• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*




Юбилей изобразительных искусств

Арт-проекты - Арт-Новости

юбилей изобразительных искусств

Ирина Антонова подарила себе Модильяни

Вчера в ГМИИ имени Пушкина впервые в России открылась выставка работ Амедео Модильяни (1884-1920). Это своеобразный подарок зрителям директора музея Ирины Антоновой по случаю своего 85-летия. На выставке и художником, и госпожой Антоновой восхищался ГРИГОРИЙ Ъ-РЕВЗИН.

Это не самая большая выставка, она представляет около тридцати живописных работ Амедео Модильяни и примерно столько же рисунков – десятую часть его наследия. Но сделать ее было крайне трудно. Так вышло, что у художника не было коллекционера, который бы когда-то скупил его главные работы. Его наследие рассеяно так, как больше ни у кого из великих художников ХХ века. В этой выставке на шестьдесят произведений больше тридцати собраний. Это страшно многодельная акция, и тут нужно представить себе, что означает вытащить в Россию произведения Модильяни из тридцати западных собраний.

У России сейчас своеобразная репутация, и то, что выставка состоялась, даже как-то непонятно. Это означает, что для директоров крупнейших западных музеев и частных коллекционеров личная репутация Ирины Антоновой значит больше, чем дело Ходорковского, убийства Политковской и Литвиненко и мюнхенская речь Путина. Коллекционеры – народ более осторожный, чем алчный, и ни за какие деньги в Нигерию своего Модильяни не дадут, а Россия сегодня – после информационных залпов по каждому из этих дел – для них выглядит не сильно лучше Нигерии.

Ирине Антоновой вчера исполнилось восемьдесят пять лет. Она вела пресс-конференцию по случаю открытия выставки два часа. Сначала прочитала лекцию о Модильяни, потом синхронно переводила западных коллег. В 85 лет! Правда, это был своеобразный перевод, потому что каждый из них сначала говорил ей довольно витиеватый и развернутый комплимент. Потом еще раз и еще. В переводе это звучало так: Он благодарит Пушкинский музей... Да, спасибо, еще благодарность Пушкинскому музею... Опять благодарит музей... Я не знаю, является ли Модильяни любимым художником Ирины Александровны, но открытие выставки было самым ярким днем рождения, который я когда-либо видел.

Хотя в России нет произведений Модильяни, имя его очень известно благодаря Анне Ахматовой и Илье Эренбургу. Молодая Ахматова встречалась с ним в Париже в 1910 и 1911 годах, он сделал множество ее графических портретов. Все, что он подарил ей, пропали, осталось четыре, которые хранятся в музее в Руане, два из них – на выставке. Анна Ахматова написала о Модильяни короткие воспоминания, которые сделаны как отстраненный деловой очерк о большой любви художника к ней. Илья Эренбург подружился с Модильяни позже, в 1912-м, и общался с ним до отъезда в Россию в 1917-м – он оставил о художнике пронзительный очерк в воспоминаниях Люди, годы, жизнь . Оба они прекрасно понимали значение личности Модильяни и оба не слишком, как кажется, вникали в его живопись. Для обоих он был частью парижской школы, одним из ряда Пикассо, Брак, Метценже, Леже, Делоне, Шагал, Сутин, Фуджита , а отличался от всех других поразительным знанием поэзии. Он читал на память и Данте, и Вийона, и Леопарди, и Бодлера, и Рембо , – писал Эренбург. Отличия в живописи они меньше заметили, по крайней мере о них не говорят. У Эренбурга глаз был натренирован на живопись, но, видимо, слух на поэзию – лучше. Как и у Ахматовой.

