• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*




30 вопросов Чарльзу Саатчи. Часть 2

Арт-проекты - Арт-Новости

30 вопросов чарльзу саатчи. часть 2

8 сентября в издательстве Phaidon выходит автобиография британского мегаколлекционера Чарльза Саатчи (Charles Saatchi), под названием «Меня зовут Чарльз Саатчи, и я артоголик». По случаю выхода книги газета Guardian взяла у собирателя интервью. Первая часть, состоящая из 29 вопросов и ответов, была опубликована на нашем сайте вчера. А на самый главный вопрос Саатчи ответил в своей книге.

Самый главный вопрос: что Вы думаете об арт-мире?

У нас с Дэвидом Сильвестером (арт-критик, 1924–2001. — Ред.) была дурацкая игра: мы спрашивали друг друга, с кем из персоналий арт-мира — художником, куратором, коллекционером или критиком — мы меньше всего хотели бы провести несколько лет на необитаемом острове. Конечно же, каждая из вышеперечисленных категорий не страдает недостатком отвратительных представителей, и поэтому мы все время отвечали на вопрос по-разному, в зависимости от того, кто нам на прошлой неделе больше всего надоел. Вот к каким выводам мы в итоге пришли.

Дилеры

У любви к искусству, по мнению некоторых моих друзей-коллекционеров, есть и неприятная сторона — приходится общаться с определенным типом арт-дилеров. Этим пафосным, высокомерным и властолюбивым «блюстителям общественного вкуса» надо бы на фейс-контроле в клубе стоять, решать, кого пускать, а кого нет. Их заносчивое поведение отпугивает многих начинающих коллекционеров и мешает им как следует разобраться в творчестве художников. Такие дилеры очень любят думать, что они «контролируют» рынок. Но когда рынок художника «расцветает», то управлять им становится невозможно. Недавно один известный нью-йоркский галерист заявил, что ему не нравятся хорошие аукционные результаты одного из его подопечных, потому что теперь коллекционеры не обязаны становиться в очередь за его работами. Вместо того чтобы радоваться успеху художника, он зубоскалит по поводу того, что кто-то лишил его власти. Конечно же, дилеры не всегда такими бывают — есть и настоящие визионеры, без которых многие великие художники нашего времени прошли бы незамеченными.

Критики

Арт-критики некоторых британских газет с таким же успехом могли бы устроиться в раздел «Садоводство» или «Путешествия» и счастливо работать там до пенсии. У многих редакторов газет не хватает времени на то, чтобы как следует ознакомиться с разделом рецензий, да и искусством они, сдается мне, не очень интересуются. Поэтому мы сейчас можем наблюдать, как критики впадают в экстаз от произведений художников, которых высмеивали или игнорировали десять лет назад, — а все потому, что эти художники сейчас считаются уважаемыми и им устраивают первоклассные выставки. У таких критиков, наверное, поджилки трясутся от мысли, что придет какой-нибудь злодей и ткнет их носом в их старые писания. И когда Мэттью Коллингз (Matthew Collings), звезда телевизионной арт-критики, заявляет, что гибель многих произведений искусства в пожаре на складе Momart — это «ничего страшного», так как «художники молодые, еще напишут», ты понимаешь все о порочной натуре некоторых граждан, которые зарабатывают на жизнь рассказами об искусстве. Тем не менее нет ничего лучше, чем критик, который отлично разбирается в своем предмете и пишет так, что тебе открываются какие-то новые глубины.

NB Через некоторое время после того, как я это написал, мне довелось немножко пообщаться с Мэттью Коллингзом, и я понял, что он мне очень нравится. Жалко, что я решил поругаться именно на него, а не на кого-нибудь еще из наших многоуважаемых арт-критиков.

Кураторы

За очень немногими исключениями, все эти разъезжающие по миру кураторы-знаменитости, которые организуют всякие биеннале и прочие мега-выставки, работают, держа в одной руке электронный путеводитель, а в другой — книжку типа «Вы — знаток теории искусства. Как убедить в этом окружающих». Все их проекты одинаковы, как дни главного героя в фильме «День сурка». Они устраиваются лишь для того, чтобы две с половиной сотни человек, разделяющие те же идеи, увидели и похвалили. Создается впечатление, что сейчас никаких выставок не проводится, кроме этих «высказываний на общественно-политические темы», в которых ни души нет, ни жизни, одни только претензии. Везде одни реликты концептуализма 1970-х, скучные фотографии и тексты в рамочках, будто сошедшие с конвейера банальные непроходимые инсталляции, мрачные темные комнаты, где на экранах показывают неотличимые друг от друга видео, — вот вам итог десятилетия кураторского беспредела. Тот факт, что картины пишут всего пять из сорока художников, номинировавшихся на премию Тёрнера в последние 10 лет, заставляет задуматься не о кризисе в живописи, а о том, какие у нас кураторы. Но бывает и по-другому: когда видишь совершенно особенную выставку, которую организовал человек, искренне любящий свое дело, то понимаешь, что мы очень многим обязаны замечательным кураторам и их незабываемым выставкам. Незабываемым в буквальном смысле — у тебя навсегда остается в памяти, что на них экспонировалось, где и как.

NB С момента написания этой заметки [прошло уже несколько лет] и несколько церемоний вручения премии Тёрнера. Из 16 номинантов живописцами являются двое.

