• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*




Юбилей изобразительных искусств

Арт-проекты - Арт-Новости

юбилей изобразительных искусств

Ирина Антонова подарила себе Модильяни

Вчера в ГМИИ имени Пушкина впервые в России открылась выставка работ Амедео Модильяни (1884-1920). Это своеобразный подарок зрителям директора музея Ирины Антоновой по случаю своего 85-летия. На выставке и художником, и госпожой Антоновой восхищался ГРИГОРИЙ Ъ-РЕВЗИН.

Это не самая большая выставка, она представляет около тридцати живописных работ Амедео Модильяни и примерно столько же рисунков – десятую часть его наследия. Но сделать ее было крайне трудно. Так вышло, что у художника не было коллекционера, который бы когда-то скупил его главные работы. Его наследие рассеяно так, как больше ни у кого из великих художников ХХ века. В этой выставке на шестьдесят произведений больше тридцати собраний. Это страшно многодельная акция, и тут нужно представить себе, что означает вытащить в Россию произведения Модильяни из тридцати западных собраний.

У России сейчас своеобразная репутация, и то, что выставка состоялась, даже как-то непонятно. Это означает, что для директоров крупнейших западных музеев и частных коллекционеров личная репутация Ирины Антоновой значит больше, чем дело Ходорковского, убийства Политковской и Литвиненко и мюнхенская речь Путина. Коллекционеры – народ более осторожный, чем алчный, и ни за какие деньги в Нигерию своего Модильяни не дадут, а Россия сегодня – после информационных залпов по каждому из этих дел – для них выглядит не сильно лучше Нигерии.

Ирине Антоновой вчера исполнилось восемьдесят пять лет. Она вела пресс-конференцию по случаю открытия выставки два часа. Сначала прочитала лекцию о Модильяни, потом синхронно переводила западных коллег. В 85 лет! Правда, это был своеобразный перевод, потому что каждый из них сначала говорил ей довольно витиеватый и развернутый комплимент. Потом еще раз и еще. В переводе это звучало так: Он благодарит Пушкинский музей... Да, спасибо, еще благодарность Пушкинскому музею... Опять благодарит музей... Я не знаю, является ли Модильяни любимым художником Ирины Александровны, но открытие выставки было самым ярким днем рождения, который я когда-либо видел.

Хотя в России нет произведений Модильяни, имя его очень известно благодаря Анне Ахматовой и Илье Эренбургу. Молодая Ахматова встречалась с ним в Париже в 1910 и 1911 годах, он сделал множество ее графических портретов. Все, что он подарил ей, пропали, осталось четыре, которые хранятся в музее в Руане, два из них – на выставке. Анна Ахматова написала о Модильяни короткие воспоминания, которые сделаны как отстраненный деловой очерк о большой любви художника к ней. Илья Эренбург подружился с Модильяни позже, в 1912-м, и общался с ним до отъезда в Россию в 1917-м – он оставил о художнике пронзительный очерк в воспоминаниях Люди, годы, жизнь . Оба они прекрасно понимали значение личности Модильяни и оба не слишком, как кажется, вникали в его живопись. Для обоих он был частью парижской школы, одним из ряда Пикассо, Брак, Метценже, Леже, Делоне, Шагал, Сутин, Фуджита , а отличался от всех других поразительным знанием поэзии. Он читал на память и Данте, и Вийона, и Леопарди, и Бодлера, и Рембо , – писал Эренбург. Отличия в живописи они меньше заметили, по крайней мере о них не говорят. У Эренбурга глаз был натренирован на живопись, но, видимо, слух на поэзию – лучше. Как и у Ахматовой.

