• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*



Премия Кандинского: очень длинный лонг-лист

Арт-проекты - Арт-Новости

премия кандинского: очень длинный лонг-лист

Первое, что бросается в глаза на выставке художников, вошедших в лонг-лист премии Кандинского, — это архитектура экспозиции. Никакой неоновой подсветки, как в прошлом году. Никаких странных эффектов близости за счет огромного размера полотен. Никаких клаустрофобических подвальных видеокурятников. Красные ковровые дорожки теперь ведут прямо к произведениям искусства, освещенным спотами. В середине стоят диваны. Дизайнер выставки — Борис Бернаскони, молодой пробивной архитектор, который недавно опубликовал книгу о ЦДХ под названием Interface / Profoster. Так что теперь понятно, какого рода «социальным пространством» могла бы стать эта площадка, если ее не снести: большой чилаут (chill out) для разорившихся миллионеров, выставка предметов роскоши, купить которые по мере усугубления экономического кризиса будет по карману все меньшему числу людей…

Разумеется, для такого устройства выставки есть свои причины. Верхний свет был приглушен, чтобы спрятать неомодернистское убожество ЦДХ; красные ковровые дорожки прикрывают гиперактивный пол; почти все работы освещены кадрированным светом, чтобы придать ритм выставке, которая иначе показалась бы бесформенной. Но формализм не бывает только прагматичным, он всегда одновременно глубоко идеологически обусловлен. Многие москвичи познакомились с освещением спотами, затемненными стенами и приглушенным верхним светом на последней Ярмарке изящных искусств: это свет пафосного бутика. Если на живопись Богдана Мамонова (в духе магического реализма) направить этот свет, получится масло масленое; осветить им холсты с граффити Миши Моста — и пугающими станут оранжевый, зеленый и фиолетовый, а не красный, желтый и голубой, как в знаменитой живописи цветных полей Барнета Ньюмана (Barnett Newman). А если направить его на социально-документальную неореалистическую фотографию, получится лайт-бокс. Но уже через двадцать минут появляется резь в глазах.

В этом слепящем свете тебе постоянно напоминают, что перед тобой выставка безмолвно соперничающих объектов, которые сопоставимы, потому что в каждый из них вложен абстрактный труд художника. Можно получить удовольствие от праздного шатания по этой коллекции недоступных, безукоризненно освещенных, по сути бесполезных товаров, но при этом есть риск ослепнуть или проснуться и, оглянувшись, увидеть лишь руины. И впрямь. Если посмотреть на выставку при дневном свете, она развалится на части, как будто арт-ярмарка после взрыва. Выставка организована глянцевым художественным журналом «АртХроника», ее спонсирует корпоративный коллекционер Дойче Банк, и присуждается здесь не одна, а целых три премии, у каждой из которых очень длинный лонг-лист (тридцать человек в номинации «Художник года» и человек по пятнадцать «Молодых художников» и «Медиахудожников»). Заявки на участие принимались не только от физических, но и от юридических лиц, так что программы некоторых галерей были переняты целиком, как в случае с когортой художников Айдан, которые лезут изо всех углов. (С подробностями кураторства и полным списком участников можно ознакомиться на сайте премии).

Кураторы перемешали эти три лонг-листа между собой и разбросали подборку из шестидесяти художников по всему центральному залу и двум прилегающим помещениям. Так что премиальная выставка не похожа на подробную музейную легализацию четырех финалистов (как, например, в случае с премией Тернера); предполагается, что она даст вам общее представление о том, куда течет мейнстрим. Если же его течение подать в неверном свете, оно неминуемо будет напоминать болото — именно на то, чтобы избежать такого впечатления, и нацелен дизайн Бернаскони, и ему это удается, по крайней мере поначалу.

Так куда же течет мейнстрим и правда ли это река розового гноя, как выразился Илья Кабаков о культуре гламура в интервью для OPENSPACE.RU? Конечно, налицо непрерывный количественный рост победно кричащего искусства, в московских галереях его предостаточно на любой вкус. Где-то оно мягкое и обнадеживающее, где-то злобное, с фашистским душком. Но в то же самое время кризис наступает. Герои прошлого года AES+F, Дубосарский и Виноградов, Кулик и лауреат Анатолий Осмоловский за этот год не создали новых проектов — вероятно, потому, что были заняты воспроизведением старых работ на потребу докризисного рынка. Однако образы и объекты прошлого года переживают второе рождение в виде репродукций, еще более злобных (и, следовательно, еще более безвкусных), чем оригиналы.

