• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*




«Documenta XII»: симметрия и уникаты против мейнстрима

Выставки - Выставка DOCUMENTA

«documenta xii»: симметрия и уникаты против мейнстрима

Большая выставка и форма

«Большая выставка сегодня не имеет формы», - заявил Рогер Бюргель, куратор “Documenta”. Даже при большом желании оспорить это утверждение, натыкаешься на трудности. Посмотреть ли на Венецианскую Биеннале (мероприятие статусное и репрезентативное), посмотреть ли на Биеннале Московское (критике вообще не подлежащее, но территориально более близкое), посмотреть ли на «Manifesta» (нечто среднее), - везде встречаешься с одной проблемой: будучи не в силах справиться с большим количеством разнопланового материала, «куратор» идет самым простым путем: придумывая для выставки туманную тему-название, сбрасывает все в один зал, часто самому залу уделяя больше внимания, чем экспозиционированию работ на основании внутренних связей, созвучий между ними. Не дает им вступить в беседу, в полилог, в лучшем случае, забивая их голос своим, в худшем (и, как ни печально, более распространенном) – создает из них очередную модель хаоса.

«Большая выставка сегодня не имеет формы», - заявил Бюргель. И приложил максимум усилий для того, чтобы доказать возможность обратного.

Ковер

Настенный ковер представляет собой метафору неиерархической карты, ни одна из частей которой не получает власти над другой. Каждая структурная единица ковра, каждый узор в орнаменте, с одной стороны, самодостаточен, с другой – родственен другому узору. Он может быть или абсолютно идентичен ему, или «отражать» его по принципу «негатива», но всегда – симметрично, относительно некоторой точки или линии. В центре изображения сходятся, симметрия же выявляется только по краям. Глядя на отдельные фрагменты, не найдя этого центра, невозможно ни понять устройства ковра, ни оценить его эстетических достоинств.
Персидский ковер XVII века, выставленный в центральном зале Documenta Halle был ключом к “Documenta 2007”.

Центр и полярные края

Центром симметрии, точкой схождения узоров были выставленные в том же зале работы С. Кулиг и А. Осмоловского – собственно, работы, в основе которых лежит симметрия.

Полярными краями – контрапунктом проходящие по всей выставке работы двух совершенно разных художников: Давилло и МакКракана.
Давилло представляет живопись, построенную по прнципу энтропии, живопись, где каждый элемент выписан в отличном от предыдущего стиле, даже в пределах одного изображения, квинтэссенцию трэш-искусства, восходящую к низовым культурам, оперирующую с гомосексуальными мотивами и сексуальными перверсиями, во многом ориентированную на внешний эффект.
Вавилонской разноголосице Давило оппозиционно абсолютное молчание работ МакКракана, радикального минималиста, работающего с холодными пространственными объектами, параллелепипедами, иногда только скошенными то в левую, то в правую сторону, но всегда одинаково безмолвными.

Между этими взаимодополняющими полюсами, противоположными не больше, чем Ад Огненный и Ад Ледяной и относительно симметрии «Хлебов» и Кулиг в четком, структурированном порядке, в умышленно покрашенных в разные цвета залах, располагаются все работы выставки – фрагменты орнамента.

Эксцессы, раритеты, уникаты

Важной особенностью “Documenta” является то, что Бюргель, не стремясь показать современный художественный процесс, сделал выставку эксклюзивных работ со всего мира, сделанных в течение последнего полувека, не считаясь ни с какими устоявшимися «моветонами», ни с какими авторитетами.

Яркий пример подобного рода работы – чучело жирафа Бэмьи, погибшего при бомбежке ливанского зоопарка. Бэмби – в сущности, реди мейд. Но реди-мейд, наделенный всеми признаками экзотизма: дальние страны, детская нежность (зоопарк и кличка), война.
Такую же роль странных уникатов играют и привезенные немецким послом XVII века декоративные работы восточных мастеров.
Даже выставляя работы 1960-х гг., Бюргель согласовывался не с известностью имен, но с интересностью самих объектов.
Обещание провести новые линии сопротивления мэйнстриму было им выполнено.

