• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*




О чем грустить в «Туалете» Кабакова

Арт-проекты - Арт-Новости

о чем грустить в «туалете» кабакова

В 1992 году «Туалет» Кабакова вызвал восторг во всем мире и возмущение в России. 17 сентября он откроется на «Винзаводе». Как он будет восприниматься сегодня? Мнение ЕКАТЕРИНЫ ДЁГОТЬ

Пока что в современной России имя Ильи Кабакова чаще всего упоминается как имя нарицательное. Люди, которые никогда не видели его инсталляций, могут сказать о чем-то, что стоит перед их глазами: ну, это прямо инсталляция Кабакова.

Так в XIX веке хвалили природный ландшафт — «картина кисти Айвазовского».

Таким образом, есть инсталляции Кабакова (или теперь Ильи и Эмилии Кабаковых), а есть «инсталляции Кабакова». Последние всё еще рядом с нами, особенно чуть подальше от Москвы. Полуразвалившаяся будка, украшенная короной из лампочек в виде надписи «СССР». Бетонная автобусная остановка с мозаичными пионерами на боку. Деревенский туалет с пятиконечной звездой на двери. Стенд по технике безопасности с картинками-инструкциями, на которых мужчины в длинных шароварах делают что-то очень полезное. Длинный ряд столов с зелеными лампами и бюрократическими карточками, исписанными мелким почерком. Сатирическая стенгазета, к которой прикреплены клетка с живой канарейкой и большая резиновая галоша.

Что между всем этим общего? Все это объекты и конструкции, отмеченные некоей неуместной и неумелой креативностью. Если это тексты, они написаны от руки и с ошибками. Как правило, это подражание каким-то образцам. Но именно в силу неумелости своей это подражание слишком индивидуально, слишком своеобразно. Это артефакты, как будто не дошедшие до уровня самостоятельного «произведения искусства», убедительного гордым одиночеством своей формы. Они слишком своеобразны, чтобы считаться искусством: творчества в них не мало, а слишком много. Их самая творческая функция — показать, насколько стандартно нормативное, музейное представление об искусстве, как оно несправедливо, как через это слишком мелкое сито не просеивается что-то излишне индивидуальное.

Такие объекты созданы людьми, о которых, в свою очередь, можно сказать: ну, это в чистом виде персонаж Кабакова. Это любители, не знающие о том, что они художники; точнее, считающие, что они являются художниками лишь в той же мере, что и все остальные люди, каждый из которых имеет право на самовыражение.

Такой взгляд на искусство преобладал в стране, где Кабаков родился и провел детство и юность, — в Советском Союзе с тридцатых по шестидесятые годы.

Пример со стенгазетой и галошей взят из реальных воспоминаний о жизни молодых советских художников начала 1930-х. Произведением искусства эта стенгазета никогда не называлась — как, возможно, и другие работы этих студентов Вхутемаса: в этот момент в СССР вообще не делались объекты, предназначенные для эстетического созерцания, только предметы, способные участвовать в процессе производства идей. Это общество не знало культуры спектакля и не предполагало наличия пассивных потребителей — каждый, кто стоял рядом, должен был быть (и был) участником коллективного идеологического, концептуального производства.

Илья Кабаков долго работал именно с этим источником энергии. Его персонажи — Человек, улетевший в космос; Человек, который никогда ничего не выбрасывал, и множество других — типичные «самодеятельные концептуалисты», люди, отказавшиеся от пассивного созерцания в пользу творчества либо даже такое созерцание превратившие в процесс странного концептуального производства («Человек, улетевший в картину»).

«Туалет», предъявленный зрителям кассельской «Документы» летом 1992 года, тоже мог бы быть воспринят как такой монумент тотальной и освобождающей креативности. В этом туалете живут люди, но где они? В конце концов, возможно, обитатели «Туалета» изобрели подобно «Человеку, улетевшему...» хитроумный способ исчезнуть из своего жилища — только через тайные подземные ходы выгребных ям? Возможно, то, что мы видим, есть вовсе не сатира на нищету, но торжество их освобождения?




