Реклама*
Биеналле - Венецианская биеннале
Ольга Свиблова и Василий Церетели, Павел Хорошилов и Григорий Ревзин
В ИТАР-ТАСС состоялась пресс-конференция, посвященная подведению предварительных итогов Венецианской биеннале современного искусства. Объявлено, что комиссаром российского павильона остается Василий Церетели – его полномочия утверждены до 2012 года, а куратором российского павильона на следующей Биеннале современного искусства, которая состоится в 2009 году, опять будет Ольга Свиблова. Кураторами российской выставки на архитектурной биеннале, которая состоится в 2008 году, назначены Григорий Ревзин и Павел Хорошилов. Комментирует ИРИНА Ъ-КУЛИК.
Строго говоря, подведение итогов российского участия в Венецианской биеннале сейчас может быть только весьма предварительным. Золотых львов будут вручать только в ноябре, сама биеннале еще не закончилась, так что даже подсчитать количество посетителей пока невозможно. Тем не менее глава Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой, его коллеги по ФАКК Майя Кобахидзе и Александр Заволокин и спонсоры павильона, не говоря уже о самой Ольге Свибловой и выставлявшихся на биеннале художниках (в ИТАР-ТАСС пришли Евгений Святский из группы АЕС и Александр Пономарев), говорят о настоящем прорыве российского искусства на мировую арт-сцену. Впрочем, конкретные доказательства успеха привела только Ольга Свиблова, сообщившая, что после открытия Венецианской биеннале выросли цены на работы представленных в российском павильоне художников, а группа АЕС, Андрей Бартенев и Александр Пономарев получили массу предложений о выставках в зарубежных музеях и галереях.
Если подведение итогов было несколько преждевременным, то назначение комиссара и куратора на этот раз произошло с небывалой пунктуальностью. Другие страны-участницы Венецианской биеннале, как правило, утверждают кураторов как раз приблизительно за два-полтора года до предстоящей выставки. Но у нас эти назначения в последнее время происходили катастрофически поздно. Ту же Ольгу Свиблову назначили куратором только в декабре прошлого года – так что экспозицию ей пришлось готовить в действительно экстремальных условиях. Сам факт, что ей и Василию Церетели удалось в таких условиях не только придумать проект, но и найти спонсорские средства, отчасти объясняет, почему ФАКК решился на беспрецедентный шаг. До этого ни один куратор российского павильона не делал две выставки подряд. Единственным, кто дважды, хотя и с перерывом, делал экспозицию российского павильона в Венеции, пока что был только Виктор Мизиано – он был куратором в 1995 и 2003 году. Поистине бессменным был разве что Владимир Горяинов – куратор павильона в те времена, когда в нем представляли еще не российское, а советское искусство. Заместитель начальника управления современного искусства ФАКК Александр Заволокин сказал корреспонденту Ъ, что среди обсуждавшихся кандидатур куратора павильона в 2009 году фигурировал в том числе и господин Мизиано. Но, судя по всему, решение оставить на второй срок Ольгу Свиблову было принято без особых колебаний.
Видимо, и здесь сработало вполне распространенное в России мнение, что любые перемены могут привести только к худшему – даже во вполне безопасной и удачной ситуации. Стоит отметить, что все участвовавшие в пресс-конференции спонсоры российского павильона более или менее отчетливо выразили свое согласие сотрудничать с госпожой Свибловой и в следующий раз. На вопрос о том, будет ли, в связи с нынешним успехом, увеличен государственный бюджет, Майя Кобахидзе ответила, что пока об этом говорить еще рано, но в любом случае ФАКК приветствует привлечение спонсорских инвестиций.
Отныне российский павильон в Венеции юридически переведен на баланс Федерального агентства по культуре и кинематографии. Раньше он был на балансе у МИДа, затем у управления делами президента, они им не занимались, а у Федерального агентства на тот момент не было юридических прав , – пояснила Ольга Свиблова. Она сообщила, что фонд Русский авангард выступил партнером по ремонту российского павильона к Венецианской биеннале в 2007 году, и не исключила возможность участия фонда в дальнейшей реконструкции.
