• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*




Премия Кандинского: очень длинный лонг-лист

Арт-проекты - Арт-Новости

премия кандинского: очень длинный лонг-лист

Первое, что бросается в глаза на выставке художников, вошедших в лонг-лист премии Кандинского, — это архитектура экспозиции. Никакой неоновой подсветки, как в прошлом году. Никаких странных эффектов близости за счет огромного размера полотен. Никаких клаустрофобических подвальных видеокурятников. Красные ковровые дорожки теперь ведут прямо к произведениям искусства, освещенным спотами. В середине стоят диваны. Дизайнер выставки — Борис Бернаскони, молодой пробивной архитектор, который недавно опубликовал книгу о ЦДХ под названием Interface / Profoster. Так что теперь понятно, какого рода «социальным пространством» могла бы стать эта площадка, если ее не снести: большой чилаут (chill out) для разорившихся миллионеров, выставка предметов роскоши, купить которые по мере усугубления экономического кризиса будет по карману все меньшему числу людей…

Разумеется, для такого устройства выставки есть свои причины. Верхний свет был приглушен, чтобы спрятать неомодернистское убожество ЦДХ; красные ковровые дорожки прикрывают гиперактивный пол; почти все работы освещены кадрированным светом, чтобы придать ритм выставке, которая иначе показалась бы бесформенной. Но формализм не бывает только прагматичным, он всегда одновременно глубоко идеологически обусловлен. Многие москвичи познакомились с освещением спотами, затемненными стенами и приглушенным верхним светом на последней Ярмарке изящных искусств: это свет пафосного бутика. Если на живопись Богдана Мамонова (в духе магического реализма) направить этот свет, получится масло масленое; осветить им холсты с граффити Миши Моста — и пугающими станут оранжевый, зеленый и фиолетовый, а не красный, желтый и голубой, как в знаменитой живописи цветных полей Барнета Ньюмана (Barnett Newman). А если направить его на социально-документальную неореалистическую фотографию, получится лайт-бокс. Но уже через двадцать минут появляется резь в глазах.

В этом слепящем свете тебе постоянно напоминают, что перед тобой выставка безмолвно соперничающих объектов, которые сопоставимы, потому что в каждый из них вложен абстрактный труд художника. Можно получить удовольствие от праздного шатания по этой коллекции недоступных, безукоризненно освещенных, по сути бесполезных товаров, но при этом есть риск ослепнуть или проснуться и, оглянувшись, увидеть лишь руины. И впрямь. Если посмотреть на выставку при дневном свете, она развалится на части, как будто арт-ярмарка после взрыва. Выставка организована глянцевым художественным журналом «АртХроника», ее спонсирует корпоративный коллекционер Дойче Банк, и присуждается здесь не одна, а целых три премии, у каждой из которых очень длинный лонг-лист (тридцать человек в номинации «Художник года» и человек по пятнадцать «Молодых художников» и «Медиахудожников»). Заявки на участие принимались не только от физических, но и от юридических лиц, так что программы некоторых галерей были переняты целиком, как в случае с когортой художников Айдан, которые лезут изо всех углов. (С подробностями кураторства и полным списком участников можно ознакомиться на сайте премии).

Кураторы перемешали эти три лонг-листа между собой и разбросали подборку из шестидесяти художников по всему центральному залу и двум прилегающим помещениям. Так что премиальная выставка не похожа на подробную музейную легализацию четырех финалистов (как, например, в случае с премией Тернера); предполагается, что она даст вам общее представление о том, куда течет мейнстрим. Если же его течение подать в неверном свете, оно неминуемо будет напоминать болото — именно на то, чтобы избежать такого впечатления, и нацелен дизайн Бернаскони, и ему это удается, по крайней мере поначалу.

Так куда же течет мейнстрим и правда ли это река розового гноя, как выразился Илья Кабаков о культуре гламура в интервью для OPENSPACE.RU? Конечно, налицо непрерывный количественный рост победно кричащего искусства, в московских галереях его предостаточно на любой вкус. Где-то оно мягкое и обнадеживающее, где-то злобное, с фашистским душком. Но в то же самое время кризис наступает. Герои прошлого года AES+F, Дубосарский и Виноградов, Кулик и лауреат Анатолий Осмоловский за этот год не создали новых проектов — вероятно, потому, что были заняты воспроизведением старых работ на потребу докризисного рынка. Однако образы и объекты прошлого года переживают второе рождение в виде репродукций, еще более злобных (и, следовательно, еще более безвкусных), чем оригиналы.

