Реклама*
Когда пару месяцев назад Гагосян отправлял на «Красный Октябрь» выставку с говорящим названием «То, что вам предстоит», слушать нужно было внимательнее. Стало ли то ироничным пророчеством или угрозой, но он точно знал, что обещал… 12 декабря 2008 года на уже раскрученной мировым актуальным (contemporary) и послевоенным (post-war) искусством площадке выстроили молодых и не очень русских художников. Известных имен, конечно, поменьше, да название покреативнее — «вторжение:отторжение»… Но посыл тот же: то, что вам предстоит, в национальном исполнении. А коль скоро аналогий все равно не избежать, то лучше ответить обезоруживающей самоиронией. Так, не успели остыть стены от ламп дневного света настоящего Дэна Флавина, как на их месте уже зажгли «Мемориальную доску Флавину» от русского почитателя Дмитрия Тесёлкина.
В выставочную обойму BAIBAKOV art project включили работы 22 молодых русских художников. Излишне рисковать не стали и совсем «подающих надежды» усилили известными именами. Так, посетителей встречает очень узнаваемая живописная инсталляция Гоши Острецова «Свобода!». Несмотря на творческие достижения талантливого художника, сегодня почему-то охотнее вспоминают недавнее достижение коммерческое. Близкая к «Свободе!» по стилевому решению работа Sex and The City Гоши Острецова в июле 2008 года была приобретена в собрание галереи Саатчи.
Профессиональный фон выставки укрепляют и многочисленные работы Дмитрия Каварги — художника, работающего в стиле sci-art, имплементирующего научно-исследовательскую эстетику в свое творчество. Талантливый самобытный, абсолютно узнаваемый художник, умудрившийся однажды попасть в политику: в прошлом году его проект победил народным голосованием в конкурсе на памятник Борису Ельцину, который проводился музеем ART4.ru. Но тому проекту, скорее всего, суждено остаться на бумаге, потому что новаторская биоморфная скульптура, ассоциирующаяся с бурей страстей и вихрем времени, не пришлась по душе членам семьи президента. По крайней времени, так об этом писали. Да и Мосгордума, вроде бы, запретила — без фигуратива, видно, не понимают? В том же конкурсе на памятник Ельцину запомнился «плюшевый» проект и другого участника нынешней выставки — известного художника Ростана Тавасиева. Но у него было совсем уж авангардно и непрактично, то есть без шансов.
Центральное место в экспозиции «вторжение:отторжение» (на стыке залов — мимо не пройдешь) занимает четырехсерийный коллаж-фантазия Группы ПГ «Очищение. Часть I». Сюжет незамысловат: в пафосном месте собирается гламурная тусовка класса «березовский-жукова-свиблова-прохоров-дерипаска-лужков-и пр.», перед этим зачем-то кладут лицом в асфальт Андрея Ерофеева… А в конце наступает «расплата»: три гаврика с видео беспощадно расстреливают всю тусовку — в чем, очевидно, и состоит обряд очищения. Казалось бы, подобная псевдопротестная идея настолько затерта по своему посылу, что способна вызвать интерес разве что у школьника в пубертатном периоде, воюющего со своими тараканами. Но не тут-то было. Напомню, что Группа ПГ накануне стала призером Премии Кандинского в номинации «Медиа-проект года». Так что, как говорится, не проходите мимо — это теперь «звезды».
Впрочем, относиться к происходящему слишком критично — верный способ испортить себе настроение. Так и будут везде мерещиться повторы и подражания. В скульптуре из нагромождения старых клавиатур и мониторов того и гляди усмотришь «русское бедное». Картонные коробки, напольная плитка, битое стекло — тоже, прямо сказать, не богато. Словом, не нужно пытаться что-то там выискивать… Смотрите себе на отрисованные «плакаты» типа «Обмен валюты. Курс одобряем» и убеждайте себя, что ничего подобного вы раньше не видели.