Глядя на эту выставку, думаешь, что Анне Ахматовой чуть не повезло. Когда они встретились с Модильяни, он еще не нашел своей темы. И в рисунках с нее, и в двух Кариатидах , которые считаются связанными с этими рисунками, видно, что в этот момент он вполне серьезно пытался найти точки взаимодействия с кубизмом Пикассо и Бранкузи, пусть сквозь призму африканской скульптуры. Один из рисунков – девушка на трапеции с закинутой к ногам головой – вообще-то мало ассоциируется с Ахматовой. Хотя по воспоминаниям известно, что она показывала подобный трюк в Бродячей собаке , скорее тут видятся грубоватые работницы Леже. Хотя Николай Харджиев написал о вдохновленных Ахматовой рисунках Модильяни, что в них уже виден будущий Модильяни и поэтому можно сказать, что именно встреча с Ахматовой предопределила развитие художника, мне кажется, что это преувеличение, искусствоведческий комплимент великому поэту. Ахматова комплимент оценила, назвав в своих воспоминаниях очерк Харджиева весьма содержательным, но постороннему это оценить сложнее.

Между тем там произошла, и это ясно видно, поразительная вещь. Модильяни попробовал кубизм, но сознательно от него отказался. Он начал искать что-то другое, чему нет имени, и именно это другое и составляет невероятное обаяние его портретов и ню 1914-1920 годов.

Это поразительно на фоне его жизни. Несколько, я бы сказал, смущенно, как и положено даме из общества, Ирина Антонова охарактеризовала в своей лекции эту сторону его жизни в таких выражениях: Вы знаете, он много пил. И даже (заминка, как бы раздумье, стоит говорить или нет) использовал наркотические средства . Эренбург описывал это так: Модильяни овладевали беспокойство, ужас, гнев. Его подруга Беатрис Хестингс говорила: Модильяни, не забывайте, вы джентльмен, ваша мать – дама высшего общества... Эти слова действовали на Моди как заклинание, он долго сидел молча, потом не выдержал и начал ломать стену, расковырял штукатурку, пробовал вытащить кирпичи. Его пальцы были в крови, а в глазах такое отчаяние, что я не выдержал...

Его живопись настолько гармонична, легка, прозрачна, обаятельна, что представить себе, как он теми же руками, которыми ее творил, пытался от отчаяния разодрать кирпичную стену, очень трудно. Но не менее поразительна эта живопись вместе с тем, что происходило в той же парижской школе рядом. Конечно, на фоне сегодняшнего искусства авангард 1910-х годов кажется счастьем пластики, но ведь в основе его деструкция и распад мира, которые и были великими открытиями, прославившими эту эпоху. Амедео Модильяни – нечто прямо противоположное.

Все же невозможно читать на память терцины Данте и вдохновляться поэтикой распада. Больше всего – по тому, как движется цвет, по плавности контура, обрисовывающего длинный нос и удивленный полукруг брови, по чуть склоненным головам – Модильяни напоминает иконопись, не русскую, а итальянскую, до - и раннеренессансную. Цвет у него даже фресковый, монументально-прозрачный. Нет, разумеется, все это не так, как в иконописи, но все же Данте лучше рифмуется с Джотто, чем с афроскульптурой. И в этом есть поразительный эффект. Кажется, что все эти люди, так последовательно и безнадежно калечившие свою жизнь и душу в Париже времени первой мировой войны, – его друзья Лифшицы, Зборовский, Поль Александр, Беатрис Хестингс, которую Ахматова ревниво именует Беатрисой Х., дамой, называвшей великого художника поросенком , его жена Жанна Эбютерн, покончившая с собой на следующий день после его смерти, и оставившая их дочь – все они чисты и безгрешны, как святые, апостолы и ангелы раннеренессансной живописи, что они так же гармонично существуют в высветленном изнутри мире и держатся в нем точными плавными линиями своей гармонии.

Это очень хорошо действует. Не все, но некоторые, сталкиваясь с современным миром и выражающим его искусством, впадают в гнев и отчаяние. И дело в общем-то настолько безнадежное, что можно или бесконечно вышучивать происходящее, или вот рвать стены голыми руками. Но оказывается, что можно и иначе – увидеть своих современников такими же счастливыми и безгрешными, как святые.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Выставка «Натюрморт в живописи 1950—1990 годов. Ленингр

26 апреля 1997 года в Санкт-Петербурге в залах Мемориального музея Н. А. Некрасова открылась выставка «Натюрморт в живописи 1950-1990 годов. Ленингр...

