• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*




Потерянный рай на биеннале в Венеции

Биеналле - Венецианская биеннале

 потерянный рай  на биеннале в венеции



Нынешняя, 52-я Венецианская биеннале современного искусства стала рекордной по количеству национальных павильонов – в этом году их было 76. Но на биеннале впервые был представлен павильон народа, по определению не имеющего государства. В палаццо Пизани открылась выставка цыганского павильона под названием Потерянный рай . Инициатором его создания выступил Институт открытого общества Джорджа Сороса, куратором павильона стала венгерка Тимея Юнгхаус, а консультантом – москвич Виктор Мизиано. На прошлой биеннале он уже продемонстрировал способность находить современное искусство там, где его никто не ожидал обнаружить, представив павильон стран Центральной Азии. Рассказывает ИРИНА КУЛИК.

Несколько архаичный принцип национальных павильонов, который учрежденная сто с лишним лет назад Венецианская биеннале современного искусства позаимствовала у всемирных торговых выставок, казалось бы, так и напрашивается на всевозможные концептуальные жесты. Так поначалу и воспринимается идея цыганского павильона, почти в духе Маятника Фуко , герои которого обсуждали заведомо абсурдные темы диссертаций вроде коневодства у ацтеков и цыганской урбанистики. Ожидаешь разбитого где-нибудь в Джардини настоящего табора или старомодно романтической метафоры типа все художники цыгане, изгои и номады , допускающей к участию авторов любого этнического происхождения. Но выставка, разместившаяся в палаццо Пизани, ставит перед собой гораздо более конкретную задачу – представить творчество современных художников цыганского происхождения. Хотя и не совсем понятно, может ли профессиональный художник в то же время быть настоящим цыганом. Вспоминается фраза дадаиста Курта Швиттерса, сказавшего, что пролетарского искусства не может быть, потому что пролетарий, занимающийся искусством, перестает быть пролетарием и становится художником.

В выставке Потерянный рай участвуют художники цыганского происхождения родом из разных стран мира – Венгрии, Румынии, Франции, Великобритании, Германии, Финляндии, Боснии. Многие из них и вправду родились в таборах. Молодого венгерского художника Тибора Валога в возрасте одного года подкинули в сиротский приют. Но потом он, как и большинство участников выставки, получил специальное художественное образование и профессионально занимается искусством. Наивное искусство представляет, пожалуй, только 62-летняя венгерка Омара, начавшая писать в возрасте 43 лет, после смерти матери. Для нее живопись была не искусством, а психотерапией. Ее неизменно синие полотна представляют своего рода летопись жизни художницы. Куда более стилизаторскими выглядят примитивистские картины финской художницы Кибы Лумберг, к которым она присовокупила объект – тяжеленную бархатную, расшитую искусственным жемчугом юбку, в которой ходят финские цыганки, прибитую к стене несколькими финскими ножами.

Для западноевропейских художников поколения 40-летних собственная цыганская идентичность является скорее темой исследования. Британский художник Дэниел Бейкер вообще имеет два высших образования, художественное и социологическое, и защитил диссертацию по теме Идентичность цыган-геев . Его произведения – поцарапанные зеркала, покрытые разноцветными потоками краски и нанесенными по трафарету изображениями цыганских кибиток, букетов, петухов, лошадиных голов, – представляют еще один экскурс в область китчевых, маргинальных, субкультурных представлений о красоте. А его разнообразные таблички с надписями No travellers ( travellers – название британских цыган) довершают борьбу за права еще одного меньшинства. Для соотечественницы Дэниела Бейкера Делэйн Ле Бас цыганское оказывается экзальтацией детского и женского: она выставляет инсталляции, населенные сонмами разнообразных кукол, и панно с вышивками, аппликациями и фрагментами фотографий из семейных архивов. А ее супруг Дэмиен Ле Бас запомнился примитивистскими цыганскими картами , на которых привычные очертания материков и стран зарисованы множеством лиц и глаз.

Для британских художников цыганство предстает еще одной версией нонконформистской субкультуры наподобие, скажем, хиппизма. А вот 50-летнему венгру Иштвану Цветандраши его экзотические корни, напротив, дают ощущение причастности к вечным темам не знающей границ европейской культуры. Его графика представляет собой витиеватый и несколько салонный магический реализм со множеством отсылок к старым мастерам в духе Босха и Брейгеля. А для художников из бывших стран соцлагеря более молодого поколения – венгров Тибора Балога, Норберта Ширмаи, Яноша Ревеша или боснийца Нихада Нино поиски собственной цыганской идентичности становятся поводом для документальных инсталляций со множеством архивных фото, вырезок из газет и видеосъемок.

