• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*




Свобода на квартирных баррикадах

Арт-проекты - Арт-Новости

свобода на квартирных баррикадах

Молодой художник Денис Мустафин открыл у себя дома выставку Свободы! . Простую московскую квартиру заполнили работы, по различным причинам либо запрещенные к показу и успевшие доставить автору неприятности, либо самими художниками оцененные как опасные , могущие не пройти потенциальную цензуру. Выставка и посвящена исследованию феномена цензуры и запретов, наличие которых в художественной среде отрицать, в общем, нельзя (это характеризует не только российскую ситуацию).

В качестве исследователей были приглашены художники, известные своими провокативными и неоднозначными работами, которые если и не были никем отбракованы, то уж точно способны вызвать возмущение определенной части аудитории. Масштабное полотно группировки Протез , открывавшее экспозицию, повествовало о непростых взаимоотношениях русских неонацистов и приезжих с Кавказа; Авдей Тер-Оганьян создал сиквел своего прославленного Юного безбожника , предложив зрителям сделать подписи на стоящих в углу комнаты иконах; Боряна Росса, на фотографиях зашивавшая собственную вагину, в прилагающемся тексте живописала те сложности, которые мешали нормальному экспонированию проекта. Александр Сигутин и Игорь Черченко выступили как непосредственные жертвы цензуры: полотно Сигутина с вышитой на нем цитатой из Стоглавого Собора подвергалось гонениям в рамках дела о выставке Осторожно, религия! , а работы Черченко, расположившиеся однажды под открытым небом на московской площади Свободы, были арестованы вместе с и их автором. Символическим палачом цензуры стала Лиза Морозова, в своем перформансе обратившая собственную агрессию на себя и пустившая неугодных на мыло (куском мыла, сваренного из волос, крови и ногтей художницы, можно было воспользоваться по прямому назначению в ванной комнате, здесь же транслировалась видеозапись акции).

Если организаторы выставки и хотели показать определенную феноменологию цензуры, то на определенном уровне им это удалось. Главным образом, к сожалению, не за счет самих работ, а способом их подачи и пояснительными текстами. Многие вещи при этом, имея явный политический подтекст, заметно теряют в качестве, как это произошло, в частности, с довольно бесхитростными фотожабами Ивана Бражкина (фотоколлажи, сделанные при помощи программы Photoshop: православные протестующие вместо икон держат порнографические картинки). Та же живопись Игоря Черченко выглядит чересчур прямолинейной и банальной кажется лишь дополнительным атрибутом в произошедшей с ней передряге. А работа Тер-Оганьяна и вовсе раздразнивает и без того не дремлющего зверя, мало что добавляя не только к смыслу предшествующей акции, но и к полемике вокруг нее. Останется ли что-нибудь в этих работах, если убрать из них провокативную составляющую?

Нельзя не отметить и несколько узкого понимания цензуры, которое явствует из такой подачи материала, что, с другой стороны, довольно показательно и симптоматично. В фокус внимания кураторов попали главным образом порнография, а также проблема оскорбления чувств верующих , что неудивительно: в последнее время эти пункты стали едва ли не главными статьями обвинений в адрес современного искусства. Но цензура и социальный запрет, как известно, могут существовать и в более тонких, завуалированных формах, при которых, например, непринятие определенных произведений по соображениям политики, рынка и др. За этот блок отвечает одна-единственная, но очень убедительная работа Юрия Шабельникова, представляющая собой комплект шахмат на грубых неразлинованных досках с фигурами одного цвета (весь комплект – черного цвета) и разбросанными вокруг распечатками статьи шахматиста и политика Гарри Каспарова.

Таким образом, выставка представляет собой, скорее, акт социально-политической рефлексии, общая драматургия которой выстраивается не только в репликах персонажей (самих произведениях), но и в авторских ремарках (экспликациях к работам). Правда, игра здесь идет уже не только на территории искусства. Выставка продолжает еще одну актуализировавшуюся в последнее время тенденцию: чрезвычайную активность квартирников . Выставки в своих апартаментах художники устраивают все чаще и чаще. Конечно, едва ли это можно назвать новым андеграундом: андеграунд во многом был явлением вынужденным, а позиция подпольного художника – нередко навязанной автору в силу определенных обстоятельств. Уход в подвал для нынешнего молодого поколения художников во многом является добровольным. Предложение со стороны галерей для молодых авторов не всегда велико, да и сотрудничество с ними нередко предполагает ряд определенных компромиссов, на которые готовы идти не все художники. Волна квартирников в какой-то степени также свидетельствует об усталости от фестивализма , стремлении к большей приватности и камерности выставочного формата в противоположность нынешним людным вернисажам. Да и предъявить судебные претензии к работам, находящимся в частной квартире, все же несколько сложнее, чем если бы это был Винзавод или Центр имени А.Сахарова.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Выставка произведений Михаила Ткаченко в музее «Духовны

