• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*




Свобода на квартирных баррикадах

Арт-проекты - Арт-Новости

свобода на квартирных баррикадах

Молодой художник Денис Мустафин открыл у себя дома выставку Свободы! . Простую московскую квартиру заполнили работы, по различным причинам либо запрещенные к показу и успевшие доставить автору неприятности, либо самими художниками оцененные как опасные , могущие не пройти потенциальную цензуру. Выставка и посвящена исследованию феномена цензуры и запретов, наличие которых в художественной среде отрицать, в общем, нельзя (это характеризует не только российскую ситуацию).

В качестве исследователей были приглашены художники, известные своими провокативными и неоднозначными работами, которые если и не были никем отбракованы, то уж точно способны вызвать возмущение определенной части аудитории. Масштабное полотно группировки Протез , открывавшее экспозицию, повествовало о непростых взаимоотношениях русских неонацистов и приезжих с Кавказа; Авдей Тер-Оганьян создал сиквел своего прославленного Юного безбожника , предложив зрителям сделать подписи на стоящих в углу комнаты иконах; Боряна Росса, на фотографиях зашивавшая собственную вагину, в прилагающемся тексте живописала те сложности, которые мешали нормальному экспонированию проекта. Александр Сигутин и Игорь Черченко выступили как непосредственные жертвы цензуры: полотно Сигутина с вышитой на нем цитатой из Стоглавого Собора подвергалось гонениям в рамках дела о выставке Осторожно, религия! , а работы Черченко, расположившиеся однажды под открытым небом на московской площади Свободы, были арестованы вместе с и их автором. Символическим палачом цензуры стала Лиза Морозова, в своем перформансе обратившая собственную агрессию на себя и пустившая неугодных на мыло (куском мыла, сваренного из волос, крови и ногтей художницы, можно было воспользоваться по прямому назначению в ванной комнате, здесь же транслировалась видеозапись акции).

Если организаторы выставки и хотели показать определенную феноменологию цензуры, то на определенном уровне им это удалось. Главным образом, к сожалению, не за счет самих работ, а способом их подачи и пояснительными текстами. Многие вещи при этом, имея явный политический подтекст, заметно теряют в качестве, как это произошло, в частности, с довольно бесхитростными фотожабами Ивана Бражкина (фотоколлажи, сделанные при помощи программы Photoshop: православные протестующие вместо икон держат порнографические картинки). Та же живопись Игоря Черченко выглядит чересчур прямолинейной и банальной кажется лишь дополнительным атрибутом в произошедшей с ней передряге. А работа Тер-Оганьяна и вовсе раздразнивает и без того не дремлющего зверя, мало что добавляя не только к смыслу предшествующей акции, но и к полемике вокруг нее. Останется ли что-нибудь в этих работах, если убрать из них провокативную составляющую?

Нельзя не отметить и несколько узкого понимания цензуры, которое явствует из такой подачи материала, что, с другой стороны, довольно показательно и симптоматично. В фокус внимания кураторов попали главным образом порнография, а также проблема оскорбления чувств верующих , что неудивительно: в последнее время эти пункты стали едва ли не главными статьями обвинений в адрес современного искусства. Но цензура и социальный запрет, как известно, могут существовать и в более тонких, завуалированных формах, при которых, например, непринятие определенных произведений по соображениям политики, рынка и др. За этот блок отвечает одна-единственная, но очень убедительная работа Юрия Шабельникова, представляющая собой комплект шахмат на грубых неразлинованных досках с фигурами одного цвета (весь комплект – черного цвета) и разбросанными вокруг распечатками статьи шахматиста и политика Гарри Каспарова.

Таким образом, выставка представляет собой, скорее, акт социально-политической рефлексии, общая драматургия которой выстраивается не только в репликах персонажей (самих произведениях), но и в авторских ремарках (экспликациях к работам). Правда, игра здесь идет уже не только на территории искусства. Выставка продолжает еще одну актуализировавшуюся в последнее время тенденцию: чрезвычайную активность квартирников . Выставки в своих апартаментах художники устраивают все чаще и чаще. Конечно, едва ли это можно назвать новым андеграундом: андеграунд во многом был явлением вынужденным, а позиция подпольного художника – нередко навязанной автору в силу определенных обстоятельств. Уход в подвал для нынешнего молодого поколения художников во многом является добровольным. Предложение со стороны галерей для молодых авторов не всегда велико, да и сотрудничество с ними нередко предполагает ряд определенных компромиссов, на которые готовы идти не все художники. Волна квартирников в какой-то степени также свидетельствует об усталости от фестивализма , стремлении к большей приватности и камерности выставочного формата в противоположность нынешним людным вернисажам. Да и предъявить судебные претензии к работам, находящимся в частной квартире, все же несколько сложнее, чем если бы это был Винзавод или Центр имени А.Сахарова.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Персональная выставка Николая Мухина

