• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*




На голову выше

Арт-проекты - Арт-Новости

на голову выше

Выбран памятник Осипу Мандельштаму

Вчера в Московском доме скульптора объявили результаты закрытого конкурса на памятник Осипу Мандельштаму в Москве (о выставке проектов Ъ писал 17 января). Жюри рейтинговым голосованием выбрало проект скульпторов Дмитрия Шаховского и Елены Мунц и архитектора Александра Бродского. Комментирует ГРИГОРИЙ Ъ-РЕВЗИН.

Хотя памятник Осипу Мандельштаму не установлен и даже нет уверенности, что будет установлен, у всех членов жюри, участников конкурса, депутата Московской думы Евгения Бунимовича и его команды, Мандельштамовского общества и инициативной группы по сооружению памятника под председательством поэта Олега Чухонцева вчера было ощущение, что они сделали большое важное дело по увековечиванию памяти великого русского поэта. Сомнения вызваны тем, что угол улицы Забелина и Старосадского переулка (точнее, Забелина и Ивановского тупика), где должны установить памятник,– это нетронутый кусок старой Москвы. То есть его скоро тронут. В частности, усадьба, у которой есть сторожка с садиком, где и собираются поставить памятник, должна реконструироваться.

По обыкновению тут может появиться подземная парковка и скромный шести-семиэтажный офис на заднем дворе. Память великого поэта тогда достанется будущему инвестору в качестве обременения, хоть и копеечного, но неприятного в том смысле, что к ней, памяти, должен быть обеспечен доступ с улицы. А теперь не любят, чтобы по реконструированным усадьбам шастали разные любители поэзии с улицы. В знак этой нелюбви обыкновенно ставят на входе в усадьбу похмельную харю в камуфляже и с дубинкой. Эта харя является неотъемлемым признаком люксовой недвижимости в Москве, а память о поэтах – пока нет. У нас даже нет опыта сдачи в аренду недвижимости, обремененной Пушкиным, а как пойдет с Мандельштамом, я думаю ни один риэлтер предсказать не возьмется.

Это теперь главная проблема, потому что второстепенная практически снята. Второстепенная заключалась в том, что жюри конкурса (скульпторы Иван Казанский, Михаил Сидур и Лев Матюшин, архитекторы Евгений Асс и Андрей Таранов, искусствоведы Ольга Костина, Игорь Светлов и автор настоящего текста), хотя и воспринимало себя как авторитетное, обладало, по сути дела, совещательным голосом. Памятник, который выбран, теперь будет представлен мэру, а уж он решит, нужен ли такой Мандельштам москвичам. По опыту знаю, то, что мне кажется нужным москвичам, Юрию Михайловичу таким не кажется, и наоборот, многие его инициативы почему-то представляются мне бессмысленными, так что я, скажем прямо, боялся, что выбор жюри мэра не устроит.

У жюри, собственно, было две стратегии. Одна, антиобщественная, заключалась в том, чтобы честно решить, какой же из шести представленных памятников лучший с точки зрения каждого из членов, и проголосовать. Вторая, ответственная и государственная, состояла во вчувствовании в эстетический мир Юрия Михайловича Лужкова с тем, чтобы оценить представленные работы его глазами и выбрать тот, который его бы впоследствии устроил. Выбранный проект оказался на пересечении двух стратегий. Я совершенно не представляю себе, как относится Юрий Михайлович к поэзии Мандельштама. Любит ли он ее так же, как Мандельштамовское общество или поэт Олег Чухонцев? В принципе почему бы нет, например, строка Я и садовник, я же и цветок вполне могла бы стать метафорическим объяснением сути процессов сегодняшнего благоустройства Москвы. Но с другой стороны, даже если мэр и любит Мандельштама, то, вероятно, особой любовью, и как его поймешь?

