Реклама*
Биеналле - Венецианская биеннале
1 июля 2009 года в ММСИ на Петровке, 25 состоялся круглый стол на тему «Россия на 53-й Венецианской Биеннале. Вел обсуждение телеведущий Александр Шаталов. Поговорили: Василий Церетели (комиссар Павильона России, исполнительный директор Московского музея современного искусства); Ольга Свиблова (куратор Павильона России, директор Мультимедийного комплекса актуальных искусств); Пьер Броше (учредитель компании New Rules, организатор выставки “Danger! Museum”); Александрина Маркво и Кристина Штейнбрехер (кураторы выставки “Unconditional Love”); Владимир Левашов (куратор выставки “Этот смутный объект искусства” из собрания Stella Art Foundation);
Михаил Миндлин (директор ГЦСИ); Николай Молок (Stella Art Foundation); Екатерина Деготь (арт критик); Милена Орлова (арт критик); Мария Кравцова (арт критик); Александр Пономарев (художник); Сергей Шеховцов (художник); Гоша Острецов (художник); Сергей Хачатуров (арт критик); Анатолий Осмоловский (художник). Оксана Саркисян - надеюсь, в порядке подготовки очередного АРТФона - задавала вопросы. Диана Мачулина - тоже. Много раз хвалебно упоминавшаяся выступавшими участница основного проекта биеннале Аня Желудь посидела молча. Фактически оценка Аниного участия в кураторском проекте Бирнбаума стала едва ли не единственным пунктом всеобщего согласия собравшихся. По поводу экспозиции в национальном павильоне мнения - как и следовало ожидать - настолько противоположные, что приводят к неизбежному выводу - представления об искусстве и возможностях его развития разнятся в логичном соответствии с жизненными путями носителей этих представлений. Понятное дело, но я, признаться, испытал чувство неловкости от бойкого начала выступления куратора - уже дважды куратора - нашего национального павильона. Ольга Львовна не поленилась прочитать все количества упоминаний фамилий наших художников в прессе, взятые из отчета о мониторинге прессы, сделанного pr-компанией. Я видел, что не одинок - Шеховцов аж покраснел от этого чтения: Молодкин (крайне сомнительный) - что-то вроде 125 раз, а Корина (одна из надежд нашего искусства) - типа 20... Тоска накатила и от замечательного менеджера Свибловой, способной как танк завоевывать позиции, но по каким-то замысловатым причинам по совместительству занимающейся кураторством. И от всех нас, привыкших к перемешиванию и взбалтыванию всего и вся. Отчего так сложилось - отдельная тема для анализа, однако полезно разобраться, что этот же отчет о мониторинге сделанный для Минкульта pr-агентством, - абсолютно необходимая форма отчетности, за потраченные деньги хотя бы. Отчего же этот аспект так важен для куратора - вот вопрос? Отсюда и озабоченность Кати Деготь, ясно и твердо изложившей свои претензии к засилью пиара в организации выставок и в Венеции и здесь у нас. У куратора все-таки задачи внутри искусства, художественные, по старинке говоря, но в сегодняшнем мире тесно переплетающиеся с политическими и - тоже полезно помнить - этическими. И я вовсе не считаю, что Ольга Львовна не куратор. Под конец обсуждения на вопрос Дианы Мачулиной она принялась подробно и энергично объяснять проект за проектом, которые по разным причинам включала в Победу над будущими , и было ясно, что есть у неё кураторская концепция, есть свои рецепты и методы. Проблема лишь в том, что все это для нее все-таки второй план, а основное свойство натуры - руководитель (менеджер, если по модному). И Минкульту удобно - Свиблова едина в двух лицах, и куратор и начальник (с соначальником Василием Церетели). Перемешивание и взбалтывание проявляется и в том, что умышленно не разграничиваются оценки участия в основном проекте биеннале, представления национального павильона и спецпроектов. Сами по себе оценки участия Макаревича-Елагиной и Ани Желудь в проекте Бирнбаума звучали, но как-то дополнительно, а ведь это главное на биеннале. И Золотой лев главный именно участнику таких проектов, а не павильону. Спецпроекты, при всей важности мощной зрелищности, которой они дополняют биеннале, все-таки должны оцениваться совсем с других позиций, учитывающих, что они - дополнение, окружение, приманка etc. Вот здесь могут быть самые разнообразные задачи: продвижения художников, само продвижения коллекционеров и коллекций, да даже демонстрация того самого русского вкуса (за свои-то деньги люди вправе и на такое). И если адекватно подходить к оценке их решения, то и премьера нового проекта АЕСов, и очередное всплытие подлодки Александра Пономарева, и очередное взбадривание интереса к выдыхающемуся проекту дуэта Виноградов-Дубосарский, и представление коллекции Стеллы Кесаевой - хорошие, безусловно полезные для нашего искусства события (и о каждом из них мы давали материалы). Только с одним - важнейшим - замечанием (оно же - условие полезности спецпроектов). Если в национальном павильоне мы играем по иным правилам, стремимся в авангард интеллектуальных поисков и интуиций сегодняшнего дня. Хотя, честно говоря, и спецпроект такой ох как не помешал бы :) Ю.П.> |
Читайте: |
---|
Выставки прошлого:
Весенняя выставка произведений ленинградских художников7 июля 1955 года в Ленинграде в залах Ленинградского Союза советских художников открылась «Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1... |
Советская Россия. Художественная выставка 1960 годаРеспубликанская художественная выставка «Советская Россия» 1960 года, открывшаяся в Москве, стала крупнейших событий года в отечественном изобразите... |
Ежегодная выставка новых произведений петербургских худИстория Выставка проходит в центральном выставочном зале Манеж (Санкт-Петербург) ежегодно с 1993 года. В выставке может принять участие любой худ... |
More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР |
Арт-Москва:
Реклама*
Архив событий:
Выставки 2011:
От Рафаэля до Караччи: Искусство Папского Рима ( НационЭта большая международная выставка представляет более чем 150 исключительных картин и рисунки знаменитых художников, таких как Микеланджело, Тициан... |
29 сентября – 3 октября, МВДЦ Сибирь (Красноярск) –29.09.2011 Выставка АРТ-Красноярск-2011 станет настоящим праздником искусства С 29 сентября по 3 октября в Красноярске пройдет един... |
28 июля – 23 августа, фонд Эра (Москва) – О наивномV Фестиваль коллекций современного искусства Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной Эра Общественный фонд наивного искусства Ост... |
4 – 30 августа, Ширяево – VII Ширяевская биеннале совреVII Ширяевская биеннале современного искусства Чужестранцы: между Европой и Азией. 4 – 30 августа 2001 www.shiryaevo-biennale.ru Ширяевская ... |
Bonjour Russland Дюссельдорф ( Германия )В Дюссельдорфе ( Германия ) с огромным успехом проходит выставка Bonjour Russland . Четыре крупнейших музея России - Эрмитаж и Русский музей ( Санк... |
Конкурс ИННОВАЦИЯ:
ВДНХ актуальных художниковПремия Инновация утверждает статус современного искусства в глазах общественного мнения. Это важно именно в России: в стране пока нет четког... |
У нас нет другой премииЗа день до объявления итогов и вручения премии Инновация GIF.Ru предложил художникам обсудить Инновацию , премиальный процесс и с сотрудник... |
Письмо от Г. Кизевальтера об отзыве его первого письмаОчень жаль, что многие так и не поняли истории: обдавая грязью бывших соратников – оказываешься сам в грязи. «Ввиду искажения в прессе роли Г.К…»... |