Глядя на эту выставку, думаешь, что Анне Ахматовой чуть не повезло. Когда они встретились с Модильяни, он еще не нашел своей темы. И в рисунках с нее, и в двух Кариатидах , которые считаются связанными с этими рисунками, видно, что в этот момент он вполне серьезно пытался найти точки взаимодействия с кубизмом Пикассо и Бранкузи, пусть сквозь призму африканской скульптуры. Один из рисунков – девушка на трапеции с закинутой к ногам головой – вообще-то мало ассоциируется с Ахматовой. Хотя по воспоминаниям известно, что она показывала подобный трюк в Бродячей собаке , скорее тут видятся грубоватые работницы Леже. Хотя Николай Харджиев написал о вдохновленных Ахматовой рисунках Модильяни, что в них уже виден будущий Модильяни и поэтому можно сказать, что именно встреча с Ахматовой предопределила развитие художника, мне кажется, что это преувеличение, искусствоведческий комплимент великому поэту. Ахматова комплимент оценила, назвав в своих воспоминаниях очерк Харджиева весьма содержательным, но постороннему это оценить сложнее.

Между тем там произошла, и это ясно видно, поразительная вещь. Модильяни попробовал кубизм, но сознательно от него отказался. Он начал искать что-то другое, чему нет имени, и именно это другое и составляет невероятное обаяние его портретов и ню 1914-1920 годов.

Это поразительно на фоне его жизни. Несколько, я бы сказал, смущенно, как и положено даме из общества, Ирина Антонова охарактеризовала в своей лекции эту сторону его жизни в таких выражениях: Вы знаете, он много пил. И даже (заминка, как бы раздумье, стоит говорить или нет) использовал наркотические средства . Эренбург описывал это так: Модильяни овладевали беспокойство, ужас, гнев. Его подруга Беатрис Хестингс говорила: Модильяни, не забывайте, вы джентльмен, ваша мать – дама высшего общества... Эти слова действовали на Моди как заклинание, он долго сидел молча, потом не выдержал и начал ломать стену, расковырял штукатурку, пробовал вытащить кирпичи. Его пальцы были в крови, а в глазах такое отчаяние, что я не выдержал...

Его живопись настолько гармонична, легка, прозрачна, обаятельна, что представить себе, как он теми же руками, которыми ее творил, пытался от отчаяния разодрать кирпичную стену, очень трудно. Но не менее поразительна эта живопись вместе с тем, что происходило в той же парижской школе рядом. Конечно, на фоне сегодняшнего искусства авангард 1910-х годов кажется счастьем пластики, но ведь в основе его деструкция и распад мира, которые и были великими открытиями, прославившими эту эпоху. Амедео Модильяни – нечто прямо противоположное.

Все же невозможно читать на память терцины Данте и вдохновляться поэтикой распада. Больше всего – по тому, как движется цвет, по плавности контура, обрисовывающего длинный нос и удивленный полукруг брови, по чуть склоненным головам – Модильяни напоминает иконопись, не русскую, а итальянскую, до - и раннеренессансную. Цвет у него даже фресковый, монументально-прозрачный. Нет, разумеется, все это не так, как в иконописи, но все же Данте лучше рифмуется с Джотто, чем с афроскульптурой. И в этом есть поразительный эффект. Кажется, что все эти люди, так последовательно и безнадежно калечившие свою жизнь и душу в Париже времени первой мировой войны, – его друзья Лифшицы, Зборовский, Поль Александр, Беатрис Хестингс, которую Ахматова ревниво именует Беатрисой Х., дамой, называвшей великого художника поросенком , его жена Жанна Эбютерн, покончившая с собой на следующий день после его смерти, и оставившая их дочь – все они чисты и безгрешны, как святые, апостолы и ангелы раннеренессансной живописи, что они так же гармонично существуют в высветленном изнутри мире и держатся в нем точными плавными линиями своей гармонии.

Это очень хорошо действует. Не все, но некоторые, сталкиваясь с современным миром и выражающим его искусством, впадают в гнев и отчаяние. И дело в общем-то настолько безнадежное, что можно или бесконечно вышучивать происходящее, или вот рвать стены голыми руками. Но оказывается, что можно и иначе – увидеть своих современников такими же счастливыми и безгрешными, как святые.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

«Полеты во сне и наяву…»

13 - 21 марта 2010 13 марта 2010 года в Москве произойдет открытие Международной Выставки-конкурса под названием «Полеты во сне и наяву…». В этом...