Московский музей современного искусства 13.07– 22.08.2010 13 июля (вторник) в Московском музее современного искусства будет открыта выставка к...

News image

Выставка картин Мартины Анагосту под названием «Лествиц

20 февраля 2010 - 21 марта 2010 19 февраля в Московском музее современного искусства будет открыта выставка художницы из Греции Мартины Анагосту,...

News image

Выставка «Василий Сумарев. Учитель и ученики» в Национа

15 января 2010 - 15 февраля 2010 15 января 2010 года в Национальном художественном музее РБ состоялось открытие выставки под названием «Василий С...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

Русское искусство. 2000-е годы . Программа лекций в ГЦ

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства Москва, Зоологическая улица, дом 13, строение 2; метро Ба...

29 сентября – 3 октября, МВДЦ Сибирь (Красноярск) –

News image

29.09.2011 Выставка АРТ-Красноярск-2011 станет настоящим праздником искусства С 29 сентября по 3 октября в Красноярске пройдет един...

Программа V Фестиваля коллекций современного искусства

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной...

1 августа – 11 сентября, ГЦСИ (Москва) – My Privacy. Р

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной...

26 июля – 21 августа, Лофт Проект Этажи (СПб) – Comme

News image

На несколько недель арт-сообщество Петербурга расстается с любимыми вещами, чтобы продемонстрировать их как объекты искусства. Первая выставка-Н...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Обращение организаторов конкурса ИННОВАЦИЯ

News image

Заявление Совета Общественной палаты РФ вызывает тревогу и возмущение профессионального сообщества современного искусства. Декларация Совета, кот...

ИННОВАЦИЯ

News image

В 2005 году Министерство культуры Российской Федерации и Государственный центр современного искусства учредили Всероссийский конкурс в области совре...

ВДНХ актуальных художников

News image

Премия Инновация утверждает статус современного искусства в глазах общественного мнения. Это важно именно в России: в стране пока нет четког...

Арт-персоны:

Томас Кренс: Гуггенхайм – это не Макдональдс!

News image

Четыре музея, концертный зал и площадка биеннале – Томас Кренс (Thomas Krens), глава империи Гуггенхайм, говорит в интервью о но...

Александр Джикия: В Москве мне стали сниться сны

News image

Интервью Валентина Дьяконова с Александром Джикией иллюстрировано рисунками художника, экспонировавшимися на выставке Новые раб...

Евгений Митта: Открывая Первую галерею , мы не предст

News image

Одна из ведущих московских художественных галерей, носящая с 1992 года имя владелицы – художницы Айдан Салаховой, отметила на дн...

Арт-Ярмарка:

Цены и ценности

News image

Нынешняя Frieze показала, что многим галеристам пришлось умерить свои аппетиты. Заявленные на ярмарке цены уже не так впечатляли...

Sotheby’s провел два аукциона современного искусства в

News image

В лондонском офисе Sotheby’s в рамках арт-ярмарки Frieze 15 октября состоялись торги современным искусством, принесшие в сумме 1...

Frieze Art Fair: ярмарка эксцентричного тщеславия

News image

Я долго думала, как бы написать о Frieze Art Fair – крупнейшей и гламурнейшей ярмарке современного искусства – и сказать при это...

Арт-Критика:

Свои среди своих

News image

Первые выставки Фестиваля коллекций современного искусства В Москве стартовал ежегодный Международный фестиваль коллек...

Неважно, назовете вы это искусством или нет

News image

В центре современной культуры Гараж выставлена инсталляция одного из крупнейших скульпторов Великобритании Энтони Гормли...

Искусство в природе человека

News image

Третья Московская биеннале современного искусства откроется в сентябре, ее тему Против исключений раскроет выставка в Г...