Когда пару месяцев назад Гагосян отправлял на «Красный Октябрь» выставку с говорящим названием «То, что вам предстоит», слушать нужно было внимательнее. Стало ли то ироничным пророчеством или угрозой, но он точно знал, что обещал… 12 декабря 2008 года на уже раскрученной мировым актуальным (contemporary) и послевоенным (post-war) искусством площадке выстроили молодых и не очень русских художников. Известных имен, конечно, поменьше, да название покреативнее — «вторжение:отторжение»… Но посыл тот же: то, что вам предстоит, в национальном исполнении. А коль скоро аналогий все равно не избежать, то лучше ответить обезоруживающей самоиронией. Так, не успели остыть стены от ламп дневного света настоящего Дэна Флавина, как на их месте уже зажгли «Мемориальную доску Флавину» от русского почитателя Дмитрия Тесёлкина.
В выставочную обойму BAIBAKOV art project включили работы 22 молодых русских художников. Излишне рисковать не стали и совсем «подающих надежды» усилили известными именами. Так, посетителей встречает очень узнаваемая живописная инсталляция Гоши Острецова «Свобода!». Несмотря на творческие достижения талантливого художника, сегодня почему-то охотнее вспоминают недавнее достижение коммерческое. Близкая к «Свободе!» по стилевому решению работа Sex and The City Гоши Острецова в июле 2008 года была приобретена в собрание галереи Саатчи.
Профессиональный фон выставки укрепляют и многочисленные работы Дмитрия Каварги — художника, работающего в стиле sci-art, имплементирующего научно-исследовательскую эстетику в свое творчество. Талантливый самобытный, абсолютно узнаваемый художник, умудрившийся однажды попасть в политику: в прошлом году его проект победил народным голосованием в конкурсе на памятник Борису Ельцину, который проводился музеем ART4.ru. Но тому проекту, скорее всего, суждено остаться на бумаге, потому что новаторская биоморфная скульптура, ассоциирующаяся с бурей страстей и вихрем времени, не пришлась по душе членам семьи президента. По крайней времени, так об этом писали. Да и Мосгордума, вроде бы, запретила — без фигуратива, видно, не понимают? В том же конкурсе на памятник Ельцину запомнился «плюшевый» проект и другого участника нынешней выставки — известного художника Ростана Тавасиева. Но у него было совсем уж авангардно и непрактично, то есть без шансов.
Центральное место в экспозиции «вторжение:отторжение» (на стыке залов — мимо не пройдешь) занимает четырехсерийный коллаж-фантазия Группы ПГ «Очищение. Часть I». Сюжет незамысловат: в пафосном месте собирается гламурная тусовка класса «березовский-жукова-свиблова-прохоров-дерипаска-лужков-и пр.», перед этим зачем-то кладут лицом в асфальт Андрея Ерофеева… А в конце наступает «расплата»: три гаврика с видео беспощадно расстреливают всю тусовку — в чем, очевидно, и состоит обряд очищения. Казалось бы, подобная псевдопротестная идея настолько затерта по своему посылу, что способна вызвать интерес разве что у школьника в пубертатном периоде, воюющего со своими тараканами. Но не тут-то было. Напомню, что Группа ПГ накануне стала призером Премии Кандинского в номинации «Медиа-проект года». Так что, как говорится, не проходите мимо — это теперь «звезды».
Впрочем, относиться к происходящему слишком критично — верный способ испортить себе настроение. Так и будут везде мерещиться повторы и подражания. В скульптуре из нагромождения старых клавиатур и мониторов того и гляди усмотришь «русское бедное». Картонные коробки, напольная плитка, битое стекло — тоже, прямо сказать, не богато. Словом, не нужно пытаться что-то там выискивать… Смотрите себе на отрисованные «плакаты» типа «Обмен валюты. Курс одобряем» и убеждайте себя, что ничего подобного вы раньше не видели.
