Реклама*
Биеналле - Венецианская биеннале
Венецианская биеннале является в настоящее время наиболее авторитетным форумом мирового современного искусства. Предназначение этой масштабной выставки — представить наиболее значительные явления в современном искусстве разных стран. Во многом динамика развития искусства нашего времени определяется двухгодичным ритмом венецианских экспозиций. Предлагаемая для каждой из биеннале специальная тема должна отразить проблематику актуальной ситуации в современном искусстве.
Впервые международная художественная выставка в Венеции состоялась в 1895 году. Тогда же была заложена экономическая и правовая основа этого масштабного мероприятия. Каждая из стран, выразивших заинтересованность в участии, получила право возведения национального павильона, являющегося ее государственной собственностью; транспортировка, страхование экспонатов и организация выставки в павильоне осуществляются страной-участницей. Ответственность за проведение мероприятия взяло на себя „Автономное предприятие Венецианская биеннале“, финансируемое из государственных, муниципальных источников, а также на средства международных фондов и др. спонсоров. Собственными павильонами располагают к настоящему моменту ведущие мировые державы - США, Япония, Италия, Великобритания, Франция, Нидерланды, Испания, Германия и др.
Для проведения каждой из Биеннале назначается специальный художественный руководитель — видный критик, куратор, специалист в области современного искусства. Именно он задает специальную тему для Биеннале, выстраивает концепцию всего мероприятия. Международное жюри решает судьбу премий Биеннале: за „лучший национальный павильон“, „лучшему художнику“ и „молодому художнику“ (до 35 лет) и т.д. Традиционно Биеннале проводится один раз в два года. Она открывается в начале июня (вернисаж растягивается на несколько дней) и функционирует до конца октября того же года, чему и соответствует этимология термина Биеннале — т.е. двухгодичная. В этом году официальное открытие Биеннале намечено на 14 июня.
Основная экспозиция Венецианской Биеннале осуществляется в парке „Сады Биеннале“, выходящем на набережную Сан-Марко (продолжение набережной Большого канала). Именно там расположены павильоны ведущих современных стран. В центральном же павильоне — павильоне „Италия“ — традиционно разворачиваются приуроченные к Биеннале масштабные тематические или историко-художественные выставки. Наряду с этим экспозиционные (а также театральные, музыкальные и др.) события осуществляются на других выставочных площадках города — в помещениях Арсенала и т. н. „Кордерие“, Палаццо Грасси, в Музее современного искусства Ка д'Оро, Музее Гуггенхейма (г. Венеция), Палаццо Фортуни и пр. В период проведения биеннале улицы и площади города также становятся сценой для многочисленных художественных событий. В результате Венецианская Биеннале превращается в несравненный по масштабу и зрелищности праздник современного искусства.
Биеннале современного искусства является частью цикла культурных мероприятий, регулярно проводимых в городе Венеция — таких как прославленный Фестиваль киноискусства, Фестиваль современного театра, Международная Биеннале архитектуры. Традиционно Биеннале современного искусства и архитектуры проводятся поочередно из года в год.
В силу исключительной значимости венецианского форума для мировой культуры он традиционно открывается президентом Итальянской Республики в присутствии авторитетных представителей международных политических и деловых кругов. Освещению Венецианской Биеннале посвящает себя не только специализированная пресса, но и все ведущие средства массовой информации. Национальный павильон на Венецианской Биеннале — это наиболее престижная площадка представительства государства и его культуры.
Официальное открытие 52й Венецианской биеннале современного искусства произойдет 9 июня. Однако уже несколько дней журналисты бродят по национальным павильонам и выставкам, которые открываются одна за другой, пытаясь чувствовать с умом .
В развернутом виде эта инструкция звучит так - Думай, чувствуя, и чувствуй с умом. Искусство в настоящем . Этот девиз предложил главный куратор нынешней биеннале Роберт Сторр, в недавнем прошлом куратор МОМА, нью-йоркского музея современного искусства. Вероятно, он имел в виду то, что современное искусство обращено не только к интеллектуалу, которому ничто человеческое не чуждо, но и к простому зрителю, не утратившему привычку думать. Сторру, приезжавшему лет пять тому назад в Москву, чтобы научить нас, как делать биеннале, принадлежит и термин фестивализм . Понимать это надо так, что для биеннале нужно специально готовить эффектные, зрелищные, цепляющие проекты, которые работают, как шоу. Что будет потом, видимо, уже не суть важно, или куратор об этом не слишком задумывается.
