• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*




Ангелы биеннале

Биеналле - Венецианская биеннале

ангелы биеннале





На проходящей Венецианской биеннале, как главном мировом смотре современного искусства, принято искать свежие тенденции и новую моду. На нынешней 52-й биеннале ничего принципиально нового и демонстративно прогрессивного найти не удалось. В этом году в Венеции героем стало не актуальное искусство, а очень разные художники.

О каких новых тенденциях можно говорить, если, например, в национальном павильоне США выставлены работы Феликса Гонзалеса-Тореса, который умер от СПИДа, не дожив до сорокалетия, больше десяти лет назад. Может быть, для профессиональных завсегдатаев разных ярмарок, выставок и биеннале это разочарование (ничего нового), для остальных – открытие. Такие были, и в дни, когда на биеннале толпились только аккредитованные профессионалы, в американском павильоне всегда было много народу.

Его куратор Нэнси Спектор из Музея Гуггенхайма не только показала работы Гонзалеса-Тореса, но и способствовала воплощению лишь задуманных. Так появились у входа две прекрасные белые мраморные чаши, заставившие несведущих предположить, что Гонзалес-Торес – никакой не минималист, а академического склада неоклассик и эстет. Падающая с потолка и сложенная на полу в звезду цепь электрических лампочек, символизирующая Америку, и рассыпанные на полу похожие на пули лакричные карамельки, которые каждый мог взять, как и плакаты (белый лист в траурной раме и фотография океана), сложенные в высокие пачки, подкорректировали первое впечатление. Но все равно казалась, что Феликс Гонзалес-Торес – больше, чем просто минималист, а возможность вступить в контакт с его работами (просто взять с пола карамельку) давала острое ощущение общения с тем, кого нет.

Гонзалес-Торес был приглашен на Венецианскую биеннале десять лет назад, но потом кто-то передумал – и американский павильон отдали Биллу Виоле. В этом году в рамках биеннале Фонд Гуггенхайма показал новую видеоинсталляцию Виолы Океан без берегов . И она потрясает.

В старинной церкви Сан-Галло на трех алтарях проецируются смутные серые изображения человеческих фигур. Поочередно каждая из них приближается к зрителям и, прорывая невидимую преграду, омывается потоком воды, обретает цвет и человеческий облик. Появившиеся из заалтарного небытия люди – разного пола, возраста и расы – всматриваются в мир, удивленно узнают его, радуются, хмурятся или печалятся, а потом оборачиваются и, вновь пересекая невидимую водную границу, медленно уходят, превращаясь в призраков.

Оторваться от этого длинного, как полнометражный фильм, зрелища трудно. Герои его внешне обыкновенны, в каждом узнается свой, иногда скверный характер, но с ними случается нечто настолько таинственное и значительное, что личностные особенности тут не важны. И у каждого в момент ухода водные струи, омывающие спину, на мгновение образуют крылья. Это короткое возвращение умерших наблюдать нелегко, всякий приход словно заставляет зрителя самого делать усилие и прерывать преграду.

После шедевра Виолы особенно забавно вспоминать, как перед биеннале кураторов российского павильона упрекали за то, что в нашей экспозиции много экранов и видео, а это непристойно немодно. Странное все же существует мнение, что есть правильное актуальное искусство, бегущее впереди прогресса, не оглядываясь на зрителя.

В японском павильоне художник Масабо Окабе показал инсталляцию Есть ли будущее для нашего прошлого. Темное лицо света . В течение девяти лет он накладывал листы на бордюрные камни платформы в городе Уджина близ Хиросимы, на которых сохранились следы от атомного взрыва, и делал копии их рельефа в технике фроттажа (т. е. закрашивал поверхность бумаги, лежащей на камне). Таких листов он сделал 4000. Частью из них увешаны все стены японского павильона. Выглядит он красиво, по-дизайнерски даже изысканно, но странно. Да и сама миссия, добровольно возложенная на себя Окабе, кажется довольно странной, больше похожей на ритуал, чем на художественное высказывание. Но работа памяти, которую художник таким смиренным образом осуществляет, вызывает глубокое уважение.

Венецианскую биеннале часто называют чемпионатом мира по современному искусству. К нынешней это определение не подходит. Во-первых, там показывают много произведений, относящихся не только к современному искусству (contemporary art), но к модернизму. В частности, очень много живописи. Во-вторых, кажется, что здесь никто не соревнуется, ставка сделана не на течения и направления, а на индивидуальности. Не на искусство, а на художников.

