• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*



Уместное искусство: разговор с Энтони Гормли

Арт-проекты - Арт-Критика

уместное искусство: разговор с энтони гормли


Британский скульптор Энтони Гормли открыл выставку в Гараже , а ЕКАТЕРИНА ДЁГОТЬ выпила с ним кофе и отчего-то задумалась о судьбах СССР

Энтони Гормли показал на лекции свои ранние работы, среди которых наиболее сильные – композиции из множества натуралистических человеческих фигур, расставленных на очень больших расстояниях друг от друга где-то в пустыне, на крышах домов в пустыне городской или на пляже. Эти пляжные бронзовые люди особенно впечатляют в час бурного прилива, когда вокруг никого и из воды едва торчат лишь головы, – в первый момент их мертвая неподвижность очень пугает (как только горсовет это разрешил?).

В связи с этим напрашивался вопрос, отчего же Энтони Гормли, который так хорошо смотрится в огромном пространстве, не использовал уникальное в Москве огромное пустое пространство Бахметьевского гаража, память о котором меня, например, до сих пор преследует, хотя сейчас оно почти не видно. Его выставка Поле притяжения выставлена в довольно маленьком, закрытом белом кубе (а была, судя по фото в каталоге, показана в совершенно иных, более индустриальных условиях).

На мой вопрос Энтони Гормли ответил, что у Центра современной культуры Гараж есть свои планы относительно конструкций, оставшихся от выставки Пино, они хотят их использовать для Московской биеннале современного искусства, которая откроется в сентябре, поэтому весь гараж ему не дали, но он совершенно доволен, ему кажется, что так лучше, что белый фон – это очень хорошо, что тут нужна была некоторая интимность и т.д.

В связи с этим я несколько усомнилась в постулате Гормли о том, что его задача – создать нечто неуместное в том или ином контексте, чтобы зритель задумался о том, зачем здесь эта скульптура и зачем здесь он сам. Мне показалось, что он, напротив, в любом месте создает нечто предельно уместное, предельно даже декоративное, предельно friendly. Он и сам очень, очень friendly. Чрезвычайно приятный человек, ласковый, по-скульпторски склонный к объятиям и тактильный, совсем не похож на типичного чопорного англичанина, каким он нам (да и самим англичанам) представляется. Может быть, в этом секрет его, Гормли, колоссального успеха. Он действительно необычайно популярен у себя на родине и во всем мире, причем популярен в широких, что называется, кругах.

Пока я его слушала, я думала о том, почему вот английский скульптор-фигуративист имеет успех, а советские – нет. Ведь Гормли по сути – достаточно традиционный и весьма мастеровитый скульптор. Он умеет прекрасно ваять и лепить человеческую фигуру, правда, не в реалистическом, а в слегка модернистском ключе, но ведь и советские прогрессивные скульпторы, каких и у нас в стране, по крайней мере в 1970-е годы в левом МОСХе , было много, работали именно так. Так почему же тогда? (Прошу прощения у читателя, который из этого текста хотел узнать что-то про Энтони Гормли. Мои мысли витали далеко.)

На этот вопрос есть два грустных ответа. Во-первых, работы Гормли, возьмем хоть серию Поле притяжения , которая сейчас в Гараже , были бы куда менее впечатляющи, будь они выставлены в рамках групповой выставки в Доме художника на Кузнецком Мосту (а ведь их, по одной-то, вполне можно там себе представить!). И уж тем более натуралистические человеческие фигуры, которые он расставляет на краях городских крыш (будем надеяться, что проект Горизонт событий будет показан в Москве в сентябре), смотрелись бы куда хуже в закрытых залах Третьяковки на Крымском Валу, на крашенном белой водоэмульсионкой подиуме. Гормли работает с уличным свободным пространством, он остается там наедине со зрителем-прохожим и говорит с ним. Он там получает свою порцию видимости, он не находится в загоне групповой (не кураторской) сборной выставки удручающе станковых работ.

Ему дали пространство, а у советских скульпторов 1970-х его в свое время отобрали. Их станковая скульптура с радиусом действия в тридцать сантиметров – это скульптура с ампутированным полем притяжения . Но это не их вина, а вина общественной ситуации. В послевоенном СССР она поместила художников в гетто под названием Всесоюзная художественная выставка . На эти выставки (вопреки современным представлениям) не ходил абсолютно ни один человек: советское искусство было куда менее популярно, нежели современное, якобы непонятное народу. Гарантированные заказы не дали советским художникам понять, что это ловушка. Многие даже были довольны.

Второй ответ заключается в том, что Гормли очень правильно все говорит о своем искусстве. Видно, что он получил непоколебимое, как скала, художественное образование и был отличником. Там, где советский скульптор, даже модернист типа Митлянского или Гадаева, говорил бы, что он решает проблему объема и сочно лепит форму , Гормли говорит, что он подвергает сомнению , лишает зрителя уверенности и ставит вопрос . Он также знает, что красота и пластика суть слова неприличные (слова, а не сама красота: ее у него полно), что погружать зрителя в мечту или дарить удовольствие ни в коем случае нельзя, и т.п.

