• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*




Новые скучные со стороны и изнутри

Арт-проекты - Арт-Новости

 новые скучные  со стороны и изнутри

Термин новые скучные был предложен арт-критиком Валентином Дьяконовым в одной из своих статей для обозначения художников, избравших путь максимальной адаптации к мировым настроениям , для которых похожесть на западные образцы возведена в принцип . Речь шла об участниках III Московской биеннале молодого искусства, и выходило так, что список новых скучных покрывал значительную часть молодых активно работающих авторов. О сути этого феномена, его генезисе и бэкграунде побеседовали Валентин Дьяконов и художник Арсений Жиляев

ПОЯВЛЕНИЕ

АЖ: Валентин, предлагаю попробовать поговорить об отличительных особенностях новых скучных . Описать их с точки зрения искусства российского и мирового, с точки зрения социологии и т.д. Какие бы родовые черты новых скучных ты бы выделил как человек, придумавший это словосочетание?

ВД: Я сначала расскажу, как отдельные тенденции выстроились в некую массу, позволяющую говорить о явлении и навешивать ярлыки. Сначала, пару лет назад, появились заметные молодые художники, которых надо было как-то осмыслить: Сокол, Кузькин, ты, Трушевский и другие. У вас было нечто общее: любовь к ветхой фактуре, дешевому материалу, патине, грубо говоря. С одной стороны. И к концептуальным ходам, с другой. И вот в частной переписке с критиком Марией Кравцовой, моим главным собеседником, мы выделили новую тенденцию и обозначили ее как неоконцептуализм . Потом пошли выставки, заставившие этот ярлык снять. В июле 2009 была Европейская мастерская с работами Сухаревой и Ауэрбах. Тогда же – твой кураторский проект Машина и Наташа . В сентябре – выставка REALLY в центре ArtPlay, куратор Саша Соколов. Мы с выдающимся петербургским интеллектуалом Павлом Герасименко ходили по REALLY и пришли к выводу, что подписчикам сайта VVORK там смотреть нечего. То есть новое поколение русских художников делает в точности то же самое, что и молодежь, которую VVORK публикует. Потом нашлись другие параллели. Выставки Unmonumental и Younger than Jesus в Нью-Йорке, выставка Dynasty в Париже. Появился ряд художников, лишенных обычного для русского искусства стремления чем-то, да отличиться. Они вписаны в мировую историю, и, как весь мир, повторяют 70-е годы. Но те 70-е, которых у нас не было , как сказал Юрий Альберт. (Поэтому Кузькин и Сокол выпадают из этой истории: они к нашим 70-м намного ближе). Вот что важно. Была еще выставка в рамках Стой! Кто идет? последнего. Студенты Royal Academy Of Art в Лондоне. Абсолютно то же самое. Вплоть до абстрактной деревянной инсталляции из старого ДСП – ну ты понял. Так, опять же в диалоге с Марией Кравцовой, появился термин новые скучные , ну а потом и публикация одноименная. Я некоторое время боялся вводить этот термин: художника обидеть легко. Но реакция была ровно противоположной. Родовые черты, собственно, напоминают о 70-х очень сильно. Ориентация на гибридные формы искусства, между инсталляцией, живописью и т.д., скудость выразительных средств, любовь к пустоте – тут равны и живописцы типа Юли Ивашкиной и Вали Ткача, и авторы инсталляций – ты, Сережа Огурцов. У искусства новых скучных нет точки входа и пирамидальной композиции. Это, можно сказать, речь на мертвом (или новом? – еще не понятно) языке, очарование которого в неясности месседжа и размытости границ. Безусловным плюсом новых скучных является борьба с визуальным мусором, здесь можно впасть в сравнения с духовными практиками – что сделал собственно Кулик на Арх-Стоянии , показав русские вариации на темы лэнд-арта (тоже искусство 70-х).

АЖ: Как думаешь, почему именно сейчас? Дух времени или же возвращения спора западников и славянофилов?