30 апреля - 30 мая 2010 года 30 апреля в музее «Духовные сокровища Украины» открылась выставка, посвященная 150-летию со дня рождения знаменитого...

News image

Советская Россия. Художественная выставка 1965 года

Вторая Республиканская художественная выставка Советская Россия 1965 года, открывшаяся в Москве, стала крупнейших событий года в отечественном изо...

News image

Выставка «Всегда другое искусство». Государственный муз

13 апреля – 30 мая 2010 года 13 апреля в Государственном музее современного искусства состоялось открытие выставки, на которой представлены про...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

29 сентября – 3 октября, МВДЦ Сибирь (Красноярск) –

News image

29.09.2011 Выставка АРТ-Красноярск-2011 станет настоящим праздником искусства С 29 сентября по 3 октября в Красноярске пройдет един...

4 – 30 августа, Ширяево – VII Ширяевская биеннале совре

News image

VII Ширяевская биеннале современного искусства Чужестранцы: между Европой и Азией. 4 – 30 августа 2001 www.shiryaevo-biennale.ru Ширяевская ...

В Торонто состоялась Международная художественная выста

News image

19 и 20 января 2007 года представление ТВНДТ, посвящённое китайскому Новому году, совершающее международное турне, состоялось в Центре Искусств Торо...

Программа V Фестиваля коллекций современного искусства

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной...

Выставка Юлии Суховецкой «Живопись: алхимия пространств

News image

16 марта в выставочном зале, который находится по адресу 1-я Тверская-Ямская, 20 откроется выставка художницы Юлии Суховецкой. Большинство картин, к...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Ближний круг

News image

Прошла церемония награждения лауреатов II ежегодного Всероссийского конкурса Инновация Главным событием артжизни перед праздничным майски...

Премию Инновация присудили арт-группе Война

News image

Государственную премию в области современного искусства Инновация в четверг вручили арт-группе Война за акцию Х*й в плену у ФСБ . Об этом сообщ...

Государственная премия Инновация . Справка

News image

В Москве 7 апреля вручат премию в области современного визуального искусства Инновация . Выставка работ номинантов открылась в Государственном цент...

Арт-персоны:

Александр Джикия: В Москве мне стали сниться сны

News image

Интервью Валентина Дьяконова с Александром Джикией иллюстрировано рисунками художника, экспонировавшимися на выставке Новые раб...

Александр Гаврилов: «Культурная политика – c’est moi!»

News image

Сторукий Шива российской книжной индустрии о прикладной футурологии и террористической культурной стратегии Газета Книжное о...

Евгений Митта: Открывая Первую галерею , мы не предст

News image

Одна из ведущих московских художественных галерей, носящая с 1992 года имя владелицы – художницы Айдан Салаховой, отметила на дн...

Арт-Ярмарка:

«Непрекрасная» ярмарка Frieze – реакция на блестящее, ж

News image

Ярмарка Frieze 2010 проходила, как обычно, в Риджентс-парке на севере Лондона, в огромной прозрачной временной структуре, предст...

Градус безумия

News image

Frieze Art Fair — не только одна из самых молодых (но при этом ведущих) художественных ярмарок, но и ярмарка для молодых. Крупне...

Цены и ценности

News image

Нынешняя Frieze показала, что многим галеристам пришлось умерить свои аппетиты. Заявленные на ярмарке цены уже не так впечатляли...

Арт-Критика:

Глагольная форма

News image

Энтони Гормли, очень известный британский скульптор, показал в Гараже художественные останки здравствующих ньюкасльцев –...

Любить прекрасное по-русски

News image

Юбилей ПРО АРТЕ в ГЦСИ Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства ПРО АРТЕ , организующий выставки, п...

Переходный период

News image

В ЦСИ М'АРС открылась выставка Transfer Выставка Transfer , открывшаяся в московском центре современного искусства М...