• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*




Юбилей изобразительных искусств

Арт-проекты - Арт-Новости

юбилей изобразительных искусств

Ирина Антонова подарила себе Модильяни

Вчера в ГМИИ имени Пушкина впервые в России открылась выставка работ Амедео Модильяни (1884-1920). Это своеобразный подарок зрителям директора музея Ирины Антоновой по случаю своего 85-летия. На выставке и художником, и госпожой Антоновой восхищался ГРИГОРИЙ Ъ-РЕВЗИН.

Это не самая большая выставка, она представляет около тридцати живописных работ Амедео Модильяни и примерно столько же рисунков – десятую часть его наследия. Но сделать ее было крайне трудно. Так вышло, что у художника не было коллекционера, который бы когда-то скупил его главные работы. Его наследие рассеяно так, как больше ни у кого из великих художников ХХ века. В этой выставке на шестьдесят произведений больше тридцати собраний. Это страшно многодельная акция, и тут нужно представить себе, что означает вытащить в Россию произведения Модильяни из тридцати западных собраний.

У России сейчас своеобразная репутация, и то, что выставка состоялась, даже как-то непонятно. Это означает, что для директоров крупнейших западных музеев и частных коллекционеров личная репутация Ирины Антоновой значит больше, чем дело Ходорковского, убийства Политковской и Литвиненко и мюнхенская речь Путина. Коллекционеры – народ более осторожный, чем алчный, и ни за какие деньги в Нигерию своего Модильяни не дадут, а Россия сегодня – после информационных залпов по каждому из этих дел – для них выглядит не сильно лучше Нигерии.

Ирине Антоновой вчера исполнилось восемьдесят пять лет. Она вела пресс-конференцию по случаю открытия выставки два часа. Сначала прочитала лекцию о Модильяни, потом синхронно переводила западных коллег. В 85 лет! Правда, это был своеобразный перевод, потому что каждый из них сначала говорил ей довольно витиеватый и развернутый комплимент. Потом еще раз и еще. В переводе это звучало так: Он благодарит Пушкинский музей... Да, спасибо, еще благодарность Пушкинскому музею... Опять благодарит музей... Я не знаю, является ли Модильяни любимым художником Ирины Александровны, но открытие выставки было самым ярким днем рождения, который я когда-либо видел.

Хотя в России нет произведений Модильяни, имя его очень известно благодаря Анне Ахматовой и Илье Эренбургу. Молодая Ахматова встречалась с ним в Париже в 1910 и 1911 годах, он сделал множество ее графических портретов. Все, что он подарил ей, пропали, осталось четыре, которые хранятся в музее в Руане, два из них – на выставке. Анна Ахматова написала о Модильяни короткие воспоминания, которые сделаны как отстраненный деловой очерк о большой любви художника к ней. Илья Эренбург подружился с Модильяни позже, в 1912-м, и общался с ним до отъезда в Россию в 1917-м – он оставил о художнике пронзительный очерк в воспоминаниях Люди, годы, жизнь . Оба они прекрасно понимали значение личности Модильяни и оба не слишком, как кажется, вникали в его живопись. Для обоих он был частью парижской школы, одним из ряда Пикассо, Брак, Метценже, Леже, Делоне, Шагал, Сутин, Фуджита , а отличался от всех других поразительным знанием поэзии. Он читал на память и Данте, и Вийона, и Леопарди, и Бодлера, и Рембо , – писал Эренбург. Отличия в живописи они меньше заметили, по крайней мере о них не говорят. У Эренбурга глаз был натренирован на живопись, но, видимо, слух на поэзию – лучше. Как и у Ахматовой.

