• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*



Премия Кандинского: очень длинный лонг-лист

Арт-проекты - Арт-Новости

премия кандинского: очень длинный лонг-лист

Первое, что бросается в глаза на выставке художников, вошедших в лонг-лист премии Кандинского, — это архитектура экспозиции. Никакой неоновой подсветки, как в прошлом году. Никаких странных эффектов близости за счет огромного размера полотен. Никаких клаустрофобических подвальных видеокурятников. Красные ковровые дорожки теперь ведут прямо к произведениям искусства, освещенным спотами. В середине стоят диваны. Дизайнер выставки — Борис Бернаскони, молодой пробивной архитектор, который недавно опубликовал книгу о ЦДХ под названием Interface / Profoster. Так что теперь понятно, какого рода «социальным пространством» могла бы стать эта площадка, если ее не снести: большой чилаут (chill out) для разорившихся миллионеров, выставка предметов роскоши, купить которые по мере усугубления экономического кризиса будет по карману все меньшему числу людей…

Разумеется, для такого устройства выставки есть свои причины. Верхний свет был приглушен, чтобы спрятать неомодернистское убожество ЦДХ; красные ковровые дорожки прикрывают гиперактивный пол; почти все работы освещены кадрированным светом, чтобы придать ритм выставке, которая иначе показалась бы бесформенной. Но формализм не бывает только прагматичным, он всегда одновременно глубоко идеологически обусловлен. Многие москвичи познакомились с освещением спотами, затемненными стенами и приглушенным верхним светом на последней Ярмарке изящных искусств: это свет пафосного бутика. Если на живопись Богдана Мамонова (в духе магического реализма) направить этот свет, получится масло масленое; осветить им холсты с граффити Миши Моста — и пугающими станут оранжевый, зеленый и фиолетовый, а не красный, желтый и голубой, как в знаменитой живописи цветных полей Барнета Ньюмана (Barnett Newman). А если направить его на социально-документальную неореалистическую фотографию, получится лайт-бокс. Но уже через двадцать минут появляется резь в глазах.

В этом слепящем свете тебе постоянно напоминают, что перед тобой выставка безмолвно соперничающих объектов, которые сопоставимы, потому что в каждый из них вложен абстрактный труд художника. Можно получить удовольствие от праздного шатания по этой коллекции недоступных, безукоризненно освещенных, по сути бесполезных товаров, но при этом есть риск ослепнуть или проснуться и, оглянувшись, увидеть лишь руины. И впрямь. Если посмотреть на выставку при дневном свете, она развалится на части, как будто арт-ярмарка после взрыва. Выставка организована глянцевым художественным журналом «АртХроника», ее спонсирует корпоративный коллекционер Дойче Банк, и присуждается здесь не одна, а целых три премии, у каждой из которых очень длинный лонг-лист (тридцать человек в номинации «Художник года» и человек по пятнадцать «Молодых художников» и «Медиахудожников»). Заявки на участие принимались не только от физических, но и от юридических лиц, так что программы некоторых галерей были переняты целиком, как в случае с когортой художников Айдан, которые лезут изо всех углов. (С подробностями кураторства и полным списком участников можно ознакомиться на сайте премии).

Кураторы перемешали эти три лонг-листа между собой и разбросали подборку из шестидесяти художников по всему центральному залу и двум прилегающим помещениям. Так что премиальная выставка не похожа на подробную музейную легализацию четырех финалистов (как, например, в случае с премией Тернера); предполагается, что она даст вам общее представление о том, куда течет мейнстрим. Если же его течение подать в неверном свете, оно неминуемо будет напоминать болото — именно на то, чтобы избежать такого впечатления, и нацелен дизайн Бернаскони, и ему это удается, по крайней мере поначалу.

Так куда же течет мейнстрим и правда ли это река розового гноя, как выразился Илья Кабаков о культуре гламура в интервью для OPENSPACE.RU? Конечно, налицо непрерывный количественный рост победно кричащего искусства, в московских галереях его предостаточно на любой вкус. Где-то оно мягкое и обнадеживающее, где-то злобное, с фашистским душком. Но в то же самое время кризис наступает. Герои прошлого года AES+F, Дубосарский и Виноградов, Кулик и лауреат Анатолий Осмоловский за этот год не создали новых проектов — вероятно, потому, что были заняты воспроизведением старых работ на потребу докризисного рынка. Однако образы и объекты прошлого года переживают второе рождение в виде репродукций, еще более злобных (и, следовательно, еще более безвкусных), чем оригиналы.

Например, обращение Осмоловского к неоформализму в последние годы воодушевило многих художников и привело их к более широкой переориентации, именно поэтому он и получил в прошлом году премию Кандинского ($50 тыс.). Но сейчас главным «абстрактным художником» является Георгий Пузенков; его гигантская инсталляция с фирменными окошками системы OS 9 на видеоэкранах (спонсируют ее partner projects) кажется варварской отсылкой к Барнету Ньюману и живописцу-разбрызгивателю Джексону Поллоку (Jackson Pollock).


