конк...

Арт-персоны:

Василий Бычков, АРТ МОСКВА: В этом году ярмарка в перв

News image

В ЦДХ в 11-й раз проходит ежегодная ярмарка современного искусства АРТ МОСКВА Проходит второй день работы 11-й международной ...

Александр Гаврилов: «Культурная политика – c’est moi!»

News image

Сторукий Шива российской книжной индустрии о прикладной футурологии и террористической культурной стратегии Газета Книжное о...

Разговор поэта Сергея Соловьева с философом Валерием По

News image

Препринт из альманаха современной русской литературы Фигуры речи Одни видят в нем предпоследнего метафизика, оставляя после...

Арт-Ярмарка:

Ближневосточное наступление

News image

Ярмарка Frieze, основанная в 2003 году издателями одноименного журнала по современному искусству, сразу замахнулась на монстров ...

Коллекционирование современности

News image

В Лондоне завершилась ярмарка современного искусства Frieze, самое амбициозное и авангардное из мероприятий такого рода. В этот ...

Frieze Art Fair: ярмарка эксцентричного тщеславия

News image

Я долго думала, как бы написать о Frieze Art Fair – крупнейшей и гламурнейшей ярмарке современного искусства – и сказать при это...

Арт-Критика:

Не толоконный лоб

News image

Поп ( Преображение ) Владимира Хотиненко. Премьера в Выборге Новую картину Владимира Хотиненко показали на церемонии ...

Пробились бубны

News image

Фильм Алексея Мизгирева получил две награды фестиваля в Локарно Кинофестиваль в Локарно завершился победой фильма Она,...

Неважно, назовете вы это искусством или нет

News image

В центре современной культуры Гараж выставлена инсталляция одного из крупнейших скульпторов Великобритании Энтони Гормли...