“Documenta XII” – редкий для современной ситуации пример площадки, где выставлено искусство, а не брэнды.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Ежегодная выставка новых произведений петербургских худ

История Выставка проходит в центральном выставочном зале Манеж (Санкт-Петербург) ежегодно с 1993 года. В выставке может принять участие любой худ...

News image

Выставка Этюд в творчестве ленинградских художников. Ж

9 декабря 1994 года в Санкт-Петербурге в залах Мемориального музея Н. А. Некрасова открылась выставка «Этюд в творчестве ленинградских художников. Ж...

News image

Какие могут быть игрушки…

Выставка названа по имени героини – соломенной шляпки, которая была известна еще в Средние века. Вплоть до эпохи Ренессанса ее носили преимущест...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

1 августа – 11 сентября, ГЦСИ (Москва) – My Privacy. Р

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной...

Международная художественная ярмарка современного искус

News image

Совсем скоро в Греции начнется одна из старейших арт-ярмарок современного искусства в Европе. 17-я Международная ярмарка АРТ-ATHINA 2011 пройдет...

В Торонто состоялась Международная художественная выста

News image

19 и 20 января 2007 года представление ТВНДТ, посвящённое китайскому Новому году, совершающее международное турне, состоялось в Центре Искусств Торо...

28 июля, ГЦСИ (Москва) – лекция куратора Антонио Джеузы

News image

28.07.2011 28 июля, четверг, 19.00 ГЦСИ, малый зал Искусство России 2000-х годов

От Рафаэля до Караччи: Искусство Папского Рима ( Национ

News image

Эта большая международная выставка представляет более чем 150 исключительных картин и рисунки знаменитых художников, таких как Микеланджело, Тициан...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Письмо от Г. Кизевальтера об отзыве его первого письма

News image

Очень жаль, что многие так и не поняли истории: обдавая грязью бывших соратников – оказываешься сам в грязи. «Ввиду искажения в прессе роли Г.К…»...

ВДНХ актуальных художников

News image

Премия Инновация утверждает статус современного искусства в глазах общественного мнения. Это важно именно в России: в стране пока нет четког...

Тамаз Манашеров о конкурсе ИННОВАЦИЯ 2010

News image

Без сомнения, всероссийский конкурс в области современного визуального искусства ИННОВАЦИЯ – одно из самых ярких, свежих, отдающих новизной событий ...

Арт-персоны:

Василий Церетели: В первую очередь – художник и его ид

News image

10 июня 2007 года открывается 52-я Венецианская биеннале современного искусства. В этом году комиссаром российского павильона на...

Марина Колдобская: Городская власть экзамена не выдержа

News image

В Санкт-Петербурге до сих пор нет ни одного крупного специализированного учреждения современного искусства. А ведь именно таковы...

Разговор поэта Сергея Соловьева с философом Валерием По

News image

Препринт из альманаха современной русской литературы Фигуры речи Одни видят в нем предпоследнего метафизика, оставляя после...

Арт-Ярмарка:

Запатентованный скандал

News image

Каждая из крупнейших в мире ярмарок современного искусства тщательно выстраивает свой имидж. Лондонская Frieze (название подарил...

Ярмарка современного искусства Frieze Art Fair в Лондон

News image

В Лондоне состоялся один из наиболее авторитетных обзоров мирового современного искусства. Новинар начинает серию репортажей с Б...

Ярмарка современного искусства Frieze Art Fair 2006

News image

12 - 15 октября прошла лондонская ярмарка современного искусства Frieze Art Fair, в рамках которой также состоялись Frieze Commi...

Арт-Критика:

Звездная карта

News image

Самые интересные события параллельной программы Венецианской биеннале Венецианская биеннале современного искусства, раз в д...

Страшно далеки мы от Европы

News image

В Локарно фильм Алексея Мизгирева получил два приза Бубен, барабан – второй фильм Алексея Мизгирева, снявшего до того оче...

Захватить Галактику

News image

Завершился  Московский фестиваль вольных издателей Успех фестиваля boo. буквы, звуки, цацки удивил и организаторов, и...