Скульптор Дмитрий Цветков отдает дань аллегорическо-концептуальной скульптуре Бориса Орлова и сообщает соц-арту более явное и актуальное православное звучание: огромного размера бюстгальтеры на стене отбрасывают тень на пустые униформенные костюмы с гипертрофированными советскими и постсоветскими орденами, вышитыми бисером, как на облачении священников. Кстати, на выставке Диана Мачулина рассказала мне, что в каталоге у этих работ наверху каждой чашечки лифчика располагался православный крест, то есть становилось ясно, что они символизируют купола храма Василия Блаженного.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Выставка Лирика в произведениях художников военного по

5 мая 1995 года в Санкт-Петербурге в залах Мемориального музея Н. А. Некрасова открылась выставка Лирика в произведениях художников военного поколе...

News image

Выставка «Чёрты/Очертания пределов» в галерее «ВИНЗАВОД

II Московская международная биеннале молодого искусства под названием «СТОЙ! КТО ИДЕТ?» 22 июля – 22 августа 2010 года  

News image

Изобразительное искусство Ленинграда (выставка, 1976)

Выставка «Изобразительное искусство Ленинграда», показанная в 1976 году в Москве в Центральном выставочном зале «Манеж», стала одним из крупнейших с...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

29 сентября – 3 октября, МВДЦ Сибирь (Красноярск) –

News image

29.09.2011 Выставка АРТ-Красноярск-2011 станет настоящим праздником искусства С 29 сентября по 3 октября в Красноярске пройдет един...

Bonjour Russland Дюссельдорф ( Германия )

News image

В Дюссельдорфе ( Германия ) с огромным успехом проходит выставка Bonjour Russland . Четыре крупнейших музея России - Эрмитаж и Русский музей ( Санк...

1 августа – 11 сентября, ГЦСИ (Москва) – My Privacy. Р

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной...

Традиции живописи ранних буддийских манускриптов на пал

News image

Галереи Флоренс и Герберта Ирвингов (Florence and Herbert Irving), коллекции искусства Южной и Юго-Восточной Азии, 3-й этаж. Эта экспозиция тридцат...

Украинская неделя искусств

News image

МЕЖДУНАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА проводится в рамках Украинской Недели Искусств. Украинская неделя искусств пройдет на одной из красивейших ...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Ближний круг

News image

Прошла церемония награждения лауреатов II ежегодного Всероссийского конкурса Инновация Главным событием артжизни перед праздничным майски...

Победители Инновации

News image

GiF.Ru первым публикует список лауреатов премии Инновация , – мы обновляем его по мере объявления победителей. 22:00 Церемония завершена. GiF

Молодежное стало актуальным на старости лет

News image

Номинанты Инновации угнездились в ГЦСИ В Государственном центре современного искусства открылась выставка номинантов всероссийского конк...

Арт-персоны:

Марина Колдобская: Городская власть экзамена не выдержа

News image

В Санкт-Петербурге до сих пор нет ни одного крупного специализированного учреждения современного искусства. А ведь именно таковы...

Олег Кулик. Москва. ЦУМ

News image

Прежде всего, нужно помнить: если произведение искусства рассказывает о реальных событиях, оно от этого не превращается в докуме...

Ирина Меглинская: Я вошла через другую дверь

News image

Ирина Меглинская – фотодиректор ИД Афиша , создатель первой галереи фотографии Школа (1991); весной Ирина вместе с Ниной Гоми...

Арт-Ярмарка:

Арт-ярмарка Frieze впервые пройдет в Нью-Йорке

News image

Знаменитая лондонская арт-ярмарка Frieze откроет филиал в Нью-Йорке, пишет The Art Newspaper. Первая американская ярмарка Frieze...

Ярмарка современного искусства Frieze Art Fair в Лондон

News image

В Лондоне состоялся один из наиболее авторитетных обзоров мирового современного искусства. Новинар начинает серию репортажей с Б...

В Лондоне открывается Frieze

News image

В Лондоне открывается художественная ярмарка Frieze, претендующая на статус самого модного мирового события в сфере современного...

Арт-Критика:

Захватить Галактику

News image

Завершился  Московский фестиваль вольных издателей Успех фестиваля boo. буквы, звуки, цацки удивил и организаторов, и...

Пятеро в лодке, не считая коллекционера

News image

От Фаворского до Тишкова: художники разных поколений и даже разных эпох объединены общей экспозицией Мастера книжной граф...

Переходный период

News image

В ЦСИ М'АРС открылась выставка Transfer Выставка Transfer , открывшаяся в московском центре современного искусства М...