Например, обращение Осмоловского к неоформализму в последние годы воодушевило многих художников и привело их к более широкой переориентации, именно поэтому он и получил в прошлом году премию Кандинского ($50 тыс.). Но сейчас главным «абстрактным художником» является Георгий Пузенков; его гигантская инсталляция с фирменными окошками системы OS 9 на видеоэкранах (спонсируют ее partner projects) кажется варварской отсылкой к Барнету Ньюману и живописцу-разбрызгивателю Джексону Поллоку (Jackson Pollock).


Скульптор Дмитрий Цветков отдает дань аллегорическо-концептуальной скульптуре Бориса Орлова и сообщает соц-арту более явное и актуальное православное звучание: огромного размера бюстгальтеры на стене отбрасывают тень на пустые униформенные костюмы с гипертрофированными советскими и постсоветскими орденами, вышитыми бисером, как на облачении священников. Кстати, на выставке Диана Мачулина рассказала мне, что в каталоге у этих работ наверху каждой чашечки лифчика располагался православный крест, то есть становилось ясно, что они символизируют купола храма Василия Блаженного.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Встреча с Модильяни 11–15 апреля

Несмотря на то, что музой великого итальянца Модильяни была наша Анна Ахматова (она позировала мэтру в 1910 году и по преданию была его возлюбленной...

News image

Выставки 14-18 июля 2006

14–18 июля «Жизнь и смерть Винила». 200 редких экземпляров из частных собраний Петербургских коллекционеров и фонда отделения филофонии городского...

News image

Портрет современника. Пятая выставка ленинградских худо

Пятая выставка произведений ленинградских художников «Портрет современника», открытая в 1976 году в Ленинграде в залах Государственного Русского муз...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

Украинская неделя искусств

News image

МЕЖДУНАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА проводится в рамках Украинской Недели Искусств. Украинская неделя искусств пройдет на одной из красивейших ...

4 – 30 августа, Ширяево – VII Ширяевская биеннале совре

News image

VII Ширяевская биеннале современного искусства Чужестранцы: между Европой и Азией. 4 – 30 августа 2001 www.shiryaevo-biennale.ru Ширяевская ...

28 июля – 23 августа, фонд Эра (Москва) – О наивном

News image

V Фестиваль коллекций современного искусства Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной Эра Общественный фонд наивного искусства Ост...

Программа V Фестиваля коллекций современного искусства

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной...

28 июля, ГЦСИ (Москва) – лекция куратора Антонио Джеузы

News image

28.07.2011 28 июля, четверг, 19.00 ГЦСИ, малый зал Искусство России 2000-х годов

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Решение членов Оргкомитета конкурса ИННОВАЦИЯ

News image

Оргкомитет VI Всероссийского конкурса в области современного визуального искусства ИННОВАЦИЯ в составе, установленном приказом Министра культуры Рос...

Выставка номинантов чиновничьей премии

News image

Конкурс Инновация 5 апреля – 25 апреля Государственный центр современного искусства 254 85 83, Зоологическая, 13 Инновация По зам...

Иннополис

News image

Открылась выставка номинантов всероссийского конкурса Инновация – дайджест голевых моментов современного искусства. Для ленивых болельщик...

Арт-персоны:

Томас Кренс: Гуггенхайм – это не Макдональдс!

News image

Четыре музея, концертный зал и площадка биеннале – Томас Кренс (Thomas Krens), глава империи Гуггенхайм, говорит в интервью о но...

Роберт Уилсон: Тайна всегда на поверхности

News image

Монологи молчания В октябре фонд Екатерина примет русскую версию Портретов Voom Роберта Уилсона – это будет первый показ ...

Александр Гаврилов: «Культурная политика – c’est moi!»

News image

Сторукий Шива российской книжной индустрии о прикладной футурологии и террористической культурной стратегии Газета Книжное о...

Арт-Ярмарка:

Арт-ярмарка Frieze впервые пройдет в Нью-Йорке

News image

Знаменитая лондонская арт-ярмарка Frieze откроет филиал в Нью-Йорке, пишет The Art Newspaper. Первая американская ярмарка Frieze...

Frieze Art Fair: ярмарка эксцентричного тщеславия

News image

Я долго думала, как бы написать о Frieze Art Fair – крупнейшей и гламурнейшей ярмарке современного искусства – и сказать при это...

Все продано

News image

Галеристы Frieze бодро рапортовали об успешных продажах, а к концу ярмарки находились и такие, кто утверждал, что на их стендах ...

Арт-Критика:

Человеческие ресурсы

News image

Месяц назад в Центре современной - культуры Гараж прошла Ночь живых перформансов . В большом зале у входа посетителя вс...

Не толоконный лоб

News image

Поп ( Преображение ) Владимира Хотиненко. Премьера в Выборге Новую картину Владимира Хотиненко показали на церемонии ...

Современное искусство, деревянные цветы и смерть квадра

News image

28 июля, в Москве сразу двумя выставками открылся III Ежегодный международный фестиваль коллекций современного искусства. ...