Глядя на эту выставку, думаешь, что Анне Ахматовой чуть не повезло. Когда они встретились с Модильяни, он еще не нашел своей темы. И в рисунках с нее, и в двух Кариатидах , которые считаются связанными с этими рисунками, видно, что в этот момент он вполне серьезно пытался найти точки взаимодействия с кубизмом Пикассо и Бранкузи, пусть сквозь призму африканской скульптуры. Один из рисунков – девушка на трапеции с закинутой к ногам головой – вообще-то мало ассоциируется с Ахматовой. Хотя по воспоминаниям известно, что она показывала подобный трюк в Бродячей собаке , скорее тут видятся грубоватые работницы Леже. Хотя Николай Харджиев написал о вдохновленных Ахматовой рисунках Модильяни, что в них уже виден будущий Модильяни и поэтому можно сказать, что именно встреча с Ахматовой предопределила развитие художника, мне кажется, что это преувеличение, искусствоведческий комплимент великому поэту. Ахматова комплимент оценила, назвав в своих воспоминаниях очерк Харджиева весьма содержательным, но постороннему это оценить сложнее.

Между тем там произошла, и это ясно видно, поразительная вещь. Модильяни попробовал кубизм, но сознательно от него отказался. Он начал искать что-то другое, чему нет имени, и именно это другое и составляет невероятное обаяние его портретов и ню 1914-1920 годов.

Это поразительно на фоне его жизни. Несколько, я бы сказал, смущенно, как и положено даме из общества, Ирина Антонова охарактеризовала в своей лекции эту сторону его жизни в таких выражениях: Вы знаете, он много пил. И даже (заминка, как бы раздумье, стоит говорить или нет) использовал наркотические средства . Эренбург описывал это так: Модильяни овладевали беспокойство, ужас, гнев. Его подруга Беатрис Хестингс говорила: Модильяни, не забывайте, вы джентльмен, ваша мать – дама высшего общества... Эти слова действовали на Моди как заклинание, он долго сидел молча, потом не выдержал и начал ломать стену, расковырял штукатурку, пробовал вытащить кирпичи. Его пальцы были в крови, а в глазах такое отчаяние, что я не выдержал...

Его живопись настолько гармонична, легка, прозрачна, обаятельна, что представить себе, как он теми же руками, которыми ее творил, пытался от отчаяния разодрать кирпичную стену, очень трудно. Но не менее поразительна эта живопись вместе с тем, что происходило в той же парижской школе рядом. Конечно, на фоне сегодняшнего искусства авангард 1910-х годов кажется счастьем пластики, но ведь в основе его деструкция и распад мира, которые и были великими открытиями, прославившими эту эпоху. Амедео Модильяни – нечто прямо противоположное.

Все же невозможно читать на память терцины Данте и вдохновляться поэтикой распада. Больше всего – по тому, как движется цвет, по плавности контура, обрисовывающего длинный нос и удивленный полукруг брови, по чуть склоненным головам – Модильяни напоминает иконопись, не русскую, а итальянскую, до - и раннеренессансную. Цвет у него даже фресковый, монументально-прозрачный. Нет, разумеется, все это не так, как в иконописи, но все же Данте лучше рифмуется с Джотто, чем с афроскульптурой. И в этом есть поразительный эффект. Кажется, что все эти люди, так последовательно и безнадежно калечившие свою жизнь и душу в Париже времени первой мировой войны, – его друзья Лифшицы, Зборовский, Поль Александр, Беатрис Хестингс, которую Ахматова ревниво именует Беатрисой Х., дамой, называвшей великого художника поросенком , его жена Жанна Эбютерн, покончившая с собой на следующий день после его смерти, и оставившая их дочь – все они чисты и безгрешны, как святые, апостолы и ангелы раннеренессансной живописи, что они так же гармонично существуют в высветленном изнутри мире и держатся в нем точными плавными линиями своей гармонии.

Это очень хорошо действует. Не все, но некоторые, сталкиваясь с современным миром и выражающим его искусством, впадают в гнев и отчаяние. И дело в общем-то настолько безнадежное, что можно или бесконечно вышучивать происходящее, или вот рвать стены голыми руками. Но оказывается, что можно и иначе – увидеть своих современников такими же счастливыми и безгрешными, как святые.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Выставка произведений ленинградских художников 1960 год

Выставка произведений ленинградских художников 1960 года , открытая в залах Государственного Русского музея, стала одним из крупнейших событий года...