News image

Выставка картин Мартины Анагосту под названием «Лествиц

20 февраля 2010 - 21 марта 2010 19 февраля в Московском музее современного искусства будет открыта выставка художницы из Греции Мартины Анагосту,...

News image

ВЫСТАВКИ 21-22 апреля

«Лабиринт». Лучшие работы фотографа и путешественника Андрея Попова. Галерея Eleven, Спартаковская ул., 11, БЦ «Немецкая слобода», подъезд 6, «Баум...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

1 августа – 11 сентября, ГЦСИ (Москва) – My Privacy. Р

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной...

Международная художественная ярмарка современного искус

News image

Совсем скоро в Греции начнется одна из старейших арт-ярмарок современного искусства в Европе. 17-я Международная ярмарка АРТ-ATHINA 2011 пройдет...

От Рафаэля до Караччи: Искусство Папского Рима ( Национ

News image

Эта большая международная выставка представляет более чем 150 исключительных картин и рисунки знаменитых художников, таких как Микеланджело, Тициан...

26 июля – 21 августа, Лофт Проект Этажи (СПб) – Comme

News image

На несколько недель арт-сообщество Петербурга расстается с любимыми вещами, чтобы продемонстрировать их как объекты искусства. Первая выставка-Н...

Bonjour Russland Дюссельдорф ( Германия )

News image

В Дюссельдорфе ( Германия ) с огромным успехом проходит выставка Bonjour Russland . Четыре крупнейших музея России - Эрмитаж и Русский музей ( Санк...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Куда бегут собаки и художники

News image

В ГЦСИ открылась выставка номинантов на премию Инновация. Наряду с Коридором КД Андрея Монастырского, Показательным процессом Ирины Кориной, ...

Обращение организаторов конкурса ИННОВАЦИЯ

News image

Заявление Совета Общественной палаты РФ вызывает тревогу и возмущение профессионального сообщества современного искусства. Декларация Совета, кот...

Молодежное стало актуальным на старости лет

News image

Номинанты Инновации угнездились в ГЦСИ В Государственном центре современного искусства открылась выставка номинантов всероссийского конк...

Арт-персоны:

Алексей Каллима: Следующая революция будет интеллектуа

News image

Стремительная и яркая художественная эволюция Алексея Каллимы продиктована непреложной внутренней необходимостью. Он оттолкнулся...

Марина Колдобская: Городская власть экзамена не выдержа

News image

В Санкт-Петербурге до сих пор нет ни одного крупного специализированного учреждения современного искусства. А ведь именно таковы...

Лютер культурной вменяемости

News image

Памяти Дмитрия Александровича Пригова Дмитрий Александрович Пригов был похоронен по православному обряду. Некоторые этому уди...

Арт-Ярмарка:

Скандальные и витальные

News image

Сегодня в Лондоне открывается художественная ярмарка Frieze, претендующая на статус самого модного мирового события в сфере совр...

Sotheby’s провел два аукциона современного искусства в

News image

В лондонском офисе Sotheby’s в рамках арт-ярмарки Frieze 15 октября состоялись торги современным искусством, принесшие в сумме 1...

Коллекционирование современности

News image

В Лондоне завершилась ярмарка современного искусства Frieze, самое амбициозное и авангардное из мероприятий такого рода. В этот ...

Арт-Критика:

Дверь от дома, которого нет

News image

Фестиваль Архстояние открылся под Калугой Громкий стук бьющегося сердца (правда, рвущегося из динамиков) встречал приехав...

В деревню за искусством

News image

Архитектурно-художественный open air в деревне Никола-Ленивец Калужской области: фестиваль ландшафтных объектов Архстояние о...

Коллекция с концепцией

News image

В ГЦСИ стартовал ежегодный III Международный фестиваль коллекций современного искусства Тема нового смотра – коллекция...