• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*




«Непрекрасная» ярмарка Frieze – реакция на блестящее, жирное искусство прошлых лет

Арт-проекты - Арт-Ярмарка

«непрекрасная» ярмарка frieze – реакция на блестящее, жирное искусство прошлых лет

Ярмарка Frieze 2010 проходила, как обычно, в Риджентс-парке на севере Лондона, в огромной прозрачной временной структуре, представляющей собой нечто среднее между палаткой и самолетным ангаром. В этом году она шла с 13 по 17 октября и показала 170 галерей со всего света. Возможно, опрометчиво судить о состоянии современного искусства

по коммерческой ярмарке, но я все же это сделаю: Frieze 2010 явно свидетельствовала о возвращении «бедной эстетики». Для галерей Frieze — главный источник дохода, и именно поэтому так важно, что на сей раз тут было выставлено так много «непрекрасного» (unbeautiful) искусства (эпитет не мой, а одного коллекционера).

Может быть, это ответ на экономический кризис — так же как итальянское «бедное искусство», Arte Povera, выросло в свое время из режима строгой экономии, вызванного суровой эпохой после Второй мировой войны? Отражает ли это те стесненные обстоятельства, в которых у художников и их спонсоров меньше денег для инвестиций в новые работы? (Это подводит нас к «Русскому бедному», каким его провозгласил Марат Гельман, — органическому продукту безденежной среды.) Может, и так. Но это также часть естественного процесса приливов и отливов, реакция на блестящее, жирное искусство прошлых лет. Насколько я мог заметить, тут не было ни единой работы Джеффа Кунса или Мураками. Херст все еще популярен, его выставили несколько галерей. Но ведь его аптечки, заполненные скромными (хотя и по-хайтековски блестящими) предметами, тоже по-своему брутальны и «бедны».

Neo-povera встречалось на Frieze на каждом углу, наиболее заметно — на стенде Greene Naftali (Нью-Йорк). Многие работы напоминали о соблазнительной грязновато-белой трэшевости итальянских образцов пятидесятилетней давности. В галерее Reena Spaulings (Нью-Йорк) стояла недостроенная стена из керамической плитки, местами замазанная каким-то загадочным составом — никак не названная работа Матиаса Фальдбакена (Matias Faldbakken) [1]. «Без названия» (Staple Board) Тарика Алвиа (Tariq Alvia) — большая потрепанная поверхность с рисунком, исполненным при помощи степлера, — была выставлена в сопровождении саундтрека процесса (бум-бум-бум) на стенде Cabinet (Лондон) [2]. В галерее Gregor Podnar (Любляна — Берлин) была милая домашняя версия Кунеллиса: оконная рама, а перед ней горит маленький огонек — «Без названия» Ариэля Шлезингера (Ariel Schlesinger) [3]. Но в какой-то момент Arte Povera превращается в нечто другое, хотя и родственное. В «формализм на выброс» из дешевых материалов, как у Алекса Булдакова на стенде XL (Москва), — инсталляция «Файлы» [4]. В фигуративные изображения, выполненные минимальными средствами, как у Трейси Эмин, которая вышила черной ниткой распростертую на кровати девушку, — на стенде Lehman Maupin (Нью-Йорк) [5]. В примитивизм, как у Райана Мосли (Ryan Mosley), художника на стенде галереи «Риджина» (Москва) [6]. Или в брутальную инсталляцию, как у Кристофера Бюхеля (Christopher Büchel) в Hauser - Wirth (Цюрих/Лондон/Нью Йорк): пара столов, на них порножурналы, банка пива и недоеденный бутерброд с ветчиной [7]. Все это называется «Поглощенный желанием» (Consumed By Desire).

То, что перед нами некое обращение к эстетике Аrte Povera, подтверждается для меня и присутствием старых мастеров: целая стена работ Ричарда Таттла (Richard Tuttle) в Stuart Shave/Modern Art (Лондон) [8] и огромная фетровая скульптура Роберта Морриса 1974 года в Salon 94 (Нью-Йорк). Этот Моррис, с его сочетанием необработанности материала и несколько расслабленного формализма, казался главным предшественником эстетики neo-povera.