News image

Выставка Алексея Аполлонова «Художник и Модель» в Киеве

31 марта – 20 апреля 2010 года 31 марта 2010 года Карась Галерея в Киеве откроет выставку художника Алексея Аполлонова, которая называется «Худ...

News image

Выставка «Чёрты/Очертания пределов» в галерее «ВИНЗАВОД

II Московская международная биеннале молодого искусства под названием «СТОЙ! КТО ИДЕТ?» 22 июля – 22 августа 2010 года  

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

Международная художественная ярмарка современного искус

News image

Совсем скоро в Греции начнется одна из старейших арт-ярмарок современного искусства в Европе. 17-я Международная ярмарка АРТ-ATHINA 2011 пройдет...

Программа V Фестиваля коллекций современного искусства

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной...

28 июля, ГЦСИ (Москва) – лекция куратора Антонио Джеузы

News image

28.07.2011 28 июля, четверг, 19.00 ГЦСИ, малый зал Искусство России 2000-х годов

Украинская неделя искусств

News image

МЕЖДУНАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА проводится в рамках Украинской Недели Искусств. Украинская неделя искусств пройдет на одной из красивейших ...

26 июля – 21 августа, Лофт Проект Этажи (СПб) – Comme

News image

На несколько недель арт-сообщество Петербурга расстается с любимыми вещами, чтобы продемонстрировать их как объекты искусства. Первая выставка-Н...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Выставка номинантов чиновничьей премии

News image

Конкурс Инновация 5 апреля – 25 апреля Государственный центр современного искусства 254 85 83, Зоологическая, 13 Инновация По зам...

Скандальную акцию Войны и еще 24 проекта показывают н

News image

Лучшие арт-проекты минувшего года, выбранные экспертным советом шестой премии в области визуального искусства Инновация , представлены со вторника ...

У нас нет другой премии

News image

За день до объявления итогов и вручения премии Инновация GIF.Ru предложил художникам обсудить Инновацию , премиальный процесс и с сотрудник...

Арт-персоны:

Тихий Монро и серебряный век в XL

News image

Что такое история для России современной – тема для нытья о том, что все лучшее уже случилось или повод для иронии? Что действит...

Томас Кренс: Гуггенхайм – это не Макдональдс!

News image

Четыре музея, концертный зал и площадка биеннале – Томас Кренс (Thomas Krens), глава империи Гуггенхайм, говорит в интервью о но...

Личная история. Дмитрий Врубель отвечает на вопросы Дми

News image

Дмитрий Врубель отвечает на вопросы Дмитрия Бавильского и Константина Рубахина Обычная, повседневная жизнь, как правило, не и...

Арт-Ярмарка:

«Непрекрасная» ярмарка Frieze – реакция на блестящее, ж

News image

Ярмарка Frieze 2010 проходила, как обычно, в Риджентс-парке на севере Лондона, в огромной прозрачной временной структуре, предст...

Градус безумия

News image

Frieze Art Fair — не только одна из самых молодых (но при этом ведущих) художественных ярмарок, но и ярмарка для молодых. Крупне...

Все продано

News image

Галеристы Frieze бодро рапортовали об успешных продажах, а к концу ярмарки находились и такие, кто утверждал, что на их стендах ...

Арт-Критика:

Тропой кочевников

News image

Идет современное искусство на биеннале в Ширяеве Отметивший в нынешнем году десятилетний юбилей фестиваль современного ...

В деревню за искусством

News image

Архитектурно-художественный open air в деревне Никола-Ленивец Калужской области: фестиваль ландшафтных объектов Архстояние о...

Дверь от дома, которого нет

News image

Фестиваль Архстояние открылся под Калугой Громкий стук бьющегося сердца (правда, рвущегося из динамиков) встречал приехав...