Комиссар и куратор российского павильона в настоящий момент назначаются волей ФАКК, несмотря на неоднократные предложения изменить эту процедуру и сделать ее прозрачной – так, например, Леонид Бажанов, руководитель ГЦСИ, в ведомстве которого одно время находился российский павильон, предлагал создать выбирающий комиссара экспертный совет, идею совета неоднократно поддерживал и Виктор Мизиано. А вот художники-участники следующей российской выставки в Венеции будут выбираться по итогам конкурса. Об этом сообщила Ольга Свиблова. Правда, конкурс будет закрытым, и пригласить к участию в нем госпожа Свиблова намерена пять-семь авторов. Она не настаивает на том, чтобы и на следующей биеннале Россию представляла сборная , что отнюдь не является нормой для Венеции, где в самых известных и старых национальных павильонах часто проводят персональные выставки звезд.
Главной новостью стало известие о том, что следующим летом на архитектурной биеннале, чередующейся с художественной, экспозицию будут готовить Павел Хорошилов и Григорий Ревзин. Первый, знаменитый с советских времен как специалист по организации крупнейших выставок, ныне работает заместителем директора департамента массовых коммуникаций, культуры и образования правительства РФ. Второй – известный архитектурный критик, специальный корреспондент Ъ, также не раз выступал в роли выставочного куратора, в том числе и на Венецианской биеннале. В 2000 году собранная им экспозиция российского павильона была отмечена премией жюри. Пока это единственная награда нашего павильона за всю историю Венецианской архитектурной биеннале.
| Читайте: |
|---|
Выставки прошлого:
![]() По родной стране. Выставка ленинградских художников 197Зональная выставка произведений художников Ленинграда «По родной стране», посвященная 50-летию образования СССР, открытая осенью 1972 года в Ленингр... |
![]() Франциско Инфанте и Нонна Горюнова в спецпроекте «Снежн16 декабря 2009 - 1 августа 2010 С 16 декабря 2009 года и до 1 августа 2010 года в Третьяковской галерее будет представлен проект, который раскры... |
![]() Выйти из сумрака, чтобы вернуться30 июня – 6 июля Вольно или невольно искусство всегда трансформируется в повседневность. Великие симфонии становятся рингтонами мобильных телеф... |
|
More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР |
Арт-Москва:
Реклама*
Архив событий:
Выставки 2011:
Bonjour Russland Дюссельдорф ( Германия )![]() В Дюссельдорфе ( Германия ) с огромным успехом проходит выставка Bonjour Russland . Четыре крупнейших музея России - Эрмитаж и Русский музей ( Санк... |
3 августа – 15 сентября, галерея М-Ю Гельман (Москва) –![]() Галерея М-Ю Гельман Хаим Сокол. Свидетель www.guelman.ru Открытие состоится 3 августа 2011, 19 |
Выставка Юлии Суховецкой «Живопись: алхимия пространств![]() 16 марта в выставочном зале, который находится по адресу 1-я Тверская-Ямская, 20 откроется выставка художницы Юлии Суховецкой. Большинство картин, к... |
1 августа – 11 сентября, ГЦСИ (Москва) – My Privacy. Р![]() Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной... |
От Рафаэля до Караччи: Искусство Папского Рима ( Национ![]() Эта большая международная выставка представляет более чем 150 исключительных картин и рисунки знаменитых художников, таких как Микеланджело, Тициан... |
Конкурс ИННОВАЦИЯ:
Инновация (конкурс)![]() Всероссийский конкурс в области современного визуального искусства ИННОВАЦИЯ — российский государственный конкурс в области современного искусства, ... |
Скандальную акцию Войны и еще 24 проекта показывают н![]() Лучшие арт-проекты минувшего года, выбранные экспертным советом шестой премии в области визуального искусства Инновация , представлены со вторника ... |
Тамаз Манашеров о конкурсе ИННОВАЦИЯ 2010![]() Без сомнения, всероссийский конкурс в области современного визуального искусства ИННОВАЦИЯ – одно из самых ярких, свежих, отдающих новизной событий ... |





























