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

ВЫСТАВКИ 23 – 29 июня 2006

23 – 24 июня «Взгляд». Выпускники московских художественных вузов, ученики известных мастеров Анастасия Ахнина, Ольга Гуревич, Максим Малашенк...

News image

Америка сегодня Выставка современного американского и

Честь открывать этот проект выпала великому и ужасному Чарльзу Саатчи. Но можно сказать и так: Эрмитажу выпал счастливый билет заманить к себе галер...

News image

Второе полугодие 2006 года

14-16 июля 2006 Scope Hamptons Здесь будут представлены 60 наиболее выдающихся международных галерей. США, Нью-Йорк http://www.scope-art....

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

Выставка Юлии Суховецкой «Живопись: алхимия пространств

News image

16 марта в выставочном зале, который находится по адресу 1-я Тверская-Ямская, 20 откроется выставка художницы Юлии Суховецкой. Большинство картин, к...

28 июля, ГЦСИ (Москва) – лекция куратора Антонио Джеузы

News image

28.07.2011 28 июля, четверг, 19.00 ГЦСИ, малый зал Искусство России 2000-х годов

26 июля – 21 августа, Лофт Проект Этажи (СПб) – Comme

News image

На несколько недель арт-сообщество Петербурга расстается с любимыми вещами, чтобы продемонстрировать их как объекты искусства. Первая выставка-Н...

Bonjour Russland Дюссельдорф ( Германия )

News image

В Дюссельдорфе ( Германия ) с огромным успехом проходит выставка Bonjour Russland . Четыре крупнейших музея России - Эрмитаж и Русский музей ( Санк...

1 августа – 11 сентября, ГЦСИ (Москва) – My Privacy. Р

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Премию Инновация присудили арт-группе Война

News image

Государственную премию в области современного искусства Инновация в четверг вручили арт-группе Война за акцию Х*й в плену у ФСБ . Об этом сообщ...

Письмо от Г. Кизевальтера об отзыве его первого письма

News image

Очень жаль, что многие так и не поняли истории: обдавая грязью бывших соратников – оказываешься сам в грязи. «Ввиду искажения в прессе роли Г.К…»...

ИННОВАЦИЯ

News image

В 2005 году Министерство культуры Российской Федерации и Государственный центр современного искусства учредили Всероссийский конкурс в области совре...

Арт-персоны:

Александр Джикия: В Москве мне стали сниться сны

News image

Интервью Валентина Дьяконова с Александром Джикией иллюстрировано рисунками художника, экспонировавшимися на выставке Новые раб...

Евгений Митта: Открывая Первую галерею , мы не предст

News image

Одна из ведущих московских художественных галерей, носящая с 1992 года имя владелицы – художницы Айдан Салаховой, отметила на дн...

Алексей Каллима: Следующая революция будет интеллектуа

News image

Стремительная и яркая художественная эволюция Алексея Каллимы продиктована непреложной внутренней необходимостью. Он оттолкнулся...

Арт-Ярмарка:

Скандальные и витальные

News image

Сегодня в Лондоне открывается художественная ярмарка Frieze, претендующая на статус самого модного мирового события в сфере совр...

Актуальные раскопки

News image

В лондонском Риджентс-парке завершила свою работу восьмая по счету ярмарка актуального искусства Frieze Art Fair – самая молодая...

«Непрекрасная» ярмарка Frieze – реакция на блестящее, ж

News image

Ярмарка Frieze 2010 проходила, как обычно, в Риджентс-парке на севере Лондона, в огромной прозрачной временной структуре, предст...

Арт-Критика:

Кошачий вальс

News image

Завершился кинофестиваль Окно в Европу В Выборге закончился XVII фестиваль российского кино Окно в Европу . Главный пр...

Неважно, назовете вы это искусством или нет

News image

В центре современной культуры Гараж выставлена инсталляция одного из крупнейших скульпторов Великобритании Энтони Гормли...

Между прошлым и будущим

News image

Фестиваль коллекций современного искусства, стартовавший в ГЦСИ, представляет две первые выставки из своей программы – арх...