И несмотря на это, я почему-то сразу вчувствовался в эстетический мир Юрия Михайловича и понял, что ему больше всего понравится проект Александра Тарасенко. Знаете, какое-то озарение, синтетическое интуитивное наитие, смотрю и понимаю – да, Тарасенко. Не уверен, что Юрий Михайлович знает Тарасенко, но когда узнает, поймет – это его любимый скульптор. Мандельштам, напомню, сидит у Тарасенко на лавочке, очень приятно, культурно одетый. Хороший плащ, туфли, пиджак, рубашка, в хорошем настроении, даже, кажется пахнет одеколоном. В руке цилиндр – ну, чтобы понятно было, что поэт, как Пушкин. Не человек эпохи 'Москвошвея' , погибший в сталинских лагерях, а приличный еврей, вероятно, лауреат ряда премий, возможно даже Большой книги . На заседании жюри Игорь Светлов высказывался в том смысле, что все памятники очень хороши и надо их установить в разных частях города, и я вот подумал, что в принципе памятник Тарасенко хорошо бы смотрелся в приемной Юрия Михайловича. Там, кстати, можно было бы поставить и копию Пушкина на лавочке из Царского Села, и Булгакова на лавочке, которого не удалось пристроить на Чистых прудах,– галерея влиятельных известных людей, пришедших на прием.

И вот как я только понял, что надо голосовать за Тарасенко, так остро почувствовал, что не могу этого сделать. Взыграло антигосударственное начало и далеко меня завело. Дело в том, что мне очень понравился памятник, предложенный Андреем Красулиным. Это абстрактная скульптура, странные бронзовые предметы, которые чем дольше их рассматриваешь, тем больше становятся вылепленными стихотворениями Мандельштама. Это довольно сильное пластическое чувство – увидеть, как лепится стихотворение, как оно живет и развивается, как обрывается. Очень сильно. Но, конечно, для Юрия Михайловича – нет. Не подходит. Я бы к нему с этим и не пошел. А с другой стороны, расхрабрился я, ну и что? Наше дело, дело жюри, честно сказать: вот этот лучший. А уж что там будет потом, хоть трава не расти.

И вы знаете, дело приняло опасный оборот. Потому что не только я, а куда более влиятельные коллеги, в частности заместители председателя Московского союза архитекторов Андрей Таранов и Евгений Асс, тоже опасно высоко оценили Андрея Красулина, и в общем рейтинговом голосовании он прямо совсем приблизился к победе. Но (по) беда прошла мимо. Андрей Красулин занял второе место, разделив его – вы не поверите – с Александром Тарасенко. То есть самая государственная позиция набрала столько же голосов, сколько и самая безответственная. А на первое место вышли Дмитрий Шаховской, Елена Мунц и Александр Бродский, которых большинство членов жюри именовало либо лучшими, либо вторыми.

Что сказать про этот памятник? Он очень хороший, но как бы двухсоставный. Там есть прекрасная голова Мандельштама, вылепленная скульптором Еленой Мунц, по слухам, уже давно. Это гордый и одновременно счастливый Мандельштам, то ли самозабвенно читающий, то ли вслушивающийся в слова, звучащие в нем. У этой головы сильный пространственный пафос, она задает движение вперед и вверх, раздвигая перед собой пространство. И ты почти физически чувствуешь напряжение подбородка, энергию, превращающую поэта в инструмент речи.

В общем, прекрасная голова. Елена Мунц сделала нетривиальное произведение, а что касается ее соавторов, они сработали на уровне чистого профессионализма. Надо было найти какой-то компромиссный вариант, как-то эту голову, довольно все же камерную скульптуру, растянуть на городской сквер. Дмитрий Шаховской предложил для головы Мунц постамент из четырех поставленных друг на друга кубов. Это как бы античная герма (так назывались греческие статуи, в которых голова ставилась на параллелепипед, обозначающий тело), только переживший землетрясение и развалившийся. Не идеальное, на мой взгляд, решение, памятник поэту – это все же не только голова, но и его руки, тело, он весь – инструмент языка, все его тело – память. Но по отношению к чужой голове – решение профессиональное и уважительное. А что еще ждать от памятника поэту?