Сторр решил зацепить публику основным выставочным проектом - Контрольным списком , демонстрирующим африканское искусство. Причем не традиционное - с пресловутыми масками и резными скульптурками, - а что ни на есть современное - с инсталляциями, объектами и видео. Около 600 работ из 20 стран черного континента из недавно собранной коллекции Синдике Доколо (Ангола) представляют камерунский арт-критик Саймон Нжами и ангольский художник Фернандо Альвин.
О том же - о местном искусстве, дошедшем до высот мирового, поведут разговор в Palazzo Papadopoli, где расположилось украинское представительство на биеннале. Проект Поэма о внутреннем море , по замыслу украинско-американского куратора Питера Дорошенко, перекликается с фильмом Александра Довженко Поэма о море . Чем именно, правда, не очень ясно. Так или иначе, куратор толкует о вопросах самоидентификации украинцев и общемировых проблемах интеграции. Работы (фото и видеоинсталляции) для выставки предоставил недавно образ овавшийся в Киеве Pinchuk Art Centre. Авторы - Борис Михайлов (его еще называют украинским Кабаковым ), Сергей Братков, Александр Гнилицкий и другие - хорошо известны в Москве. Да, собственно, благодаря московским галереям они во многом и получили международную известность.
Российское присутствие на нынешней биеннале разделилось как бы на два дома. В российском павильоне расположились москвичи. Петербуржцы, видимо, ощущая себя обделенными, решили выступить отдельно и кучно. С выставкой, носящей несколько романтическое название Шторм и Гавань (по типу Буря и натиск ), художники с невских берегов высадились в венецианской лагуне и осели в Palazzo Dona dalle Rose. Уже из подзаголовка выставки Мы ждем перемен становится понятным, что речь идет о бурной художественной жизни конца 1980-х в тогда еще Ленинграде, о субкультуре, вышедшей на поверхность в перестройку, о Викторе Цое и группе Кино , с которой дружила группа Новые художники с лидером Тимуром Новиковым, о провокационном Пиратском телевидении , о макабрическом искусстве и кино Некрореалистов и т.д.
Москвичи же, как видно, почти буквально следуют инструкции Роберта Сторра, точнее той ее части, где говорится о фестивализме . Именно такими проектами, зрелищными, технически сложными аттракционами, заполнен российский павильон. Гнать волну по 12-метровой ванне, конечно, зрелищно. Выложить стены комнаты работающими телевизорами - тоже зрелищно, но больно тягостно для восприятия.
Читайте: |
---|
Выставки прошлого:
25 февраля 2007Выставка «1917 год: Керенский и Ленин. На перекрестке исторических судеб» призвана заполнить огромные бреши в массовом осознании истории России.... |
Владимир Роскин «Я слышу голоса» в Российской АкадемииВ Российской Академии искусств (Москва), в галерее «Ореады - Les Oreades» 4 февраля была открыта выставка картин Владимира Роскина под названием «Я ... |
Международная выставка каллиграфииМеждунаро дная вы ставка каллигра фии — проект, организованный Современным музеем каллиграфии, при поддержке Национального Союза Каллиграфов и Музей... |
More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР |
Арт-Москва:
Реклама*
Архив событий:
Выставки 2011:
3 августа – 15 сентября, галерея М-Ю Гельман (Москва) –Галерея М-Ю Гельман Хаим Сокол. Свидетель www.guelman.ru Открытие состоится 3 августа 2011, 19 |
Программа V Фестиваля коллекций современного искусстваМинистерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной... |
В Торонто состоялась Международная художественная выста19 и 20 января 2007 года представление ТВНДТ, посвящённое китайскому Новому году, совершающее международное турне, состоялось в Центре Искусств Торо... |
Украинская неделя искусствМЕЖДУНАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА проводится в рамках Украинской Недели Искусств. Украинская неделя искусств пройдет на одной из красивейших ... |
28 июля – 23 августа, фонд Эра (Москва) – О наивномV Фестиваль коллекций современного искусства Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной Эра Общественный фонд наивного искусства Ост... |
Конкурс ИННОВАЦИЯ:
Инновация (конкурс)Всероссийский конкурс в области современного визуального искусства ИННОВАЦИЯ — российский государственный конкурс в области современного искусства, ... |
Премию Инновация присудили арт-группе ВойнаГосударственную премию в области современного искусства Инновация в четверг вручили арт-группе Война за акцию Х*й в плену у ФСБ . Об этом сообщ... |
ИнновацияЧтобы быстро и сразу получить представление об отечественном современном искусстве, можно посетить выставку номинантов премии Инновация , которую в... |