Например, обращение Осмоловского к неоформализму в последние годы воодушевило многих художников и привело их к более широкой переориентации, именно поэтому он и получил в прошлом году премию Кандинского ($50 тыс.). Но сейчас главным «абстрактным художником» является Георгий Пузенков; его гигантская инсталляция с фирменными окошками системы OS 9 на видеоэкранах (спонсируют ее partner projects) кажется варварской отсылкой к Барнету Ньюману и живописцу-разбрызгивателю Джексону Поллоку (Jackson Pollock).


Скульптор Дмитрий Цветков отдает дань аллегорическо-концептуальной скульптуре Бориса Орлова и сообщает соц-арту более явное и актуальное православное звучание: огромного размера бюстгальтеры на стене отбрасывают тень на пустые униформенные костюмы с гипертрофированными советскими и постсоветскими орденами, вышитыми бисером, как на облачении священников. Кстати, на выставке Диана Мачулина рассказала мне, что в каталоге у этих работ наверху каждой чашечки лифчика располагался православный крест, то есть становилось ясно, что они символизируют купола храма Василия Блаженного.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Международная выставка каллиграфии

Междунаро дная вы ставка каллигра фии — проект, организованный Современным музеем каллиграфии, при поддержке Национального Союза Каллиграфов и Музей...

News image

Выставка пейзажей Игоря Сухорукова (Белорусская государ

18 марта - 14 апреля 2010 года 18 марта в музее при Белорусской государственной академии искусств была открыта выставка пейзажей Игоря Сухорукова...

News image

Фото из стола

Урапатриотические снимки, которые делал Владимир Лагранж в 60-80-х годах прошлого столетия, будучи фотокорреспондентом помпезного журнала «Советский...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

Украинская неделя искусств

News image

МЕЖДУНАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА проводится в рамках Украинской Недели Искусств. Украинская неделя искусств пройдет на одной из красивейших ...

В Торонто состоялась Международная художественная выста

News image

19 и 20 января 2007 года представление ТВНДТ, посвящённое китайскому Новому году, совершающее международное турне, состоялось в Центре Искусств Торо...

3 августа – 15 сентября, галерея М-Ю Гельман (Москва) –

News image

Галерея М-Ю Гельман Хаим Сокол. Свидетель www.guelman.ru Открытие состоится 3 августа 2011, 19

От Рафаэля до Караччи: Искусство Папского Рима ( Национ

News image

Эта большая международная выставка представляет более чем 150 исключительных картин и рисунки знаменитых художников, таких как Микеланджело, Тициан...

Русское искусство. 2000-е годы . Программа лекций в ГЦ

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства Москва, Зоологическая улица, дом 13, строение 2; метро Ба...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Скандальную акцию Войны и еще 24 проекта показывают н

News image

Лучшие арт-проекты минувшего года, выбранные экспертным советом шестой премии в области визуального искусства Инновация , представлены со вторника ...

Выставка номинантов чиновничьей премии

News image

Конкурс Инновация 5 апреля – 25 апреля Государственный центр современного искусства 254 85 83, Зоологическая, 13 Инновация По зам...

Завершился прием заявок на VI Всероссийский конкурс в о

News image

В этом году на конкурс подано 287 заявок из 30 регионов Российской Федерации, среди которых: Алтайский край, Вологодская область, Воронежская област...

Арт-персоны:

Александр Гаврилов: «Культурная политика – c’est moi!»

News image

Сторукий Шива российской книжной индустрии о прикладной футурологии и террористической культурной стратегии Газета Книжное о...

История из девяностых

News image

Недавно в Москве открылся первый в постсоветской России частный музей современного искусства ART4.RU. И вот спустя всего пару ме...

Разговор поэта Сергея Соловьева с философом Валерием По

News image

Препринт из альманаха современной русской литературы Фигуры речи Одни видят в нем предпоследнего метафизика, оставляя после...

Арт-Ярмарка:

Ярмарка современного искусства Frieze Art Fair в Лондон

News image

В Лондоне состоялся один из наиболее авторитетных обзоров мирового современного искусства. Новинар начинает серию репортажей с Б...

Актуальные раскопки

News image

В лондонском Риджентс-парке завершила свою работу восьмая по счету ярмарка актуального искусства Frieze Art Fair – самая молодая...

Цены и ценности

News image

Нынешняя Frieze показала, что многим галеристам пришлось умерить свои аппетиты. Заявленные на ярмарке цены уже не так впечатляли...

Арт-Критика:

Диктат открытого пространства

News image

Финалисты конкурса Европейская мастерская выставились в ЦДХ В Центральном доме художника проходит выставка Европейская м...

Сказка про красоту

News image

В Выборге завершился кинофестиваль Окно в Европу По традиции Выборгского фестиваля жюри еще до объявления результатов...

Петербург выставился ни с чем

News image

Биеннале Диалоги в Манеже В Петербурге в Центральном выставочном зале Манеж открылась очередная биеннале Диалоги...