Впрочем, несмотря на крайнюю разнородность представленных художников, выставка Потерянный рай выглядит вполне цельной. И хотя в предисловии к каталогу кураторы выставки говорят, что одной из их задач было разрушить привычный романтический миф о цыганах, столь живучий в западной культуре последних двух веков, от Кармен до Времени цыган Эмира Кустурицы, именно этот мифологический флер и сообщает выставке ее обаяние. Чем бы ни было искусство каждого из авторов цыганского происхождения, собранные вместе, эти наивные или примитивистские картинки, нарочито мусорные объекты или черно-белые фотографии воссоздают в палаццо Пизани на удивление убедительный и действительно почти утраченный в современном искусстве рай художнической вольницы, иначе говоря, богемы – слово, которое во французском языке изначально обозначало буквально цыганщина .




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Время опьяняться прекрасным

В помещениях бывшего Московского завода виноградных вин и коньяков в сентябре откроется Центр современного искусства. – В настоящее время ликвид...

News image

Выставка произведений ленинградских художников 1957 год

3 октября 1957 года в Ленинграде в залах Государственного Русского музея открылась «Выставка произведений ленинградских художников, посвященная 40-л...

News image

ВЫСТАВКИ в апреле 2006

7-8 апреля Александр Андрианов. Необычайно экспрессивный мир живописца Адрианова притягивает, интригует и делает зрителя невольным соучастником п...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

1 августа – 11 сентября, ГЦСИ (Москва) – My Privacy. Р

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной...

26 июля – 21 августа, Лофт Проект Этажи (СПб) – Comme

News image

На несколько недель арт-сообщество Петербурга расстается с любимыми вещами, чтобы продемонстрировать их как объекты искусства. Первая выставка-Н...

Bonjour Russland Дюссельдорф ( Германия )

News image

В Дюссельдорфе ( Германия ) с огромным успехом проходит выставка Bonjour Russland . Четыре крупнейших музея России - Эрмитаж и Русский музей ( Санк...

28 июля – 23 августа, фонд Эра (Москва) – О наивном

News image

V Фестиваль коллекций современного искусства Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной Эра Общественный фонд наивного искусства Ост...

Русское искусство. 2000-е годы . Программа лекций в ГЦ

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства Москва, Зоологическая улица, дом 13, строение 2; метро Ба...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Государственная премия Инновация . Справка

News image

В Москве 7 апреля вручат премию в области современного визуального искусства Инновация . Выставка работ номинантов открылась в Государственном цент...

У нас нет другой премии

News image

За день до объявления итогов и вручения премии Инновация GIF.Ru предложил художникам обсудить Инновацию , премиальный процесс и с сотрудник...

Крупная творческая раздача

News image

На Винзаводе вручили Инновацию В арт-центре Винзавод прошла церемония награждения лауреатов II всероссийского конкурса в области соврем...

Арт-персоны:

История из девяностых

News image

Недавно в Москве открылся первый в постсоветской России частный музей современного искусства ART4.RU. И вот спустя всего пару ме...

Лютер культурной вменяемости

News image

Памяти Дмитрия Александровича Пригова Дмитрий Александрович Пригов был похоронен по православному обряду. Некоторые этому уди...

Чаевые для художника

News image

Скоро за эстетическое удовольствие можно будет заплатить Экономику символического обмена – энергичную монографию о том, как...

Арт-Ярмарка:

Актуальные раскопки

News image

В лондонском Риджентс-парке завершила свою работу восьмая по счету ярмарка актуального искусства Frieze Art Fair – самая молодая...

«Непрекрасная» ярмарка Frieze – реакция на блестящее, ж

News image

Ярмарка Frieze 2010 проходила, как обычно, в Риджентс-парке на севере Лондона, в огромной прозрачной временной структуре, предст...

Скандальные и витальные

News image

Сегодня в Лондоне открывается художественная ярмарка Frieze, претендующая на статус самого модного мирового события в сфере совр...

Арт-Критика:

Множественность в единстве

News image

Сразу после открытия VI Ширяевской биеннале современного искусства некоторые ее участники во главе с организаторами, Нелли и...

Не толоконный лоб

News image

Поп ( Преображение ) Владимира Хотиненко. Премьера в Выборге Новую картину Владимира Хотиненко показали на церемонии ...

Картинки без книжек

News image

В Литературном музее открылась выставка Мастера книжной графики Фестиваль коллекций современного искусства от ГЦСИ вс...