• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*



Ангелы биеннале

Биеналле - Венецианская биеннале

ангелы биеннале





На проходящей Венецианской биеннале, как главном мировом смотре современного искусства, принято искать свежие тенденции и новую моду. На нынешней 52-й биеннале ничего принципиально нового и демонстративно прогрессивного найти не удалось. В этом году в Венеции героем стало не актуальное искусство, а очень разные художники.

О каких новых тенденциях можно говорить, если, например, в национальном павильоне США выставлены работы Феликса Гонзалеса-Тореса, который умер от СПИДа, не дожив до сорокалетия, больше десяти лет назад. Может быть, для профессиональных завсегдатаев разных ярмарок, выставок и биеннале это разочарование (ничего нового), для остальных – открытие. Такие были, и в дни, когда на биеннале толпились только аккредитованные профессионалы, в американском павильоне всегда было много народу.

Его куратор Нэнси Спектор из Музея Гуггенхайма не только показала работы Гонзалеса-Тореса, но и способствовала воплощению лишь задуманных. Так появились у входа две прекрасные белые мраморные чаши, заставившие несведущих предположить, что Гонзалес-Торес – никакой не минималист, а академического склада неоклассик и эстет. Падающая с потолка и сложенная на полу в звезду цепь электрических лампочек, символизирующая Америку, и рассыпанные на полу похожие на пули лакричные карамельки, которые каждый мог взять, как и плакаты (белый лист в траурной раме и фотография океана), сложенные в высокие пачки, подкорректировали первое впечатление. Но все равно казалась, что Феликс Гонзалес-Торес – больше, чем просто минималист, а возможность вступить в контакт с его работами (просто взять с пола карамельку) давала острое ощущение общения с тем, кого нет.

Гонзалес-Торес был приглашен на Венецианскую биеннале десять лет назад, но потом кто-то передумал – и американский павильон отдали Биллу Виоле. В этом году в рамках биеннале Фонд Гуггенхайма показал новую видеоинсталляцию Виолы Океан без берегов . И она потрясает.

В старинной церкви Сан-Галло на трех алтарях проецируются смутные серые изображения человеческих фигур. Поочередно каждая из них приближается к зрителям и, прорывая невидимую преграду, омывается потоком воды, обретает цвет и человеческий облик. Появившиеся из заалтарного небытия люди – разного пола, возраста и расы – всматриваются в мир, удивленно узнают его, радуются, хмурятся или печалятся, а потом оборачиваются и, вновь пересекая невидимую водную границу, медленно уходят, превращаясь в призраков.

Оторваться от этого длинного, как полнометражный фильм, зрелища трудно. Герои его внешне обыкновенны, в каждом узнается свой, иногда скверный характер, но с ними случается нечто настолько таинственное и значительное, что личностные особенности тут не важны. И у каждого в момент ухода водные струи, омывающие спину, на мгновение образуют крылья. Это короткое возвращение умерших наблюдать нелегко, всякий приход словно заставляет зрителя самого делать усилие и прерывать преграду.

После шедевра Виолы особенно забавно вспоминать, как перед биеннале кураторов российского павильона упрекали за то, что в нашей экспозиции много экранов и видео, а это непристойно немодно. Странное все же существует мнение, что есть правильное актуальное искусство, бегущее впереди прогресса, не оглядываясь на зрителя.

В японском павильоне художник Масабо Окабе показал инсталляцию Есть ли будущее для нашего прошлого. Темное лицо света . В течение девяти лет он накладывал листы на бордюрные камни платформы в городе Уджина близ Хиросимы, на которых сохранились следы от атомного взрыва, и делал копии их рельефа в технике фроттажа (т. е. закрашивал поверхность бумаги, лежащей на камне). Таких листов он сделал 4000. Частью из них увешаны все стены японского павильона. Выглядит он красиво, по-дизайнерски даже изысканно, но странно. Да и сама миссия, добровольно возложенная на себя Окабе, кажется довольно странной, больше похожей на ритуал, чем на художественное высказывание. Но работа памяти, которую художник таким смиренным образом осуществляет, вызывает глубокое уважение.

Венецианскую биеннале часто называют чемпионатом мира по современному искусству. К нынешней это определение не подходит. Во-первых, там показывают много произведений, относящихся не только к современному искусству (contemporary art), но к модернизму. В частности, очень много живописи. Во-вторых, кажется, что здесь никто не соревнуется, ставка сделана не на течения и направления, а на индивидуальности. Не на искусство, а на художников.

