• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*




Биеннале в зеркале итальянской прессы

Биеналле - Венецианская биеннале

биеннале в зеркале итальянской прессы



В своем интервью итальянской газете Эспрессо куратор 52-й Венецианской биеннале Роберт Сторр рассказывает о том, как американский опыт может быть полезен старушке Европе: Третий мир и первый мир, как черный и белый мрамор, дополняют друг друга, и их взаимопроникновение и создало ту культуру, с которой мы сейчас имеем дело. Американцы особенно тонко чувствуют это смешение. Европа же начала это осознавать только сейчас, и, как нигде, эта тенденция особенно сильно ощущается именно в Венеции, которая теперь стала неотъемлемой частью этого процесса .

Видимо, именно в передаче этого ценнейшего опыта Роберт Сторр и видел свою задачу на Венецианской биеннале, но не всем благородные цели Сторра пришлись по душе.

По доброй традиции в итальянской прессе не принято злословить о национальных павильонах или поносить иностранных авторов, зато итальянская критика сосредоточила свое внимание на кураторе биеннале. И главный упрек в адрес Роберта Сторра в основном касался именно его проамериканских настроений.

Систематизированная, выверенная и безумно скучная – вот такая вот получилась 52-я Венецианская биеннале, подписанная Робертом Сторром. Биеннале без особых потрясений. Где, однако же, очень недвусмысленно развевается американский флаг. В экспозиции, названной Думай с чувством и чувствуй с умом , при общем количестве участников в 97 человек, англосаксонский мир представляют 23 американца, 3 англичанина, 3 австралийца и 9 иностранцев, постоянно проживающих в США. Для кого-то выбор Сторра, кроме всего прочего, еще раз подтвердил первенство США (и в особенности Нью-Йорка) в мире актуального искусства. Со всеми вытекающими отсюда последствиями . ( Qui sventola la bandiera Americana , Corriere della sera .)

Биеннале, которая рождает у зрителя чувства неудобства и беспокойства. Условие, которое очевидно оживляет мир искусства. Биеннале глубоко эмоциональная, намеренно социально-направленная, осознанно управляемая, которая, кажется, хочет пробудить у публики чувство надвигающейся опасности. Биеннале, в каждой детали которой парит призрак американского духа, воинственного и провокационного, разозленного и немного местечкового . ( Biennale Show , La Repubblica .)

Есть мнения и резко негативные. 52-я Венецианская биеннале под руководством Роберта Сторра, пожалуй, худшая из тех, которые остались в памяти. Не безалаберная и не тесная – напротив, очень даже упорядоченная. Но дело в том, что ее нельзя назвать биеннале: в ней нет того поиска, того выкапывания в работах художников со всего мира самого интересного, что было сделано за последние два года, того, что должно было бы представлять собой нечто . Это, прежде всего, касается художников, приехавших из далеких стран. Казалось бы, располагая рекордным временем в три года для поисков новинок по всему миру, Сторр без особого труда нашел их у себя дома, т.е. в Нью-Йорке. Речь идет о наглом американском пристрастии к показу живописи, поскольку этот жанр, процветающий за океаном, является товаром, лучше всего продающимся на рынке. Сторр умудрился лишить блеска даже общепризнанных художников, таких как Луиз Буржуа, аргентинец Гиллермо Китка, великий Герхард Рихтер и т.д. В общем, здесь пахнет жареным. Живопись, спонсируемая Сторром, и дорогущие безделушки Pinault (например, череп, сделанный из кастрюль индийцем Субдохом Гупта, который благословляет паломников от искусства на Канале Гранде), выставленные на биеннале, все больше напоминают товар для продажи . ( Biennale, delusioni e sorprese , L'Espresso .)

Сам же Сторр как раз утверждает, что его кропотливая предварительная работа по поиску новых имен и стала залогом успеха биеннале: Я посетил Европу, Латинскую Америку и стал первым директором биеннале, который для подготовки выставки провел предварительные исследования, посещая художников непосредственно в их мастерских . ( La-mia-Biennale-sovranazionale , L'Espresso .)

Но старания Сторра явно не были оценены по достоинству; даже, на первый взгляд, положительные отзывы о работе куратора отмечены недоброй иронией в его адрес.

