• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*




Ангелы биеннале

Биеналле - Венецианская биеннале

ангелы биеннале





На проходящей Венецианской биеннале, как главном мировом смотре современного искусства, принято искать свежие тенденции и новую моду. На нынешней 52-й биеннале ничего принципиально нового и демонстративно прогрессивного найти не удалось. В этом году в Венеции героем стало не актуальное искусство, а очень разные художники.

О каких новых тенденциях можно говорить, если, например, в национальном павильоне США выставлены работы Феликса Гонзалеса-Тореса, который умер от СПИДа, не дожив до сорокалетия, больше десяти лет назад. Может быть, для профессиональных завсегдатаев разных ярмарок, выставок и биеннале это разочарование (ничего нового), для остальных – открытие. Такие были, и в дни, когда на биеннале толпились только аккредитованные профессионалы, в американском павильоне всегда было много народу.

Его куратор Нэнси Спектор из Музея Гуггенхайма не только показала работы Гонзалеса-Тореса, но и способствовала воплощению лишь задуманных. Так появились у входа две прекрасные белые мраморные чаши, заставившие несведущих предположить, что Гонзалес-Торес – никакой не минималист, а академического склада неоклассик и эстет. Падающая с потолка и сложенная на полу в звезду цепь электрических лампочек, символизирующая Америку, и рассыпанные на полу похожие на пули лакричные карамельки, которые каждый мог взять, как и плакаты (белый лист в траурной раме и фотография океана), сложенные в высокие пачки, подкорректировали первое впечатление. Но все равно казалась, что Феликс Гонзалес-Торес – больше, чем просто минималист, а возможность вступить в контакт с его работами (просто взять с пола карамельку) давала острое ощущение общения с тем, кого нет.

Гонзалес-Торес был приглашен на Венецианскую биеннале десять лет назад, но потом кто-то передумал – и американский павильон отдали Биллу Виоле. В этом году в рамках биеннале Фонд Гуггенхайма показал новую видеоинсталляцию Виолы Океан без берегов . И она потрясает.

В старинной церкви Сан-Галло на трех алтарях проецируются смутные серые изображения человеческих фигур. Поочередно каждая из них приближается к зрителям и, прорывая невидимую преграду, омывается потоком воды, обретает цвет и человеческий облик. Появившиеся из заалтарного небытия люди – разного пола, возраста и расы – всматриваются в мир, удивленно узнают его, радуются, хмурятся или печалятся, а потом оборачиваются и, вновь пересекая невидимую водную границу, медленно уходят, превращаясь в призраков.

Оторваться от этого длинного, как полнометражный фильм, зрелища трудно. Герои его внешне обыкновенны, в каждом узнается свой, иногда скверный характер, но с ними случается нечто настолько таинственное и значительное, что личностные особенности тут не важны. И у каждого в момент ухода водные струи, омывающие спину, на мгновение образуют крылья. Это короткое возвращение умерших наблюдать нелегко, всякий приход словно заставляет зрителя самого делать усилие и прерывать преграду.

После шедевра Виолы особенно забавно вспоминать, как перед биеннале кураторов российского павильона упрекали за то, что в нашей экспозиции много экранов и видео, а это непристойно немодно. Странное все же существует мнение, что есть правильное актуальное искусство, бегущее впереди прогресса, не оглядываясь на зрителя.

В японском павильоне художник Масабо Окабе показал инсталляцию Есть ли будущее для нашего прошлого. Темное лицо света . В течение девяти лет он накладывал листы на бордюрные камни платформы в городе Уджина близ Хиросимы, на которых сохранились следы от атомного взрыва, и делал копии их рельефа в технике фроттажа (т. е. закрашивал поверхность бумаги, лежащей на камне). Таких листов он сделал 4000. Частью из них увешаны все стены японского павильона. Выглядит он красиво, по-дизайнерски даже изысканно, но странно. Да и сама миссия, добровольно возложенная на себя Окабе, кажется довольно странной, больше похожей на ритуал, чем на художественное высказывание. Но работа памяти, которую художник таким смиренным образом осуществляет, вызывает глубокое уважение.

Венецианскую биеннале часто называют чемпионатом мира по современному искусству. К нынешней это определение не подходит. Во-первых, там показывают много произведений, относящихся не только к современному искусству (contemporary art), но к модернизму. В частности, очень много живописи. Во-вторых, кажется, что здесь никто не соревнуется, ставка сделана не на течения и направления, а на индивидуальности. Не на искусство, а на художников.

