• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*




Свобода на квартирных баррикадах

Арт-проекты - Арт-Новости

свобода на квартирных баррикадах

Молодой художник Денис Мустафин открыл у себя дома выставку Свободы! . Простую московскую квартиру заполнили работы, по различным причинам либо запрещенные к показу и успевшие доставить автору неприятности, либо самими художниками оцененные как опасные , могущие не пройти потенциальную цензуру. Выставка и посвящена исследованию феномена цензуры и запретов, наличие которых в художественной среде отрицать, в общем, нельзя (это характеризует не только российскую ситуацию).

В качестве исследователей были приглашены художники, известные своими провокативными и неоднозначными работами, которые если и не были никем отбракованы, то уж точно способны вызвать возмущение определенной части аудитории. Масштабное полотно группировки Протез , открывавшее экспозицию, повествовало о непростых взаимоотношениях русских неонацистов и приезжих с Кавказа; Авдей Тер-Оганьян создал сиквел своего прославленного Юного безбожника , предложив зрителям сделать подписи на стоящих в углу комнаты иконах; Боряна Росса, на фотографиях зашивавшая собственную вагину, в прилагающемся тексте живописала те сложности, которые мешали нормальному экспонированию проекта. Александр Сигутин и Игорь Черченко выступили как непосредственные жертвы цензуры: полотно Сигутина с вышитой на нем цитатой из Стоглавого Собора подвергалось гонениям в рамках дела о выставке Осторожно, религия! , а работы Черченко, расположившиеся однажды под открытым небом на московской площади Свободы, были арестованы вместе с и их автором. Символическим палачом цензуры стала Лиза Морозова, в своем перформансе обратившая собственную агрессию на себя и пустившая неугодных на мыло (куском мыла, сваренного из волос, крови и ногтей художницы, можно было воспользоваться по прямому назначению в ванной комнате, здесь же транслировалась видеозапись акции).

Если организаторы выставки и хотели показать определенную феноменологию цензуры, то на определенном уровне им это удалось. Главным образом, к сожалению, не за счет самих работ, а способом их подачи и пояснительными текстами. Многие вещи при этом, имея явный политический подтекст, заметно теряют в качестве, как это произошло, в частности, с довольно бесхитростными фотожабами Ивана Бражкина (фотоколлажи, сделанные при помощи программы Photoshop: православные протестующие вместо икон держат порнографические картинки). Та же живопись Игоря Черченко выглядит чересчур прямолинейной и банальной кажется лишь дополнительным атрибутом в произошедшей с ней передряге. А работа Тер-Оганьяна и вовсе раздразнивает и без того не дремлющего зверя, мало что добавляя не только к смыслу предшествующей акции, но и к полемике вокруг нее. Останется ли что-нибудь в этих работах, если убрать из них провокативную составляющую?

Нельзя не отметить и несколько узкого понимания цензуры, которое явствует из такой подачи материала, что, с другой стороны, довольно показательно и симптоматично. В фокус внимания кураторов попали главным образом порнография, а также проблема оскорбления чувств верующих , что неудивительно: в последнее время эти пункты стали едва ли не главными статьями обвинений в адрес современного искусства. Но цензура и социальный запрет, как известно, могут существовать и в более тонких, завуалированных формах, при которых, например, непринятие определенных произведений по соображениям политики, рынка и др. За этот блок отвечает одна-единственная, но очень убедительная работа Юрия Шабельникова, представляющая собой комплект шахмат на грубых неразлинованных досках с фигурами одного цвета (весь комплект – черного цвета) и разбросанными вокруг распечатками статьи шахматиста и политика Гарри Каспарова.

Таким образом, выставка представляет собой, скорее, акт социально-политической рефлексии, общая драматургия которой выстраивается не только в репликах персонажей (самих произведениях), но и в авторских ремарках (экспликациях к работам). Правда, игра здесь идет уже не только на территории искусства. Выставка продолжает еще одну актуализировавшуюся в последнее время тенденцию: чрезвычайную активность квартирников . Выставки в своих апартаментах художники устраивают все чаще и чаще. Конечно, едва ли это можно назвать новым андеграундом: андеграунд во многом был явлением вынужденным, а позиция подпольного художника – нередко навязанной автору в силу определенных обстоятельств. Уход в подвал для нынешнего молодого поколения художников во многом является добровольным. Предложение со стороны галерей для молодых авторов не всегда велико, да и сотрудничество с ними нередко предполагает ряд определенных компромиссов, на которые готовы идти не все художники. Волна квартирников в какой-то степени также свидетельствует об усталости от фестивализма , стремлении к большей приватности и камерности выставочного формата в противоположность нынешним людным вернисажам. Да и предъявить судебные претензии к работам, находящимся в частной квартире, все же несколько сложнее, чем если бы это был Винзавод или Центр имени А.Сахарова.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Выставка пейзажей Игоря Сухорукова (Белорусская государ

18 марта - 14 апреля 2010 года 18 марта в музее при Белорусской государственной академии искусств была открыта выставка пейзажей Игоря Сухорукова...