News image

Аукцион искусства в Киеве. Музей современного изобразит

Предаукционная выставка: 15-21 мая 2010 года Аукцион: 22 мая 2010 года 15 мая 2010 года в Музее современного изобразительного искусства в Ки...

News image

Выставка «Камень, ножницы, бумага» в Тбилиси, Баку и Ки

Тбилиси 4 февраля 2010 - 12 февраля 2010 Баку 20 февраля 2010 - 28 февраля 2010 Киев 12 марта 2010 - 24 марта 2010 20 февраля в Академии из...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

28 июля, ГЦСИ (Москва) – лекция куратора Антонио Джеузы

News image

28.07.2011 28 июля, четверг, 19.00 ГЦСИ, малый зал Искусство России 2000-х годов

1 августа – 11 сентября, ГЦСИ (Москва) – My Privacy. Р

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной...

4 – 30 августа, Ширяево – VII Ширяевская биеннале совре

News image

VII Ширяевская биеннале современного искусства Чужестранцы: между Европой и Азией. 4 – 30 августа 2001 www.shiryaevo-biennale.ru Ширяевская ...

От Рафаэля до Караччи: Искусство Папского Рима ( Национ

News image

Эта большая международная выставка представляет более чем 150 исключительных картин и рисунки знаменитых художников, таких как Микеланджело, Тициан...

3 августа – 15 сентября, галерея М-Ю Гельман (Москва) –

News image

Галерея М-Ю Гельман Хаим Сокол. Свидетель www.guelman.ru Открытие состоится 3 августа 2011, 19

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Инновация (конкурс)

News image

Всероссийский конкурс в области современного визуального искусства ИННОВАЦИЯ — российский государственный конкурс в области современного искусства, ...

Иннополис

News image

Открылась выставка номинантов всероссийского конкурса Инновация – дайджест голевых моментов современного искусства. Для ленивых болельщик...

У нас нет другой премии

News image

За день до объявления итогов и вручения премии Инновация GIF.Ru предложил художникам обсудить Инновацию , премиальный процесс и с сотрудник...

Арт-персоны:

Лютер культурной вменяемости

News image

Памяти Дмитрия Александровича Пригова Дмитрий Александрович Пригов был похоронен по православному обряду. Некоторые этому уди...

Александр Джикия: В Москве мне стали сниться сны

News image

Интервью Валентина Дьяконова с Александром Джикией иллюстрировано рисунками художника, экспонировавшимися на выставке Новые раб...

Роберт Уилсон: Тайна всегда на поверхности

News image

Монологи молчания В октябре фонд Екатерина примет русскую версию Портретов Voom Роберта Уилсона – это будет первый показ ...

Арт-Ярмарка:

Ярмарка современного искусства Frieze Art Fair в Лондон

News image

В Лондоне состоялся один из наиболее авторитетных обзоров мирового современного искусства. Новинар начинает серию репортажей с Б...

Градус безумия

News image

Frieze Art Fair — не только одна из самых молодых (но при этом ведущих) художественных ярмарок, но и ярмарка для молодых. Крупне...

Арт-ярмарка Frieze впервые пройдет в Нью-Йорке

News image

Знаменитая лондонская арт-ярмарка Frieze откроет филиал в Нью-Йорке, пишет The Art Newspaper. Первая американская ярмарка Frieze...

Арт-Критика:

Человек человеку – структура

News image

С целым отрядом проволочных персонажей в Москву прибыл известный британский скульптор Энтони Гормли, демонстрирующий в цен...

Исключив кураторский диктат

News image

Представлена программа Третьей Московской биеннале современного искусства В минувший понедельник в центре современной к...

Множественность в единстве

News image

Сразу после открытия VI Ширяевской биеннале современного искусства некоторые ее участники во главе с организаторами, Нелли и...