Конечно, было много и других настроений. «Флирт» Роба Прутта (Rob Pruitt) в Gavin Brown’s Enterprise (Нью-Йорк) показался мне вершиной нью-йоркской беззаботности [9]. Образ раздавленной бабочки в исполнении Мэта Колишоу (Mat Collishaw) на стенде Raucci/Santamaria (Неаполь) был жесток и красив [10]. Фото тукана — работа Вольфганга Тильманса на стенде Daniel Buchholz (Берлин) — явило мне одно из самых симпатичных лиц в толпе [11]. Видео Анны Мольской «Peers» в Broadway 1602 (Нью-Йорк) — это был предметный урок преобразований, на которые способно искусство [12]. Художница показала все, что она ненавидит, включая позирование голой и канареек, — и результатом, конечно же, явилось весьма привлекательное видео, где появляется красивая женщина с обнаженной грудью, яркие птички, порхающие вокруг, и т.п. Как высказывание это было даже слишком ясно. Хани Арманиус (Hany Armanious), египетский художник, живущий в Австралии, показал найденные объекты, отлитые потом из резины, вроде поврежденного сиденья автомобиля, на стенде Michael Lett (Окленд) [13]. Арманиус будет представлять Австралию на следующей Венецианской биеннале. Редкая на ярмарке политическая работа была представлена в Sfeir-Semler (Гамбург/Бейрут): фальшивые объявления о продаже недвижимости в секторе Газа, работа Тайсира Батнуи (Taysir Batnui): не «бедное искусство», но образы и описания «бедной жизни» [14]. В Krinzinger (Вена) Марк Уоллинджер показал три снимка (качество съемки — плохим мобильником) людей, заснувших в общественном транспорте [15]: саркастический комментарий к объему ярмарки, которая требовала долгих часов просмотра. Мысль о том, что многие на самом деле чувствуют себя рядом с современным искусством не особенно хорошо, лежала в основе спецпроекта Анники Штрём (Annika Ström): она запустила на ярмарку группу одинаково одетых мужчин, которые сновали по ней с чрезвычайно сконфуженным видом. [16].

Когда-то, в старые добрые времена, Frieze была связана с ярмаркой под названием Zoo, которая вначале проходила в находящемся рядом зоопарке, а потом в Королевской академии. Zoo Art Fair начала приобретать хорошую репутацию, и чуть ли не за счет самой Frieze. Но Frieze разорвала связи, Zoo переехала на восток Лондона, поменяла программу на нечто менее коммерческое и в прошлом году, заблудившись на этом пути, закрылась. Меж тем Frieze, усвоив, что элитная ярмарка нуждается в дополнительном контенте и убедительности, которые может предоставить импульсивный и непосредственный младший братишка, открыла Frame, раздел с соло-проектами художников. В этом разделе мое внимание привлекла инсталляция Лоренцо Скотто ди Луцио (Lorenzo Scotto di Luzio) на стенде Fonti (Неаполь) — коллекция сюрреальных человеческих фигур, симулировавших фундаментальный акт дыхания [17]. «Я и истина» Иона Григореску в галерее Andreiana Mikhail (Бухарест), серия работ 1970—1980-х годов, которые в Румынии не могли быть выставлены по цензурным соображениям [18], в контексте Frieze открывали дополнительное измерение рядом с массой «свободного» искусства.


Frieze — это как тяжелый камень, брошенный в воды лондонского арт-мира. Он гонит волну, влияя на время и место событий. Проще говоря, люди стараются приурочить важные выставки к Frieze и организовать их поблизости. Tate открыла шоу номинантов премии Тернера за неделю до ярмарки. Номинанты в этом году: живописец Декстер Далвуд (Dexter Dalwood) [19]; скульптор Анхела де ла Крус (Angela de la Cruz) [20]; Otolith Group, — многонациональная группа художников, которую на 2010—2011 годы спонсировал UK Arts Council, причем на сумму в £69 650 (больше $100 000), видимо, потому, что она отвечает критериям политкорректности; и звуковой художник Сьюзан Филипц (Susan Philipsz). Все это представляет смесь коммерчески этаблированного (Далвуд работает с Gagosian, а де ла Крус — с Lisson) и альтернативного, или, согласно современному жаргону, «прогрессивного». Все уверены, что премию получит Далвуд, но я лично думаю, что шансы есть и у де ла Крус, и у Otolith Group, чья киноинсталляция сделана в сотрудничестве с легендарным Крисом Маркером. Звуковая инсталляция Филипц, шотландская народная песня, раздававшаяся из динамиков в галерее, с моей точки зрения, не преодолела путь от фольклорного образца до музейного экспоната.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Наш современник. Выставка ленинградских художников 1971