Художники

Если вы решите изучить какое-нибудь великое произведение искусства, то наверняка обнаружите, что его создатель был гением. А гении отличаются от нас с вами. Так что давайте не будем обзывать их капризными, эгоцентричными, нахальными и инфантильными. Художник — самая тяжелая профессия из всех возможных, и все, кто решил зарабатывать на жизнь искусством, — немножко сумасшедшие. Я всех художников люблю.

Коллекционеры

Конечно, многие коллекционеры собирают искусство вовсе не из-за любви к нему. Многие хотят таким образом показать, что они достойны занимать высокое положение в обществе, некоторые просто хотят украсить стены. Но меня восхищает тот факт, что все больше богачей решают собирать современное искусство, а не скаковых лошадей, старинные автомобили, ювелирные изделия или яхты. Если бы не они, то в мире искусства всем заправляло бы государство. И нам всем было бы позволено смотреть только на произведения, одобренные аппаратчиками из министерства культуры. Если бы меня спросили, чьему вкусу я больше доверяю — [богатых] супругов Голдфарб или бюрократа, который при ином раскладе готовил бы какие-нибудь налоговые документы, — то я выбрал бы Голдфарбов. В любом случае некоторые из моих знакомых коллекционеров просто очаровательные люди. У них достаточно энергии и энтузиазма, и общаться с ними — одно удовольствие.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Выставки 1–7 февраля

Следы. Бывший участник легендарного коллектива «Среднерусская возвышенность» (Артемий Троицкий называл ее лучшей русской рок–группой) Сергей Воронцо...

News image

ВЫСТАВКИ 31 марта – 2 апреля

«Жемчуг Парижа». Ирина Алавердова. Живопись. ЦДХ, Крымский вал, 10, ст

News image

ВЫСТАВКИ в апреле 2006

7-8 апреля Александр Андрианов. Необычайно экспрессивный мир живописца Адрианова притягивает, интригует и делает зрителя невольным соучастником п...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

29 сентября – 3 октября, МВДЦ Сибирь (Красноярск) –

News image

29.09.2011 Выставка АРТ-Красноярск-2011 станет настоящим праздником искусства С 29 сентября по 3 октября в Красноярске пройдет един...

Международная художественная ярмарка современного искус

News image

Совсем скоро в Греции начнется одна из старейших арт-ярмарок современного искусства в Европе. 17-я Международная ярмарка АРТ-ATHINA 2011 пройдет...

Bonjour Russland Дюссельдорф ( Германия )

News image

В Дюссельдорфе ( Германия ) с огромным успехом проходит выставка Bonjour Russland . Четыре крупнейших музея России - Эрмитаж и Русский музей ( Санк...

Традиции живописи ранних буддийских манускриптов на пал

News image

Галереи Флоренс и Герберта Ирвингов (Florence and Herbert Irving), коллекции искусства Южной и Юго-Восточной Азии, 3-й этаж. Эта экспозиция тридцат...

26 июля – 21 августа, Лофт Проект Этажи (СПб) – Comme

News image

На несколько недель арт-сообщество Петербурга расстается с любимыми вещами, чтобы продемонстрировать их как объекты искусства. Первая выставка-Н...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Выставка номинантов чиновничьей премии

News image

Конкурс Инновация 5 апреля – 25 апреля Государственный центр современного искусства 254 85 83, Зоологическая, 13 Инновация По зам...

Завершился прием заявок на VI Всероссийский конкурс в о

News image

В этом году на конкурс подано 287 заявок из 30 регионов Российской Федерации, среди которых: Алтайский край, Вологодская область, Воронежская област...

Крупная творческая раздача

News image

На Винзаводе вручили Инновацию В арт-центре Винзавод прошла церемония награждения лауреатов II всероссийского конкурса в области соврем...

Арт-персоны:

Василий Церетели: В первую очередь – художник и его ид

News image

10 июня 2007 года открывается 52-я Венецианская биеннале современного искусства. В этом году комиссаром российского павильона на...

Ирина Меглинская: Я вошла через другую дверь

News image

Ирина Меглинская – фотодиректор ИД Афиша , создатель первой галереи фотографии Школа (1991); весной Ирина вместе с Ниной Гоми...

Алексей Каллима: Следующая революция будет интеллектуа

News image

Стремительная и яркая художественная эволюция Алексея Каллимы продиктована непреложной внутренней необходимостью. Он оттолкнулся...

Арт-Ярмарка:

Ближневосточное наступление

News image

Ярмарка Frieze, основанная в 2003 году издателями одноименного журнала по современному искусству, сразу замахнулась на монстров ...

Все продано

News image

Галеристы Frieze бодро рапортовали об успешных продажах, а к концу ярмарки находились и такие, кто утверждал, что на их стендах ...

«Непрекрасная» ярмарка Frieze – реакция на блестящее, ж

News image

Ярмарка Frieze 2010 проходила, как обычно, в Риджентс-парке на севере Лондона, в огромной прозрачной временной структуре, предст...

Арт-Критика:

Страшно далеки мы от Европы

News image

В Локарно фильм Алексея Мизгирева получил два приза Бубен, барабан – второй фильм Алексея Мизгирева, снявшего до того оче...

У калужской деревни обнаружены внеземные творения зем

News image

Очередной фестиваль ландшафтных объектов Архстояние в деревне Никола-Ленивец в Калужской области прошел под лозунгом Вн...

Человек человеку – структура

News image

С целым отрядом проволочных персонажей в Москву прибыл известный британский скульптор Энтони Гормли, демонстрирующий в цен...