Что понравилось? Стоит, наверное, сказать, что работы Каварги в экспозиции обладают, пожалуй, наивысшим стоп-эффектом. Синергетический эффект в них достигается использованием специальной музыки (в основания многих скульптур встроены автомагнитолы), порой к музыкальному фону добавляется вибрация, передающаяся на поверхность жидкости. А главная работа из сета Каварги обладает еще и биообратной связью. Если пальцами замкнуть цепь, то индивидуально изменится тональность звуковых сигналов. По замыслу художника это должно коррелировать с активностью разных полушарий мозга, но это уж кто во что верит…
«Вторжение:отторжение» позиционируется BAIBAKOV art projects как проект некоммерческий. В наших широтах это должно, наверное, подразумевать, что работы прямо со стен продаваться не будут. А вообще коммерческие рецепты могут и должны использоваться: обычно некоммерческий проект имеет второе дно — промоушн, маркетинг, фандрайзинг. В случае большого везения — так и вовсе появится новый рынок. А вот поднимется ли от молодых русских художников такая же волна, как в свое время от молодых британских? Пока такого ощущения нет. Разве можно сегодня выехать на бунтарстве класса «долой капитализм», «долой гламур», «даешь бедное»? Тем более, когда буржуи так и норовят пригласить бунтаря за стол? Сомневаюсь. Создание комфортных творческих условий и обеспечение профессиональных выставочных возможностей, как выясняется, не гарантирует появления новых, прорывных идей. И если в вопросах арт-бизнеса нам действительно лучше не изобретать велосипед, то в вопросах искусства — хотелось бы.
Выставка «вторжение: отторжение» продлится до 1 февраля 2009 года в залах фабрики «Красный Октябрь» (Берсеневская наб., 6, фабрика «Красный Октябрь», 3-й этаж).
Художники и группы, представленные в экспозиции: АБС, Ольга Божко, Катя Бочавар, Дмитрий Булныгин, Алексей Булдаков, Алина Гуткина, Юлия Жданова, Дмитрий и Елена Каварга, Люда Константинова, Ира Корина, Маша Кошенкова, Даша Кротова, Миша Most, Константин Новиков, Гоша Острецов, Группа ПГ, Иван Плющ, Максим Свищев, Вероника Смирнова, Ростан Тавасиев, Дмитрий Тесёлкин и Валерий Чтак.
Читайте: |
---|
Выставки прошлого:
![]() Владимир Роскин «Я слышу голоса» в Российской АкадемииВ Российской Академии искусств (Москва), в галерее «Ореады - Les Oreades» 4 февраля была открыта выставка картин Владимира Роскина под названием «Я ... |
![]() Выставка Алексея Аполлонова «Художник и Модель» в Киеве31 марта – 20 апреля 2010 года 31 марта 2010 года Карась Галерея в Киеве откроет выставку художника Алексея Аполлонова, которая называется «Худ... |
![]() Мир Уильяма Блейка: «С наступлением Нового Рая»11 сентября 2009, по 3 января 2010 года - Библиотека и музей Моргана Фантазер и нонконформист Уильям Блейк (1757-1827) – это выдающая личность в ... |
More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР |
Реклама*
Архив событий:
Выставки 2011:
Программа V Фестиваля коллекций современного искусства![]() Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной... |
1 августа – 11 сентября, ГЦСИ (Москва) – My Privacy. Р![]() Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной... |
Русское искусство. 2000-е годы . Программа лекций в ГЦ![]() Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства Москва, Зоологическая улица, дом 13, строение 2; метро Ба... |
28 июля – 23 августа, фонд Эра (Москва) – О наивном![]() V Фестиваль коллекций современного искусства Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной Эра Общественный фонд наивного искусства Ост... |
26 июля – 21 августа, Лофт Проект Этажи (СПб) – Comme![]() На несколько недель арт-сообщество Петербурга расстается с любимыми вещами, чтобы продемонстрировать их как объекты искусства. Первая выставка-Н... |
Конкурс ИННОВАЦИЯ:
ИННОВАЦИЯ![]() В 2005 году Министерство культуры Российской Федерации и Государственный центр современного искусства учредили Всероссийский конкурс в области совре... |
Ближний круг![]() Прошла церемония награждения лауреатов II ежегодного Всероссийского конкурса Инновация Главным событием артжизни перед праздничным майски... |
Крупная творческая раздача![]() На Винзаводе вручили Инновацию В арт-центре Винзавод прошла церемония награждения лауреатов II всероссийского конкурса в области соврем... |