Что понравилось? Стоит, наверное, сказать, что работы Каварги в экспозиции обладают, пожалуй, наивысшим стоп-эффектом. Синергетический эффект в них достигается использованием специальной музыки (в основания многих скульптур встроены автомагнитолы), порой к музыкальному фону добавляется вибрация, передающаяся на поверхность жидкости. А главная работа из сета Каварги обладает еще и биообратной связью. Если пальцами замкнуть цепь, то индивидуально изменится тональность звуковых сигналов. По замыслу художника это должно коррелировать с активностью разных полушарий мозга, но это уж кто во что верит…
«Вторжение:отторжение» позиционируется BAIBAKOV art projects как проект некоммерческий. В наших широтах это должно, наверное, подразумевать, что работы прямо со стен продаваться не будут. А вообще коммерческие рецепты могут и должны использоваться: обычно некоммерческий проект имеет второе дно — промоушн, маркетинг, фандрайзинг. В случае большого везения — так и вовсе появится новый рынок. А вот поднимется ли от молодых русских художников такая же волна, как в свое время от молодых британских? Пока такого ощущения нет. Разве можно сегодня выехать на бунтарстве класса «долой капитализм», «долой гламур», «даешь бедное»? Тем более, когда буржуи так и норовят пригласить бунтаря за стол? Сомневаюсь. Создание комфортных творческих условий и обеспечение профессиональных выставочных возможностей, как выясняется, не гарантирует появления новых, прорывных идей. И если в вопросах арт-бизнеса нам действительно лучше не изобретать велосипед, то в вопросах искусства — хотелось бы.
Выставка «вторжение: отторжение» продлится до 1 февраля 2009 года в залах фабрики «Красный Октябрь» (Берсеневская наб., 6, фабрика «Красный Октябрь», 3-й этаж).
Художники и группы, представленные в экспозиции: АБС, Ольга Божко, Катя Бочавар, Дмитрий Булныгин, Алексей Булдаков, Алина Гуткина, Юлия Жданова, Дмитрий и Елена Каварга, Люда Константинова, Ира Корина, Маша Кошенкова, Даша Кротова, Миша Most, Константин Новиков, Гоша Острецов, Группа ПГ, Иван Плющ, Максим Свищев, Вероника Смирнова, Ростан Тавасиев, Дмитрий Тесёлкин и Валерий Чтак.
Читайте: |
---|
Выставки прошлого:
Международная выставка каллиграфииМеждунаро дная вы ставка каллигра фии — проект, организованный Современным музеем каллиграфии, при поддержке Национального Союза Каллиграфов и Музей... |
Какие могут быть игрушки…Выставка названа по имени героини – соломенной шляпки, которая была известна еще в Средние века. Вплоть до эпохи Ренессанса ее носили преимущест... |
«Русские утопии» и «Футурология» в Центре современного5 марта – 24 мая 2010 5 марта в Центре современного искусства «Гараж» было открыто две выставки, которые проходят в рамках проекта «Россия-Франци... |
More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР |
Реклама*
Архив событий:
Выставки 2011:
Украинская неделя искусствМЕЖДУНАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА проводится в рамках Украинской Недели Искусств. Украинская неделя искусств пройдет на одной из красивейших ... |
Традиции живописи ранних буддийских манускриптов на палГалереи Флоренс и Герберта Ирвингов (Florence and Herbert Irving), коллекции искусства Южной и Юго-Восточной Азии, 3-й этаж. Эта экспозиция тридцат... |
Русское искусство. 2000-е годы . Программа лекций в ГЦМинистерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства Москва, Зоологическая улица, дом 13, строение 2; метро Ба... |
В Торонто состоялась Международная художественная выста19 и 20 января 2007 года представление ТВНДТ, посвящённое китайскому Новому году, совершающее международное турне, состоялось в Центре Искусств Торо... |
28 июля – 23 августа, фонд Эра (Москва) – О наивномV Фестиваль коллекций современного искусства Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной Эра Общественный фонд наивного искусства Ост... |
Конкурс ИННОВАЦИЯ:
ИННОВАЦИЯВ 2005 году Министерство культуры Российской Федерации и Государственный центр современного искусства учредили Всероссийский конкурс в области совре... |
ИннополисОткрылась выставка номинантов всероссийского конкурса Инновация – дайджест голевых моментов современного искусства. Для ленивых болельщик... |
Выставка номинантов чиновничьей премииКонкурс Инновация 5 апреля – 25 апреля Государственный центр современного искусства 254 85 83, Зоологическая, 13 Инновация По зам... |