Во всем виден ум куратора, который, слава богу, успел прочесть несколько хороших книжек и узнал, как организовывать выставки. Конечно, на всем сказался и профессиональный вкус Сторра, которого тянет ко всему исконно природному: темным шалашам, доисторическим камням Запада или же к убедительным могильным танцам Анджело Филомено. Но ни в коем случае ничего беспорядочного, даже базар Джейсона Радхоса в значительной степени приглажен и ухожен . ( Una risalita dalle macerie che non e restaurazione , La Stampa .)

Надо сказать, что три года подготовительной работы оказались для американского критика плодотворными, Сторр сумел мастерски использовать пространство, хотя избыточная рациональность куратора временами делает выставку слишком похожей на музей. Конечно, США на этой выставке доминируют – ясное дело, куратор американец . ( La pittura e ritornata grande protagonista , L'Espresso .)

О русском присутствии написано немного. Большинство критиков с восхищением отозвались о работе Ильи Кабакова.

Инсталляции убеждают только тогда, когда способны создавать поэзию и магическое таинство, как в воображаемом тибетском городе Манасе Кабакова . ( La pittura e ritornata grande protagonista , L'Espresso .)

Производит впечатление утопический город в миниатюре Ильи и Эмилии Кабаковых, русской пары, которая привезла в Венецию двухуровневый пейзаж – небесный и земной, воображаемое пространство, колеблющееся между миром идей и реальностью . ( Biennale Show , La Repubblica .)

Приятно, что и русский павильон чаше всего оценивают довольно доброжелательно.

Интересна работа, выставленная в русском павильоне ClickHope, – команда художников воплощает заявленную концепцию в инсталляционных и видеорешениях, в которых удачно сочетается студенческий дух и виртуозное цитатничество . ( I Padiglioni dei Sensi , La Repubblica .)

Каждый по-своему трактовал поставленную на биеннале тему. Причем живее и убедительнее выступили страны, в меньшей степени испытавшие на себе влияние Запада.

Работы российских художников насыщены юмором по поводу своего настоящего и прошлого . ( Il paradiso spezzato della creativita , La Stampa .)

Кстати, в отношении национальных павильонов куратор Роберт Сторр высказал свое особое мнение: У меня есть основания для того, чтобы протестовать против национальной идеи. Меня очень удивило, что еще до открытия выставки, не поняв толком ни ее логики, ни структуры, все с таким пылом начали подсчитывать количество участвующих стран, будто речь идет о международном парламенте, а не об эстетическом и интеллектуальном событии. Возникает вопрос, почему бы просто не упразднить национальную модель культуры . ( La-mia-Biennale-sovranazionale , L'Espresso .)

Но, как видно, эти соображения куратора далеко не всем итальянцам пришлись по душе. Стоит сказать несколько слов о странах, с которыми обошлись хуже всего, например, об Италии. Вопреки столетнему уставу биеннале, прекрасный итальянский павильон в Джардини занят выставкой директора Сторра. К счастью, у Италии все же есть свой павильон, но он расположен в глубине Тезе делле Верджини, в Арсенале, и занимает пространство только в 1 000 м/кв. Что с Италией, принимающей страной, так обращаются – это действительно скандал нынешней биеннале . ( Il paradiso spezzato della creativita , La Stampa .)

Атмосфера на биеннале, по словам многих критиков, тоже оставляла желать лучшего.

С тех пор как современное искусство стало предметом обожания для всех светских дамочек, молодых красавчиков, изображающих из себя денди, дилетантов, стремящихся попасть в то место, о котором все говорят, – биеннале стало скорее встречей модников, чем встречей с искусством. Сначала Венецианская биеннале была местом встречи немногих избранных, которые стремились найти, раскопать что-то новое, войти в диалог. Сейчас же вся богатая молодежь, которая не знает, чем заняться, становится специалистом по культуре. Современное искусство стало неподвижным пространством дня вчерашнего, местом, где крутятся деньги и куда всем хочется попасть. А настоящие коллекционеры будут смотреть биеннале вне расписания, сбившись в маленькие группы . ( Biennale? E il nuovo salotto , Corriere della sera .)

Ввиду того, что теперь участие в Венецианской биеннале – это исключительно вопрос денег (снять галерею, бывшую церковь, школу, склад и т.д.), художнику без денег и спонсора остается только просить милостыню. А ведь Венеция – это всего лишь зеркало (возможно, несколько искаженное) всего нынешнего искусства. Сейчас уже вряд ли кому-то есть до всего этого дело. Особенно с тех пор, как некоторые критики из журналистов стали дирижерами оркестра: сменился курс, критерии, правила, которые временами дезориентируют прежде всего молодых художников. Конечно, произведение искусства должно бы к чему-то взывать, что-то воскрешать в памяти. А здесь чаще всего, если не прочтешь табличку с объяснениями, не поймешь абсолютно ничего. В русском павильоне установили в душевую кабину 470 телевизионных каналов. Чтобы сменить канал, надо повернуть душевой переключатель. Если вы думаете применить тот же метод к какому-нибудь художнику с биеннале, который вам не нравится, даже и не пытайтесь. Потеряете время. ( Spazzatura in Biennale , Corriere della sera ).