Впрочем, возвращение искусства к вечным темам и смыслам тоже можно при желании назвать тенденцией. Но лучше посчитать, что, обращаясь к прошлому, современное искусство пытается выйти из затянувшегося кризиса. Кстати, во многие названия выставок биеннале входит слово рай .




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Выставка картин Евгении Коваленко под названием «20-30-

29 апреля – 16 мая 2010 года В названии «20-30-10» заложено намного больше смысла, чем может показаться на первый взгляд. 10 лет назад в возрасте...

News image

Наш современник. Выставка ленинградских художников 1971

Выставка произведений ленинградских художников «Наш современник», открытая в 1971 году в Ленинграде в залах Государственного Русского музея, стала о...

News image

Персональная выставка Николая Мухина

Московский музей современного искусства 13.07– 22.08.2010 13 июля (вторник) в Московском музее современного искусства будет открыта выставка к...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

1 августа – 11 сентября, ГЦСИ (Москва) – My Privacy. Р

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной...

Международная художественная ярмарка современного искус

News image

Совсем скоро в Греции начнется одна из старейших арт-ярмарок современного искусства в Европе. 17-я Международная ярмарка АРТ-ATHINA 2011 пройдет...

3 августа – 15 сентября, галерея М-Ю Гельман (Москва) –

News image

Галерея М-Ю Гельман Хаим Сокол. Свидетель www.guelman.ru Открытие состоится 3 августа 2011, 19

Выставка Юлии Суховецкой «Живопись: алхимия пространств

News image

16 марта в выставочном зале, который находится по адресу 1-я Тверская-Ямская, 20 откроется выставка художницы Юлии Суховецкой. Большинство картин, к...

В Торонто состоялась Международная художественная выста

News image

19 и 20 января 2007 года представление ТВНДТ, посвящённое китайскому Новому году, совершающее международное турне, состоялось в Центре Искусств Торо...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Письмо от Г. Кизевальтера об отзыве его первого письма

News image

Очень жаль, что многие так и не поняли истории: обдавая грязью бывших соратников – оказываешься сам в грязи. «Ввиду искажения в прессе роли Г.К…»...

Молодежное стало актуальным на старости лет

News image

Номинанты Инновации угнездились в ГЦСИ В Государственном центре современного искусства открылась выставка номинантов всероссийского конк...

Тамаз Манашеров о конкурсе ИННОВАЦИЯ 2010

News image

Без сомнения, всероссийский конкурс в области современного визуального искусства ИННОВАЦИЯ – одно из самых ярких, свежих, отдающих новизной событий ...

Арт-персоны:

История из девяностых

News image

Недавно в Москве открылся первый в постсоветской России частный музей современного искусства ART4.RU. И вот спустя всего пару ме...

Никита Кадан: В основе многих художественных начинаний

News image

Один из лидеров молодого искусства Киева, группы Р.Э.П. ( Революционное экспериментальное пространство ), Никита КАДАН рассказ...

Разговор поэта Сергея Соловьева с философом Валерием По

News image

Препринт из альманаха современной русской литературы Фигуры речи Одни видят в нем предпоследнего метафизика, оставляя после...

Арт-Ярмарка:

Актуальные раскопки

News image

В лондонском Риджентс-парке завершила свою работу восьмая по счету ярмарка актуального искусства Frieze Art Fair – самая молодая...

Цены и ценности

News image

Нынешняя Frieze показала, что многим галеристам пришлось умерить свои аппетиты. Заявленные на ярмарке цены уже не так впечатляли...

Все продано

News image

Галеристы Frieze бодро рапортовали об успешных продажах, а к концу ярмарки находились и такие, кто утверждал, что на их стендах ...

Арт-Критика:

Поверх барьеров

News image

ТРАНСФЕР в Центре М'АРС Выставка Трансфер , прошедшая в Центре современного искуства М'АРС , – второй из семи ку...

Переходный период

News image

В ЦСИ М'АРС открылась выставка Transfer Выставка Transfer , открывшаяся в московском центре современного искусства М...

Преображение Хотиненко

News image

Выборгский кинофестиваль Окно в Европу начал с религии Объявленный бюджет фестиваля – 11 млн. руб. По словам генераль...