Впрочем, возвращение искусства к вечным темам и смыслам тоже можно при желании назвать тенденцией. Но лучше посчитать, что, обращаясь к прошлому, современное искусство пытается выйти из затянувшегося кризиса. Кстати, во многие названия выставок биеннале входит слово рай .




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Ленинградские художники. Живопись 1950-1980 годов

31 марта 1994 года в Санкт-Петербурге в залах Санкт-Петербургского Союза художников открылась выставка «Ленинградские художники. Живопись 1950-1980 ...

News image

Памяти учителя (выставка)

6 ноября 1997 года в Санкт-Петербурге в залах Мемориального музея Н. А. Некрасова открылась выставка петербургских художников — учеников мастерской ...

News image

Сай Твомбли – Ощущения момента. Музей Современного иску

Впервые в Австрии музей Современного искусства представит ретроспективу работ Сайя Твомбли. 4 июня - 11октября 2009 года Твомбли – один из на...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

4 – 30 августа, Ширяево – VII Ширяевская биеннале совре

News image

VII Ширяевская биеннале современного искусства Чужестранцы: между Европой и Азией. 4 – 30 августа 2001 www.shiryaevo-biennale.ru Ширяевская ...

Традиции живописи ранних буддийских манускриптов на пал

News image

Галереи Флоренс и Герберта Ирвингов (Florence and Herbert Irving), коллекции искусства Южной и Юго-Восточной Азии, 3-й этаж. Эта экспозиция тридцат...

Bonjour Russland Дюссельдорф ( Германия )

News image

В Дюссельдорфе ( Германия ) с огромным успехом проходит выставка Bonjour Russland . Четыре крупнейших музея России - Эрмитаж и Русский музей ( Санк...

В Торонто состоялась Международная художественная выста

News image

19 и 20 января 2007 года представление ТВНДТ, посвящённое китайскому Новому году, совершающее международное турне, состоялось в Центре Искусств Торо...

Международная художественная ярмарка современного искус

News image

Совсем скоро в Греции начнется одна из старейших арт-ярмарок современного искусства в Европе. 17-я Международная ярмарка АРТ-ATHINA 2011 пройдет...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Тамаз Манашеров о конкурсе ИННОВАЦИЯ 2010

News image

Без сомнения, всероссийский конкурс в области современного визуального искусства ИННОВАЦИЯ – одно из самых ярких, свежих, отдающих новизной событий ...

Молодежное стало актуальным на старости лет

News image

Номинанты Инновации угнездились в ГЦСИ В Государственном центре современного искусства открылась выставка номинантов всероссийского конк...

Письмо от Г. Кизевальтера об отзыве его первого письма

News image

Очень жаль, что многие так и не поняли истории: обдавая грязью бывших соратников – оказываешься сам в грязи. «Ввиду искажения в прессе роли Г.К…»...

Арт-персоны:

Алексей Каллима: Следующая революция будет интеллектуа

News image

Стремительная и яркая художественная эволюция Алексея Каллимы продиктована непреложной внутренней необходимостью. Он оттолкнулся...

Евгений Митта: Открывая Первую галерею , мы не предст

News image

Одна из ведущих московских художественных галерей, носящая с 1992 года имя владелицы – художницы Айдан Салаховой, отметила на дн...

Роберт Уилсон: Тайна всегда на поверхности

News image

Монологи молчания В октябре фонд Екатерина примет русскую версию Портретов Voom Роберта Уилсона – это будет первый показ ...

Арт-Ярмарка:

Соревнование двух столиц: Frieze vs FIAC

News image

Октябрь радует сразу двумя событиями арт-рынка мировой величины – только в воскресенье закончилась лондонская ярмарка современно...

Все продано

News image

Галеристы Frieze бодро рапортовали об успешных продажах, а к концу ярмарки находились и такие, кто утверждал, что на их стендах ...

В Лондоне открывается Frieze

News image

В Лондоне открывается художественная ярмарка Frieze, претендующая на статус самого модного мирового события в сфере современного...

Арт-Критика:

Современное искусство, деревянные цветы и смерть квадра

News image

28 июля, в Москве сразу двумя выставками открылся III Ежегодный международный фестиваль коллекций современного искусства. ...

Открытое собирание

News image

Фестиваль коллекций современного искусства в ГЦСИ Коллекционирование современного искусства – дело гораздо более ответс...

Звездная карта

News image

Самые интересные события параллельной программы Венецианской биеннале Венецианская биеннале современного искусства, раз в д...