• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*



Потерянный рай на биеннале в Венеции

Биеналле - Венецианская биеннале

 потерянный рай  на биеннале в венеции



Нынешняя, 52-я Венецианская биеннале современного искусства стала рекордной по количеству национальных павильонов – в этом году их было 76. Но на биеннале впервые был представлен павильон народа, по определению не имеющего государства. В палаццо Пизани открылась выставка цыганского павильона под названием Потерянный рай . Инициатором его создания выступил Институт открытого общества Джорджа Сороса, куратором павильона стала венгерка Тимея Юнгхаус, а консультантом – москвич Виктор Мизиано. На прошлой биеннале он уже продемонстрировал способность находить современное искусство там, где его никто не ожидал обнаружить, представив павильон стран Центральной Азии. Рассказывает ИРИНА КУЛИК.

Несколько архаичный принцип национальных павильонов, который учрежденная сто с лишним лет назад Венецианская биеннале современного искусства позаимствовала у всемирных торговых выставок, казалось бы, так и напрашивается на всевозможные концептуальные жесты. Так поначалу и воспринимается идея цыганского павильона, почти в духе Маятника Фуко , герои которого обсуждали заведомо абсурдные темы диссертаций вроде коневодства у ацтеков и цыганской урбанистики. Ожидаешь разбитого где-нибудь в Джардини настоящего табора или старомодно романтической метафоры типа все художники цыгане, изгои и номады , допускающей к участию авторов любого этнического происхождения. Но выставка, разместившаяся в палаццо Пизани, ставит перед собой гораздо более конкретную задачу – представить творчество современных художников цыганского происхождения. Хотя и не совсем понятно, может ли профессиональный художник в то же время быть настоящим цыганом. Вспоминается фраза дадаиста Курта Швиттерса, сказавшего, что пролетарского искусства не может быть, потому что пролетарий, занимающийся искусством, перестает быть пролетарием и становится художником.

В выставке Потерянный рай участвуют художники цыганского происхождения родом из разных стран мира – Венгрии, Румынии, Франции, Великобритании, Германии, Финляндии, Боснии. Многие из них и вправду родились в таборах. Молодого венгерского художника Тибора Валога в возрасте одного года подкинули в сиротский приют. Но потом он, как и большинство участников выставки, получил специальное художественное образование и профессионально занимается искусством. Наивное искусство представляет, пожалуй, только 62-летняя венгерка Омара, начавшая писать в возрасте 43 лет, после смерти матери. Для нее живопись была не искусством, а психотерапией. Ее неизменно синие полотна представляют своего рода летопись жизни художницы. Куда более стилизаторскими выглядят примитивистские картины финской художницы Кибы Лумберг, к которым она присовокупила объект – тяжеленную бархатную, расшитую искусственным жемчугом юбку, в которой ходят финские цыганки, прибитую к стене несколькими финскими ножами.

Для западноевропейских художников поколения 40-летних собственная цыганская идентичность является скорее темой исследования. Британский художник Дэниел Бейкер вообще имеет два высших образования, художественное и социологическое, и защитил диссертацию по теме Идентичность цыган-геев . Его произведения – поцарапанные зеркала, покрытые разноцветными потоками краски и нанесенными по трафарету изображениями цыганских кибиток, букетов, петухов, лошадиных голов, – представляют еще один экскурс в область китчевых, маргинальных, субкультурных представлений о красоте. А его разнообразные таблички с надписями No travellers ( travellers – название британских цыган) довершают борьбу за права еще одного меньшинства. Для соотечественницы Дэниела Бейкера Делэйн Ле Бас цыганское оказывается экзальтацией детского и женского: она выставляет инсталляции, населенные сонмами разнообразных кукол, и панно с вышивками, аппликациями и фрагментами фотографий из семейных архивов. А ее супруг Дэмиен Ле Бас запомнился примитивистскими цыганскими картами , на которых привычные очертания материков и стран зарисованы множеством лиц и глаз.

Для британских художников цыганство предстает еще одной версией нонконформистской субкультуры наподобие, скажем, хиппизма. А вот 50-летнему венгру Иштвану Цветандраши его экзотические корни, напротив, дают ощущение причастности к вечным темам не знающей границ европейской культуры. Его графика представляет собой витиеватый и несколько салонный магический реализм со множеством отсылок к старым мастерам в духе Босха и Брейгеля. А для художников из бывших стран соцлагеря более молодого поколения – венгров Тибора Балога, Норберта Ширмаи, Яноша Ревеша или боснийца Нихада Нино поиски собственной цыганской идентичности становятся поводом для документальных инсталляций со множеством архивных фото, вырезок из газет и видеосъемок.

