Биеннале. Событие мирового уровня. Модный«Гараж». Куратор с мировым именем. Предвкушение открытия. Ожидание инфотэйнмента высочайшего класса. Словом, настрой на громкий восторг, ожидание чуда… И вот открытие… И понимаешь, что предстоит все-таки бубнить. А ведь не хотелось, честно.
Основной проект биеннале получился слишком «немецким». Нет, я в курсе, что Жан-Юбер Мартен, совсем наоборот, француз. В незапамятные времена «немцами», то есть немыми, на Руси называли всех не говорящих по-русски иностранцев. Бедолаги молчали, потому что все равно никто из местных их не понимал. Так что я в этом смысле: мешает заморское сердоболие в отношении мировых проблем, которое так непросто понять нам, аборигенам. Пример? Уже известно, что Гран-при получил творец из африканского Бенина Ромуальд Азуме. Его облезлый мотороллер, увешанный канистрами для контрабандных углеводородов (на таких возили нефть из Нигерии), — это даже не метафора, а совершенно в лоб читаемое политическое высказывание. Даже аннотация к работе не скрывает, что в ее основе — политика. Модное осуждение неравенства, диктата силы, невыносимых обстоятельств. В общем, за все хорошее — против всего плохого. Вещь, из которой даже не нужно вычленять смыслы, — все на тарелочке, как пропагандистский лозунг.
И таких пропагандистских лозунгов в основном проекте много. Сначала не понимаешь, отчего тебе как-то неуютно. Конечно, современное искусство вовсе не обязано дарить комфорт. Но тут что-то другое. Вдруг отчетливо осознаешь, что со всех сторон тебя «лечат»: то Бенин с Нигерией, то Афганистан с коврами, то индийские дизайнерские гробы, то китайский дом престарелых, то аутсайдеры — пациенты психбольниц. Что ни стена, то страшилки. Но с оговоркой. Это все впечатляет преимущественно «немцев» — жителей сытых и коммунально благополучных стран. А у нас же: отъехать 50 километров от Москвы — и такая «нигерия» начинается, что мама, не горюй!
В общем-то, и на выставку шли, чтобы увидеть прорывные вещи, авангард, а не нравоучения. От современного искусства ждешь прогноза, взгляда в будущее. А вместо этого — то проповедь, то отповедь. На самом деле, чтобы получить такой «заряд», не надо ходить на выставку, достаточно посмотреть CNN.
Ладно, проехали. Нехватку оригинальных идей, спишем на то, что в части человеческих пороков изобрести что-то новое стало уже слишком сложно. Остается уповать на форму и технику. Тут уж можно ждать прорыва. Чем удивят: плазмой, голографией, трехмерной визуальностью? Не тут-то было. Арсенал средств выражения оказался классическим. Уж лет двадцать прошло, как Сами Знаете Кто применил биоматериалы (знаменитую хрящевую рыбу), видео тоже уже сложно назвать авангардом, а восковой гиперреализм практиковала еще мадам Тюссо. В общем, тут тоже мимо — ничего прорывного в технике основной проект не покажет.
Самую меткую характеристику увиденному дал наш Konstantin на форуме ARTinvestment.RU: «мало эротики». И даже «лона» трехметровой высоты и голыши Спенсера Туника не способны компенсировать ее нехватку. Мало эротики, много политики — вещи, способные пробудить эмоциональное вожделение у зрителя, наперечет. Но они есть.
Из того, что крепко врезается в память, — исполинская скульптура Аниша Капура, супрематический сыр, обмазанный маркой, жирной помадой. Вещь внушительная. И единственная по-настоящему звездная. Из любопытных — скульптурные оптические головоломки Маркуса Ретца. Геометрия статуэток выполнена так, что, например, при смене угла просмотра на 90 градусов слово YES превращается в NO, рюмка — в бутылку, и все в таком духе. Любопытно, но отдаешь отчет, что о каком-то прорыве речи не идет — скорее, хорошая геометрическая проработка дизайнерской идеи, не претендующая на философское осмысление.
На общем фоне очень неплохо смотрится русский десант. Хорошие впечатления оставили «бедный» супрематизм Дмитрия Гутова и «трехмерная картина» Ивана Чуйкова. А вот скотчевый афинский храм Валерия Кошлякова, собранный на стене «Гаража», обычного восторженного впечатления не оставил. Кажется, что сделано на скорую руку, ради того, чтобы обозначить явление.
Обычные финальные сомнения — совет, идти или не идти? Конечно, идти. Главное — не «накручивать» себя заранее, не брать чрезмерно оптимистического или чрезмерно скептического настроя. Тогда все пройдет лучше. А уж эмоции — гарантированы. И не забывайте, что основной проект — это лишь вершина айсберга Третьей биеннале. На ее «периферии» — куча специальных и параллельных проектов, которые по степени «инфотэйнмента» способны превзойти официальное кураторское действо. Осень нам предстоит интересная.
Читайте: |
---|
Выставки прошлого:
![]() Выставка «Камень, ножницы, бумага» в Тбилиси, Баку и КиТбилиси 4 февраля 2010 - 12 февраля 2010 Баку 20 февраля 2010 - 28 февраля 2010 Киев 12 марта 2010 - 24 марта 2010 20 февраля в Академии из... |
![]() Выставка произведений ленинградских художников 1957 год3 октября 1957 года в Ленинграде в залах Государственного Русского музея открылась «Выставка произведений ленинградских художников, посвященная 40-л... |
![]() Московский горком художников-графиковМосковский Горком художников-графиков на Малой Грузинской, 28. 1975—1991 — независимый профсоюз художников, графиков, фотографов и одноимённый выста... |
More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР |
Арт-Москва:
Реклама*
Архив событий:
Выставки 2011:
В Торонто состоялась Международная художественная выста![]() 19 и 20 января 2007 года представление ТВНДТ, посвящённое китайскому Новому году, совершающее международное турне, состоялось в Центре Искусств Торо... |
28 июля, ГЦСИ (Москва) – лекция куратора Антонио Джеузы![]() 28.07.2011 28 июля, четверг, 19.00 ГЦСИ, малый зал Искусство России 2000-х годов |
1 августа – 11 сентября, ГЦСИ (Москва) – My Privacy. Р![]() Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной... |
Bonjour Russland Дюссельдорф ( Германия )![]() В Дюссельдорфе ( Германия ) с огромным успехом проходит выставка Bonjour Russland . Четыре крупнейших музея России - Эрмитаж и Русский музей ( Санк... |
26 июля – 21 августа, Лофт Проект Этажи (СПб) – Comme![]() На несколько недель арт-сообщество Петербурга расстается с любимыми вещами, чтобы продемонстрировать их как объекты искусства. Первая выставка-Н... |
Конкурс ИННОВАЦИЯ:
Письмо от Г. Кизевальтера об отзыве его первого письма![]() Очень жаль, что многие так и не поняли истории: обдавая грязью бывших соратников – оказываешься сам в грязи. «Ввиду искажения в прессе роли Г.К…»... |
Выставка номинантов чиновничьей премии![]() Конкурс Инновация 5 апреля – 25 апреля Государственный центр современного искусства 254 85 83, Зоологическая, 13 Инновация По зам... |
Инновация![]() Чтобы быстро и сразу получить представление об отечественном современном искусстве, можно посетить выставку номинантов премии Инновация , которую в... |