Гадаев (фигура в данном случае собирательная) тоже вопрошал и лишал уверенности , только он не знал, что он это делает, что про это надо говорить и что так лучше. Меня не учили, что это нужно , как сказал мне с горечью один советский скульптор.

У позднесоветского искусства было ампутировано не только общественное пространство, но и общественное содержание – да и вообще содержание как таковое. Художникам (особенно, между прочим, скульпторам, что интересно, – до книжных графиков не добрались) как будто сделали лоботомию левого полушария, оставив их с чисто чувственным, мычащим и слюнявым, переживанием мира, неспособным выразить себя в словах. Некоторые пытались с этим бороться, поэтому их искусство бывает порой трагично. Это все ужасно грустно.

Красивая выставка получилась у Гормли в Гараже . Опять же, заставляет думать.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Выставка картин Александры Эстер «Ретроспектива» в Моск

29 мая - 22 августа 2010 года 28 мая в Московском музее современного искусства открылась выставка произведений Александры Эстер. Это художница,...

News image

Наш современник. Вторая выставка ленинградских художник

Вторая выставка произведений ленинградских художников «Наш современник», открытая осенью 1972 года в Ленинграде в залах Государственного Русского му...

News image

Фото из стола

Урапатриотические снимки, которые делал Владимир Лагранж в 60-80-х годах прошлого столетия, будучи фотокорреспондентом помпезного журнала «Советский...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Аппараты мезотерапии - фракционная и безинъекционная - оборудование для мезотерапии..Метод мезотерапии хорошо изучен и научно обоснован. Но не смотря на все его приемущества, существует ряд существенных недостатков, такие как боль во время сеанса, кровоподтеки, гематомы и пр. Именно по этому был разработан новый метод введения в кожу активных веществ без применения игл. Этот метод был назван безинъекционной мезотерапией.

Реклама*

Выставки 2011:

28 июля, ГЦСИ (Москва) – лекция куратора Антонио Джеузы

News image

28.07.2011 28 июля, четверг, 19.00 ГЦСИ, малый зал Искусство России 2000-х годов

Международная художественная ярмарка современного искус

News image

Совсем скоро в Греции начнется одна из старейших арт-ярмарок современного искусства в Европе. 17-я Международная ярмарка АРТ-ATHINA 2011 пройдет...

Выставка Юлии Суховецкой «Живопись: алхимия пространств

News image

16 марта в выставочном зале, который находится по адресу 1-я Тверская-Ямская, 20 откроется выставка художницы Юлии Суховецкой. Большинство картин, к...

Русское искусство. 2000-е годы . Программа лекций в ГЦ

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства Москва, Зоологическая улица, дом 13, строение 2; метро Ба...

3 августа – 15 сентября, галерея М-Ю Гельман (Москва) –

News image

Галерея М-Ю Гельман Хаим Сокол. Свидетель www.guelman.ru Открытие состоится 3 августа 2011, 19

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

У нас нет другой премии

News image

За день до объявления итогов и вручения премии Инновация GIF.Ru предложил художникам обсудить Инновацию , премиальный процесс и с сотрудник...

Выставка номинантов чиновничьей премии

News image

Конкурс Инновация 5 апреля – 25 апреля Государственный центр современного искусства 254 85 83, Зоологическая, 13 Инновация По зам...

Ближний круг

News image

Прошла церемония награждения лауреатов II ежегодного Всероссийского конкурса Инновация Главным событием артжизни перед праздничным майски...

Арт-персоны:

Евгений Митта: Открывая Первую галерею , мы не предст

News image

Одна из ведущих московских художественных галерей, носящая с 1992 года имя владелицы – художницы Айдан Салаховой, отметила на дн...

Веселый классик

News image

...в общем, надо написать, что Костя, Константин уже, не такой уж и плохой

Алексей Каллима: Следующая революция будет интеллектуа

News image

Стремительная и яркая художественная эволюция Алексея Каллимы продиктована непреложной внутренней необходимостью. Он оттолкнулся...

Арт-Ярмарка:

Sotheby’s провел два аукциона современного искусства в

News image

В лондонском офисе Sotheby’s в рамках арт-ярмарки Frieze 15 октября состоялись торги современным искусством, принесшие в сумме 1...

Ярмарка современного искусства Frieze Art Fair в Лондон

News image

В Лондоне состоялся один из наиболее авторитетных обзоров мирового современного искусства. Новинар начинает серию репортажей с Б...

В Лондоне открывается Frieze

News image

В Лондоне открывается художественная ярмарка Frieze, претендующая на статус самого модного мирового события в сфере современного...

Арт-Критика:

Замри, умри, воскресни

News image

Осенью в столице появятся скульптуры-слепки, сделанные с живых людей В Москве проходит выставка Энтони Гормли, одного из са...

Современное искусство, деревянные цветы и смерть квадра

News image

28 июля, в Москве сразу двумя выставками открылся III Ежегодный международный фестиваль коллекций современного искусства. ...

Кошачий вальс

News image

Завершился кинофестиваль Окно в Европу В Выборге закончился XVII фестиваль российского кино Окно в Европу . Главный пр...