News image

Выставка «Всегда другое искусство». Государственный муз

13 апреля – 30 мая 2010 года 13 апреля в Государственном музее современного искусства состоялось открытие выставки, на которой представлены про...

News image

«Русские утопии» и «Футурология» в Центре современного

5 марта – 24 мая 2010 5 марта в Центре современного искусства «Гараж» было открыто две выставки, которые проходят в рамках проекта «Россия-Франци...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

29 сентября – 3 октября, МВДЦ Сибирь (Красноярск) –

News image

29.09.2011 Выставка АРТ-Красноярск-2011 станет настоящим праздником искусства С 29 сентября по 3 октября в Красноярске пройдет един...

28 июля – 23 августа, фонд Эра (Москва) – О наивном

News image

V Фестиваль коллекций современного искусства Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной Эра Общественный фонд наивного искусства Ост...

От Рафаэля до Караччи: Искусство Папского Рима ( Национ

News image

Эта большая международная выставка представляет более чем 150 исключительных картин и рисунки знаменитых художников, таких как Микеланджело, Тициан...

Выставка Юлии Суховецкой «Живопись: алхимия пространств

News image

16 марта в выставочном зале, который находится по адресу 1-я Тверская-Ямская, 20 откроется выставка художницы Юлии Суховецкой. Большинство картин, к...

28 июля, ГЦСИ (Москва) – лекция куратора Антонио Джеузы

News image

28.07.2011 28 июля, четверг, 19.00 ГЦСИ, малый зал Искусство России 2000-х годов

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Государственная премия Инновация . Справка

News image

В Москве 7 апреля вручат премию в области современного визуального искусства Инновация . Выставка работ номинантов открылась в Государственном цент...

Убить во имя преодоления табу — не думаю, что это эффе

News image

29 марта в Государственном центре современного искусства покажут работы, вошедшие в шорт-лист VI Всероссийского конкурса в области современного визу...

Куда бегут собаки и художники

News image

В ГЦСИ открылась выставка номинантов на премию Инновация. Наряду с Коридором КД Андрея Монастырского, Показательным процессом Ирины Кориной, ...

Арт-персоны:

Василий Церетели: В первую очередь – художник и его ид

News image

10 июня 2007 года открывается 52-я Венецианская биеннале современного искусства. В этом году комиссаром российского павильона на...

Александр Шабуров: Мы – не гастарбайтеры

News image

Популярная арт-антропология Зачем художники стремятся в столицы? В юные годы мне довелось не единожды переосмыслять, что т...

Лариса Скобкина: Петербург должен стать одной из столиц

News image

С 4 по 14 августа 2007 года в петербургском ЦВЗ Манеж пройдет VIII международная биеннале современного искусства Диалоги . Пр...

Арт-Ярмарка:

Ярмарка современного искусства Frieze Art Fair в Лондон

News image

В Лондоне состоялся один из наиболее авторитетных обзоров мирового современного искусства. Новинар начинает серию репортажей с Б...

Ближневосточное наступление

News image

Ярмарка Frieze, основанная в 2003 году издателями одноименного журнала по современному искусству, сразу замахнулась на монстров ...

Frieze Art Fair

News image

Frieze – беспрецедентная ярмарка современного искусства, каждый октябрь любой поехавший в Лондон может ее посетить. Ярмарка и ау...

Арт-Критика:

Тайны третьей планеты

News image

Репортаж с фестиваля АрхСтояние-2009. Лето из Никола-Ленивца: оторвались по полной, максимально воплотив заявленную тему...

Диктат открытого пространства

News image

Финалисты конкурса Европейская мастерская выставились в ЦДХ В Центральном доме художника проходит выставка Европейская м...

Человек человеку – структура

News image

С целым отрядом проволочных персонажей в Москву прибыл известный британский скульптор Энтони Гормли, демонстрирующий в цен...