Впрочем, несмотря на крайнюю разнородность представленных художников, выставка Потерянный рай выглядит вполне цельной. И хотя в предисловии к каталогу кураторы выставки говорят, что одной из их задач было разрушить привычный романтический миф о цыганах, столь живучий в западной культуре последних двух веков, от Кармен до Времени цыган Эмира Кустурицы, именно этот мифологический флер и сообщает выставке ее обаяние. Чем бы ни было искусство каждого из авторов цыганского происхождения, собранные вместе, эти наивные или примитивистские картинки, нарочито мусорные объекты или черно-белые фотографии воссоздают в палаццо Пизани на удивление убедительный и действительно почти утраченный в современном искусстве рай художнической вольницы, иначе говоря, богемы – слово, которое во французском языке изначально обозначало буквально цыганщина .




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Выставка греческого христианского искусства (Государств

14 июля – 5 сентября 2010 года 13 июля состоялось официальное открытие выставки икон поствизантийского периода из коллекции Велимезиса (музей Бен...

News image

ВЫСТАВКИ 31 марта – 2 апреля

«Жемчуг Парижа». Ирина Алавердова. Живопись. ЦДХ, Крымский вал, 10, ст

News image

Международная выставка каллиграфии

Междунаро дная вы ставка каллигра фии — проект, организованный Современным музеем каллиграфии, при поддержке Национального Союза Каллиграфов и Музей...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

Традиции живописи ранних буддийских манускриптов на пал

News image

Галереи Флоренс и Герберта Ирвингов (Florence and Herbert Irving), коллекции искусства Южной и Юго-Восточной Азии, 3-й этаж. Эта экспозиция тридцат...

От Рафаэля до Караччи: Искусство Папского Рима ( Национ

News image

Эта большая международная выставка представляет более чем 150 исключительных картин и рисунки знаменитых художников, таких как Микеланджело, Тициан...

28 июля, ГЦСИ (Москва) – лекция куратора Антонио Джеузы

News image

28.07.2011 28 июля, четверг, 19.00 ГЦСИ, малый зал Искусство России 2000-х годов

26 июля – 21 августа, Лофт Проект Этажи (СПб) – Comme

News image

На несколько недель арт-сообщество Петербурга расстается с любимыми вещами, чтобы продемонстрировать их как объекты искусства. Первая выставка-Н...

3 августа – 15 сентября, галерея М-Ю Гельман (Москва) –

News image

Галерея М-Ю Гельман Хаим Сокол. Свидетель www.guelman.ru Открытие состоится 3 августа 2011, 19

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Письмо от Г. Кизевальтера об отзыве его первого письма

News image

Очень жаль, что многие так и не поняли истории: обдавая грязью бывших соратников – оказываешься сам в грязи. «Ввиду искажения в прессе роли Г.К…»...

ВДНХ актуальных художников

News image

Премия Инновация утверждает статус современного искусства в глазах общественного мнения. Это важно именно в России: в стране пока нет четког...

Инновация (конкурс)

News image

Всероссийский конкурс в области современного визуального искусства ИННОВАЦИЯ — российский государственный конкурс в области современного искусства, ...

Арт-персоны:

Чаевые для художника

News image

Скоро за эстетическое удовольствие можно будет заплатить Экономику символического обмена – энергичную монографию о том, как...

Евгений Митта: Открывая Первую галерею , мы не предст

News image

Одна из ведущих московских художественных галерей, носящая с 1992 года имя владелицы – художницы Айдан Салаховой, отметила на дн...

Василий Бычков, АРТ МОСКВА: В этом году ярмарка в перв

News image

В ЦДХ в 11-й раз проходит ежегодная ярмарка современного искусства АРТ МОСКВА Проходит второй день работы 11-й международной ...

Арт-Ярмарка:

«Непрекрасная» ярмарка Frieze – реакция на блестящее, ж

News image

Ярмарка Frieze 2010 проходила, как обычно, в Риджентс-парке на севере Лондона, в огромной прозрачной временной структуре, предст...

Цены и ценности

News image

Нынешняя Frieze показала, что многим галеристам пришлось умерить свои аппетиты. Заявленные на ярмарке цены уже не так впечатляли...

Все продано

News image

Галеристы Frieze бодро рапортовали об успешных продажах, а к концу ярмарки находились и такие, кто утверждал, что на их стендах ...

Арт-Критика:

Два на полтора

News image

Кинофестиваль в Выборге прошел под девизом Российское кино – прогноз на завтра Представленные в выборгском конкурсе к...

Переходный период

News image

В ЦСИ М'АРС открылась выставка Transfer Выставка Transfer , открывшаяся в московском центре современного искусства М...

Уместное искусство: разговор с Энтони Гормли

News image

Британский скульптор Энтони Гормли открыл выставку в Гараже , а ЕКАТЕРИНА ДЁГОТЬ выпила с ним кофе и отчего-то задумалась о с...