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

ВЫСТАВКИ 16 – 22 июня

16 – 17 июня LeShow-2006. Великолепный спектакль кожи и меха, фейерверк роскоши и блеска позволит, не дожидаясь сезона холодов, увидеть новые...

News image

Выставка «Чёрты/Очертания пределов» в галерее «ВИНЗАВОД

II Московская международная биеннале молодого искусства под названием «СТОЙ! КТО ИДЕТ?» 22 июля – 22 августа 2010 года  

News image

Выставка произведений ленинградских художников 1957 год

3 октября 1957 года в Ленинграде в залах Государственного Русского музея открылась «Выставка произведений ленинградских художников, посвященная 40-л...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

28 июля, ГЦСИ (Москва) – лекция куратора Антонио Джеузы

News image

28.07.2011 28 июля, четверг, 19.00 ГЦСИ, малый зал Искусство России 2000-х годов

26 июля – 21 августа, Лофт Проект Этажи (СПб) – Comme

News image

На несколько недель арт-сообщество Петербурга расстается с любимыми вещами, чтобы продемонстрировать их как объекты искусства. Первая выставка-Н...

От Рафаэля до Караччи: Искусство Папского Рима ( Национ

News image

Эта большая международная выставка представляет более чем 150 исключительных картин и рисунки знаменитых художников, таких как Микеланджело, Тициан...

Украинская неделя искусств

News image

МЕЖДУНАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА проводится в рамках Украинской Недели Искусств. Украинская неделя искусств пройдет на одной из красивейших ...

3 августа – 15 сентября, галерея М-Ю Гельман (Москва) –

News image

Галерея М-Ю Гельман Хаим Сокол. Свидетель www.guelman.ru Открытие состоится 3 августа 2011, 19

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Обращение организаторов конкурса ИННОВАЦИЯ

News image

Заявление Совета Общественной палаты РФ вызывает тревогу и возмущение профессионального сообщества современного искусства. Декларация Совета, кот...

ВДНХ актуальных художников

News image

Премия Инновация утверждает статус современного искусства в глазах общественного мнения. Это важно именно в России: в стране пока нет четког...

Премию Инновация присудили арт-группе Война

News image

Государственную премию в области современного искусства Инновация в четверг вручили арт-группе Война за акцию Х*й в плену у ФСБ . Об этом сообщ...

Арт-персоны:

Александр Джикия: В Москве мне стали сниться сны

News image

Интервью Валентина Дьяконова с Александром Джикией иллюстрировано рисунками художника, экспонировавшимися на выставке Новые раб...

Чаевые для художника

News image

Скоро за эстетическое удовольствие можно будет заплатить Экономику символического обмена – энергичную монографию о том, как...

Роджер Бюргель, арт-директор Documenta XII: Могу вам с

News image

Роджер Бюргель: Documenta XII – это форум, в котором художники из разных регионов будут представлять не региональные тенденции,...

Арт-Ярмарка:

Все продано

News image

Галеристы Frieze бодро рапортовали об успешных продажах, а к концу ярмарки находились и такие, кто утверждал, что на их стендах ...

Цены и ценности

News image

Нынешняя Frieze показала, что многим галеристам пришлось умерить свои аппетиты. Заявленные на ярмарке цены уже не так впечатляли...

Ярмарка современного искусства Frieze Art Fair в Лондон

News image

В Лондоне состоялся один из наиболее авторитетных обзоров мирового современного искусства. Новинар начинает серию репортажей с Б...

Арт-Критика:

Диктат открытого пространства

News image

Финалисты конкурса Европейская мастерская выставились в ЦДХ В Центральном доме художника проходит выставка Европейская м...

Коровы на службе искусству

News image

В окрестностях деревни Никола-Ленивец Калужской области состоялся очередной фестиваль ландшафтных объектов Архстояние , г...

Коллекция и архив Вадима Захарова

News image

Известно – что у бедного завалялось, того у богатого сроду не было. Художник, архивист, коллекционер и издатель Вадим З...