Выставка произведений ленинградских художников «Наш современник», открытая в 1971 году в Ленинграде в залах Государственного Русского музея, стала о...

News image

Портрет современника. Пятая выставка ленинградских худо

Пятая выставка произведений ленинградских художников «Портрет современника», открытая в 1976 году в Ленинграде в залах Государственного Русского муз...

News image

ВЫСТАВКИ в апреле 2006

7-8 апреля Александр Андрианов. Необычайно экспрессивный мир живописца Адрианова притягивает, интригует и делает зрителя невольным соучастником п...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

28 июля – 23 августа, фонд Эра (Москва) – О наивном

News image

V Фестиваль коллекций современного искусства Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной Эра Общественный фонд наивного искусства Ост...

В Торонто состоялась Международная художественная выста

News image

19 и 20 января 2007 года представление ТВНДТ, посвящённое китайскому Новому году, совершающее международное турне, состоялось в Центре Искусств Торо...

1 августа – 11 сентября, ГЦСИ (Москва) – My Privacy. Р

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной...

29 сентября – 3 октября, МВДЦ Сибирь (Красноярск) –

News image

29.09.2011 Выставка АРТ-Красноярск-2011 станет настоящим праздником искусства С 29 сентября по 3 октября в Красноярске пройдет един...

Программа V Фестиваля коллекций современного искусства

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Куда бегут собаки и художники

News image

В ГЦСИ открылась выставка номинантов на премию Инновация. Наряду с Коридором КД Андрея Монастырского, Показательным процессом Ирины Кориной, ...

ИННОВАЦИЯ

News image

В 2005 году Министерство культуры Российской Федерации и Государственный центр современного искусства учредили Всероссийский конкурс в области совре...

Крупная творческая раздача

News image

На Винзаводе вручили Инновацию В арт-центре Винзавод прошла церемония награждения лауреатов II всероссийского конкурса в области соврем...

Арт-персоны:

Александр Гаврилов: «Культурная политика – c’est moi!»

News image

Сторукий Шива российской книжной индустрии о прикладной футурологии и террористической культурной стратегии Газета Книжное о...

С блеском голодным в глазах

News image

Я думаю, что современное искусство от кризиса выигрывает больше всего. Именно теперь глаза знающих людей снова заблестели. Вперв...

Роджер Бюргель, арт-директор Documenta XII: Могу вам с

News image

Роджер Бюргель: Documenta XII – это форум, в котором художники из разных регионов будут представлять не региональные тенденции,...

Арт-Ярмарка:

Frieze Art Fair

News image

Frieze – беспрецедентная ярмарка современного искусства, каждый октябрь любой поехавший в Лондон может ее посетить. Ярмарка и ау...

Скандальные и витальные

News image

Сегодня в Лондоне открывается художественная ярмарка Frieze, претендующая на статус самого модного мирового события в сфере совр...

Ярмарка современного искусства Frieze Art Fair в Лондон

News image

В Лондоне состоялся один из наиболее авторитетных обзоров мирового современного искусства. Новинар начинает серию репортажей с Б...

Арт-Критика:

Энтони Гормли Поле притяжения

News image

Для одного из самых известных современных скульпторов Энтони Гормли скульптура так же важна, как окружающее ее пространство, а...

Страшно далеки мы от Европы

News image

В Локарно фильм Алексея Мизгирева получил два приза Бубен, барабан – второй фильм Алексея Мизгирева, снявшего до того оче...

Хорошо стоим

News image

Художники сделали из русской деревни современный музей В деревне Николо-Ленивец Калужской области в минувшие выходные прошел ...