ВД: Понятно, что настроения меняются. Причем волнообразно. Четкую систему смены настроений описать невозможно, конечно же. Владимир Паперный убедительно описал культуру 1 и культуру 2 , но каждая эпоха трансформирует общие тенденции по-своему. Мне приятно думать, что новые скучные близки, скажем, художникам оттепели , причем официальным – суровому стилю . Что такое картина сталинской эпохи? Это выражение восторга, страстности , как писал Паперный. А Геологи Никонова? Эмоциональный фон – скука, ожидание, сопротивление материала, однородной массы – степи, тайги, пустыни. В нашем случае, конечно, все не так очевидно. С уверенностью можно говорить о том, что современное искусство выступало единым фронтом в 2000-е годы. Важно было утвердить в медиа и на рынке сам феномен. Не особо разбираясь, что к чему, в чем разница между теми или иными художниками. Поэтому у молодых возникло ощущение, что современное искусство слишком любит пускать пыль в глаза. И они, наверное, захотели отойти от этого. С другой стороны, есть же и совершенно противоположная тенденция. Так называемые русские китайцы , молодежь с академическим образованием, создающая громадные, выразительные работы. Они тоже не в сытые годы проявились, а сейчас. То есть новые скучные – часть разнообразия, многополярного мира, который наконец-то возник в искусстве. (В этом тоже есть сходство с оттепелью : тогда очень любили поговорить о разнообразии советского искусства, тогда как в сталинскую эпоху такие беседы были политически не благонадежны). Но тут опасность. Я сравниваю с тем, что знаю. Потом, всегда приятно всеми правдами и неправдами утвердить термин, изобретателем которого ты являешься. Может быть, все совсем не так.

ФОН

АЖ: Каковы отношения современных скучных со старыми скучными и, например, новыми тупыми?

ВД: У новых скучных прекрасные отношения с американскими 70-ми, Евой Гессе, Гордоном Матта-Кларком, Робертом Смитсоном и так далее. В России таких старых скучных был только Монастырский с КД , да и то – с оговорками. Насчет Новых тупых ... интересно, что ты о них вспомнил. На меня их выставка в арт-центре Борей на Литейном в свое время произвела огромное впечатление. Но они, скорее, французистые. Автоматическое письмо в духе Мишо. Примитивизм в духе Таможенника. Очень интересная была группа, безусловно, но на поверхности не задержалась: там были и есть проблемы с психической стабильностью, что хорошо для того, чем они занимались, но плохо для карьеры. А так, Вадим Флягин, например, прекрасно вписался бы в выставку Проверка временем , которую Сережа Огурцов делал на Фабрике .

АЖ: Мне хотелось бы поговорить о теоретическом и образовательном бэкграунде новых скучных . Многие художники, рожденные в 80-е, не имеют высшего художественного образования. Когда я начал заниматься современным искусством, уже было очевидно, что постсоветские художественные вузы – это пустая трата времени. Но альтернатив также не было видно, по крайней мере, в регионах. Знаешь, в Советском Союзе был период, когда в искусство пошли инженеры в результате чего появилась научная абстракция и кинетическое искусство 60-70-х. Так вот, мне кажется, что в нашем случае – в искусство пошли гуманитарии. А отсутствие образования в итоге вылилось в интеллектуализацию искусства. Потом большая часть скучных художников вышла из ИПСИ, где последние 5 лет профессорствует Стас Шурипа, один из идеологов московских скучных. Он был одним из первых российских художников, начавших совмещать формализм с мощной концептуальной нагрузкой. В качестве примера можно вспомнить его выставку А1 . В ИПСИ Шурипа читает курс – нечто вроде Истории идей в искусстве 20 века , программно ориентированный на стандарты европейских арт-скулз... Возможно, 70-е, которых у нас не было это его заслуга.

Плюс, конечно, постопераизм, который в какой-то момент стал просто флагом триумфального возвращения пластического концептуализма в исполнении новых скучных Земли. Экономика знаний в руках у подростков-модников. В этом искусстве точно угадывается пульс времени, но не всегда адекватно расставляются акценты. Для меня остается открытым вопрос о возможности критического взгляда, о возможностях для будущего. Концептуальные практики 70х были чрезвычайно критичны, сейчас же можно говорить об игре в поддавки с социальным заказом. Модернизация, капитализм без трений, креативный класс... Думаю, будущее за искусством, способном не соответствовать времени, но быть, наоборот, несвоевременным, играть на опережение!
А вообще у каждого своя история отношений с текстами. На меня наиболее сильное впечатление оказал психоанализ и марксизм. И пожалуй письменное творчество КД , которое в свое время было единственным доступным в Интернет современным искусством.