Впрочем, возвращение искусства к вечным темам и смыслам тоже можно при желании назвать тенденцией. Но лучше посчитать, что, обращаясь к прошлому, современное искусство пытается выйти из затянувшегося кризиса. Кстати, во многие названия выставок биеннале входит слово рай .




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Франциско Инфанте и Нонна Горюнова в спецпроекте «Снежн

16 декабря 2009 - 1 августа 2010 С 16 декабря 2009 года и до 1 августа 2010 года в Третьяковской галерее будет представлен проект, который раскры...

News image

Выставка «Василий Сумарев. Учитель и ученики» в Национа

15 января 2010 - 15 февраля 2010 15 января 2010 года в Национальном художественном музее РБ состоялось открытие выставки под названием «Василий С...

News image

Мир Уильяма Блейка: «С наступлением Нового Рая»

11 сентября 2009, по 3 января 2010 года - Библиотека и музей Моргана Фантазер и нонконформист Уильям Блейк (1757-1827) – это выдающая личность в ...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

Программа V Фестиваля коллекций современного искусства

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной...

28 июля, ГЦСИ (Москва) – лекция куратора Антонио Джеузы

News image

28.07.2011 28 июля, четверг, 19.00 ГЦСИ, малый зал Искусство России 2000-х годов

Bonjour Russland Дюссельдорф ( Германия )

News image

В Дюссельдорфе ( Германия ) с огромным успехом проходит выставка Bonjour Russland . Четыре крупнейших музея России - Эрмитаж и Русский музей ( Санк...

Международная художественная ярмарка современного искус

News image

Совсем скоро в Греции начнется одна из старейших арт-ярмарок современного искусства в Европе. 17-я Международная ярмарка АРТ-ATHINA 2011 пройдет...

Русское искусство. 2000-е годы . Программа лекций в ГЦ

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства Москва, Зоологическая улица, дом 13, строение 2; метро Ба...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Решение членов Оргкомитета конкурса ИННОВАЦИЯ

News image

Оргкомитет VI Всероссийского конкурса в области современного визуального искусства ИННОВАЦИЯ в составе, установленном приказом Министра культуры Рос...

Убить во имя преодоления табу — не думаю, что это эффе

News image

29 марта в Государственном центре современного искусства покажут работы, вошедшие в шорт-лист VI Всероссийского конкурса в области современного визу...

Крупная творческая раздача

News image

На Винзаводе вручили Инновацию В арт-центре Винзавод прошла церемония награждения лауреатов II всероссийского конкурса в области соврем...

Арт-персоны:

Алексей Каллима: Следующая революция будет интеллектуа

News image

Стремительная и яркая художественная эволюция Алексея Каллимы продиктована непреложной внутренней необходимостью. Он оттолкнулся...

Василий Церетели: В первую очередь – художник и его ид

News image

10 июня 2007 года открывается 52-я Венецианская биеннале современного искусства. В этом году комиссаром российского павильона на...

Томас Кренс: Гуггенхайм – это не Макдональдс!

News image

Четыре музея, концертный зал и площадка биеннале – Томас Кренс (Thomas Krens), глава империи Гуггенхайм, говорит в интервью о но...

Арт-Ярмарка:

Соревнование двух столиц: Frieze vs FIAC

News image

Октябрь радует сразу двумя событиями арт-рынка мировой величины – только в воскресенье закончилась лондонская ярмарка современно...

Frieze Art Fair

News image

Frieze – беспрецедентная ярмарка современного искусства, каждый октябрь любой поехавший в Лондон может ее посетить. Ярмарка и ау...

«Непрекрасная» ярмарка Frieze – реакция на блестящее, ж

News image

Ярмарка Frieze 2010 проходила, как обычно, в Риджентс-парке на севере Лондона, в огромной прозрачной временной структуре, предст...

Арт-Критика:

Множественность в единстве

News image

Сразу после открытия VI Ширяевской биеннале современного искусства некоторые ее участники во главе с организаторами, Нелли и...

Страшно далеки мы от Европы

News image

В Локарно фильм Алексея Мизгирева получил два приза Бубен, барабан – второй фильм Алексея Мизгирева, снявшего до того оче...

Человеческие ресурсы

News image

Месяц назад в Центре современной - культуры Гараж прошла Ночь живых перформансов . В большом зале у входа посетителя вс...