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Туллио Ломбардо и венецианская скульптура ренессанса в

Самые яркие акценты выставки – это барельеф, изображающий мужчину и женщину (ок. 1490/1495) и двойной портрет, вырезанный из мрамора «Бахус и Ариадн...

News image

Выставка произведений ленинградских художников 1961 год

«Выставка произведений ленинградских художников 1961 года», открытая в залах Государственного Русского музея, стала одним из крупнейших событий года...

News image

«Русские утопии» и «Футурология» в Центре современного

5 марта – 24 мая 2010 5 марта в Центре современного искусства «Гараж» было открыто две выставки, которые проходят в рамках проекта «Россия-Франци...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

Выставка Юлии Суховецкой «Живопись: алхимия пространств

News image

16 марта в выставочном зале, который находится по адресу 1-я Тверская-Ямская, 20 откроется выставка художницы Юлии Суховецкой. Большинство картин, к...

26 июля – 21 августа, Лофт Проект Этажи (СПб) – Comme

News image

На несколько недель арт-сообщество Петербурга расстается с любимыми вещами, чтобы продемонстрировать их как объекты искусства. Первая выставка-Н...

28 июля – 23 августа, фонд Эра (Москва) – О наивном

News image

V Фестиваль коллекций современного искусства Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной Эра Общественный фонд наивного искусства Ост...

Русское искусство. 2000-е годы . Программа лекций в ГЦ

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства Москва, Зоологическая улица, дом 13, строение 2; метро Ба...

3 августа – 15 сентября, галерея М-Ю Гельман (Москва) –

News image

Галерея М-Ю Гельман Хаим Сокол. Свидетель www.guelman.ru Открытие состоится 3 августа 2011, 19

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Инновация

News image

Чтобы быстро и сразу получить представление об отечественном современном искусстве, можно посетить выставку номинантов премии Инновация , которую в...

Решение членов Оргкомитета конкурса ИННОВАЦИЯ

News image

Оргкомитет VI Всероссийского конкурса в области современного визуального искусства ИННОВАЦИЯ в составе, установленном приказом Министра культуры Рос...

Выставка номинантов чиновничьей премии

News image

Конкурс Инновация 5 апреля – 25 апреля Государственный центр современного искусства 254 85 83, Зоологическая, 13 Инновация По зам...

Арт-персоны:

Тихий Монро и серебряный век в XL

News image

Что такое история для России современной – тема для нытья о том, что все лучшее уже случилось или повод для иронии? Что действит...

Лютер культурной вменяемости

News image

Памяти Дмитрия Александровича Пригова Дмитрий Александрович Пригов был похоронен по православному обряду. Некоторые этому уди...

История из девяностых

News image

Недавно в Москве открылся первый в постсоветской России частный музей современного искусства ART4.RU. И вот спустя всего пару ме...

Арт-Ярмарка:

Актуальные раскопки

News image

В лондонском Риджентс-парке завершила свою работу восьмая по счету ярмарка актуального искусства Frieze Art Fair – самая молодая...

Frieze Art Fair: ярмарка эксцентричного тщеславия

News image

Я долго думала, как бы написать о Frieze Art Fair – крупнейшей и гламурнейшей ярмарке современного искусства – и сказать при это...

Ближневосточное наступление

News image

Ярмарка Frieze, основанная в 2003 году издателями одноименного журнала по современному искусству, сразу замахнулась на монстров ...

Арт-Критика:

Замри, умри, воскресни

News image

Осенью в столице появятся скульптуры-слепки, сделанные с живых людей В Москве проходит выставка Энтони Гормли, одного из са...

Дверь от дома, которого нет

News image

Фестиваль Архстояние открылся под Калугой Громкий стук бьющегося сердца (правда, рвущегося из динамиков) встречал приехав...

Уместное искусство: разговор с Энтони Гормли

News image

Британский скульптор Энтони Гормли открыл выставку в Гараже , а ЕКАТЕРИНА ДЁГОТЬ выпила с ним кофе и отчего-то задумалась о с...