 




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Выставка произведений ленинградских художников 1957 год

3 октября 1957 года в Ленинграде в залах Государственного Русского музея открылась «Выставка произведений ленинградских художников, посвященная 40-л...

News image

Выставка-акция

«Выставка-акция» — состоялась 25 августа 1974 года на Гоголевском бульваре, положила начало новому типу уличных выставок, ставших неотъемлемой часть...

News image

Весенняя выставка произведений ленинградских художников

«Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1969 года», открытая в залах Ленинградского организации Союза художников РСФСР, стала замет...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

Традиции живописи ранних буддийских манускриптов на пал

News image

Галереи Флоренс и Герберта Ирвингов (Florence and Herbert Irving), коллекции искусства Южной и Юго-Восточной Азии, 3-й этаж. Эта экспозиция тридцат...

Международная художественная ярмарка современного искус

News image

Совсем скоро в Греции начнется одна из старейших арт-ярмарок современного искусства в Европе. 17-я Международная ярмарка АРТ-ATHINA 2011 пройдет...

Русское искусство. 2000-е годы . Программа лекций в ГЦ

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства Москва, Зоологическая улица, дом 13, строение 2; метро Ба...

Bonjour Russland Дюссельдорф ( Германия )

News image

В Дюссельдорфе ( Германия ) с огромным успехом проходит выставка Bonjour Russland . Четыре крупнейших музея России - Эрмитаж и Русский музей ( Санк...

4 – 30 августа, Ширяево – VII Ширяевская биеннале совре

News image

VII Ширяевская биеннале современного искусства Чужестранцы: между Европой и Азией. 4 – 30 августа 2001 www.shiryaevo-biennale.ru Ширяевская ...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Любовь и видео

News image

Арт-достижения прошлого сезона собрали в единую экспозицию Премия Инновация , учрежденная Министерством культуры в прошлом году, претендуе...

Скандальную акцию Войны и еще 24 проекта показывают н

News image

Лучшие арт-проекты минувшего года, выбранные экспертным советом шестой премии в области визуального искусства Инновация , представлены со вторника ...

Письмо от Г. Кизевальтера об отзыве его первого письма

News image

Очень жаль, что многие так и не поняли истории: обдавая грязью бывших соратников – оказываешься сам в грязи. «Ввиду искажения в прессе роли Г.К…»...

Арт-персоны:

Алексей Каллима: Следующая революция будет интеллектуа

News image

Стремительная и яркая художественная эволюция Алексея Каллимы продиктована непреложной внутренней необходимостью. Он оттолкнулся...

Никита Кадан: В основе многих художественных начинаний

News image

Один из лидеров молодого искусства Киева, группы Р.Э.П. ( Революционное экспериментальное пространство ), Никита КАДАН рассказ...

Жан-Юбер Мартен: «Я не согласен, что искусство не может

News image

Жан-Юбер Мартен. Очевидно, что имена художников я пока называть не стану..

Арт-Ярмарка:

Все продано

News image

Галеристы Frieze бодро рапортовали об успешных продажах, а к концу ярмарки находились и такие, кто утверждал, что на их стендах ...

Две российские галереи примут участие в ярмарке Frieze

News image

Седьмая по счету, ведущая мировая ярмарка современного искусства Frieze Art Fair открывается в четверг в Лондоне, в ней участвую...

Frieze Art Fair

News image

Frieze – беспрецедентная ярмарка современного искусства, каждый октябрь любой поехавший в Лондон может ее посетить. Ярмарка и ау...

Арт-Критика:

Современное искусство, деревянные цветы и смерть квадра

News image

28 июля, в Москве сразу двумя выставками открылся III Ежегодный международный фестиваль коллекций современного искусства. ...

Коровы на службе искусству

News image

В окрестностях деревни Никола-Ленивец Калужской области состоялся очередной фестиваль ландшафтных объектов Архстояние , г...

Страшно далеки мы от Европы

News image

В Локарно фильм Алексея Мизгирева получил два приза Бубен, барабан – второй фильм Алексея Мизгирева, снявшего до того оче...