• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*




О чем грустить в «Туалете» Кабакова

Арт-проекты - Арт-Новости

о чем грустить в «туалете» кабакова

В 1992 году «Туалет» Кабакова вызвал восторг во всем мире и возмущение в России. 17 сентября он откроется на «Винзаводе». Как он будет восприниматься сегодня? Мнение ЕКАТЕРИНЫ ДЁГОТЬ

Пока что в современной России имя Ильи Кабакова чаще всего упоминается как имя нарицательное. Люди, которые никогда не видели его инсталляций, могут сказать о чем-то, что стоит перед их глазами: ну, это прямо инсталляция Кабакова.

Так в XIX веке хвалили природный ландшафт — «картина кисти Айвазовского».

Таким образом, есть инсталляции Кабакова (или теперь Ильи и Эмилии Кабаковых), а есть «инсталляции Кабакова». Последние всё еще рядом с нами, особенно чуть подальше от Москвы. Полуразвалившаяся будка, украшенная короной из лампочек в виде надписи «СССР». Бетонная автобусная остановка с мозаичными пионерами на боку. Деревенский туалет с пятиконечной звездой на двери. Стенд по технике безопасности с картинками-инструкциями, на которых мужчины в длинных шароварах делают что-то очень полезное. Длинный ряд столов с зелеными лампами и бюрократическими карточками, исписанными мелким почерком. Сатирическая стенгазета, к которой прикреплены клетка с живой канарейкой и большая резиновая галоша.

Что между всем этим общего? Все это объекты и конструкции, отмеченные некоей неуместной и неумелой креативностью. Если это тексты, они написаны от руки и с ошибками. Как правило, это подражание каким-то образцам. Но именно в силу неумелости своей это подражание слишком индивидуально, слишком своеобразно. Это артефакты, как будто не дошедшие до уровня самостоятельного «произведения искусства», убедительного гордым одиночеством своей формы. Они слишком своеобразны, чтобы считаться искусством: творчества в них не мало, а слишком много. Их самая творческая функция — показать, насколько стандартно нормативное, музейное представление об искусстве, как оно несправедливо, как через это слишком мелкое сито не просеивается что-то излишне индивидуальное.

Такие объекты созданы людьми, о которых, в свою очередь, можно сказать: ну, это в чистом виде персонаж Кабакова. Это любители, не знающие о том, что они художники; точнее, считающие, что они являются художниками лишь в той же мере, что и все остальные люди, каждый из которых имеет право на самовыражение.

Такой взгляд на искусство преобладал в стране, где Кабаков родился и провел детство и юность, — в Советском Союзе с тридцатых по шестидесятые годы.

Пример со стенгазетой и галошей взят из реальных воспоминаний о жизни молодых советских художников начала 1930-х. Произведением искусства эта стенгазета никогда не называлась — как, возможно, и другие работы этих студентов Вхутемаса: в этот момент в СССР вообще не делались объекты, предназначенные для эстетического созерцания, только предметы, способные участвовать в процессе производства идей. Это общество не знало культуры спектакля и не предполагало наличия пассивных потребителей — каждый, кто стоял рядом, должен был быть (и был) участником коллективного идеологического, концептуального производства.

Илья Кабаков долго работал именно с этим источником энергии. Его персонажи — Человек, улетевший в космос; Человек, который никогда ничего не выбрасывал, и множество других — типичные «самодеятельные концептуалисты», люди, отказавшиеся от пассивного созерцания в пользу творчества либо даже такое созерцание превратившие в процесс странного концептуального производства («Человек, улетевший в картину»).

«Туалет», предъявленный зрителям кассельской «Документы» летом 1992 года, тоже мог бы быть воспринят как такой монумент тотальной и освобождающей креативности. В этом туалете живут люди, но где они? В конце концов, возможно, обитатели «Туалета» изобрели подобно «Человеку, улетевшему...» хитроумный способ исчезнуть из своего жилища — только через тайные подземные ходы выгребных ям? Возможно, то, что мы видим, есть вовсе не сатира на нищету, но торжество их освобождения?




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Весенняя выставка произведений ленинградских художников

23 мая 1954 года в Ленинграде в залах Ленинградского Союза советских художников открылась «Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1...

News image

Европа-Россия-Европа

22.05.2007—29.06

News image

Время опьяняться прекрасным

В помещениях бывшего Московского завода виноградных вин и коньяков в сентябре откроется Центр современного искусства. – В настоящее время ликвид...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

28 июля – 23 августа, фонд Эра (Москва) – О наивном

News image

V Фестиваль коллекций современного искусства Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной Эра Общественный фонд наивного искусства Ост...

Традиции живописи ранних буддийских манускриптов на пал

News image

Галереи Флоренс и Герберта Ирвингов (Florence and Herbert Irving), коллекции искусства Южной и Юго-Восточной Азии, 3-й этаж. Эта экспозиция тридцат...

Bonjour Russland Дюссельдорф ( Германия )

News image

В Дюссельдорфе ( Германия ) с огромным успехом проходит выставка Bonjour Russland . Четыре крупнейших музея России - Эрмитаж и Русский музей ( Санк...

26 июля – 21 августа, Лофт Проект Этажи (СПб) – Comme

News image

На несколько недель арт-сообщество Петербурга расстается с любимыми вещами, чтобы продемонстрировать их как объекты искусства. Первая выставка-Н...

3 августа – 15 сентября, галерея М-Ю Гельман (Москва) –

News image

Галерея М-Ю Гельман Хаим Сокол. Свидетель www.guelman.ru Открытие состоится 3 августа 2011, 19

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

ИННОВАЦИЯ

News image

В 2005 году Министерство культуры Российской Федерации и Государственный центр современного искусства учредили Всероссийский конкурс в области совре...

Письмо от Г. Кизевальтера об отзыве его первого письма

News image

Очень жаль, что многие так и не поняли истории: обдавая грязью бывших соратников – оказываешься сам в грязи. «Ввиду искажения в прессе роли Г.К…»...

Тамаз Манашеров о конкурсе ИННОВАЦИЯ 2010

News image

Без сомнения, всероссийский конкурс в области современного визуального искусства ИННОВАЦИЯ – одно из самых ярких, свежих, отдающих новизной событий ...

Арт-персоны:

Жан-Юбер Мартен: «Я не согласен, что искусство не может

News image

Жан-Юбер Мартен. Очевидно, что имена художников я пока называть не стану..

Олег Кулик. Москва. ЦУМ

News image

Прежде всего, нужно помнить: если произведение искусства рассказывает о реальных событиях, оно от этого не превращается в докуме...

Василий Бычков, АРТ МОСКВА: В этом году ярмарка в перв

News image

В ЦДХ в 11-й раз проходит ежегодная ярмарка современного искусства АРТ МОСКВА Проходит второй день работы 11-й международной ...

Арт-Ярмарка:

Арт-ярмарка Frieze впервые пройдет в Нью-Йорке

News image

Знаменитая лондонская арт-ярмарка Frieze откроет филиал в Нью-Йорке, пишет The Art Newspaper. Первая американская ярмарка Frieze...

Две российские галереи примут участие в ярмарке Frieze

News image

Седьмая по счету, ведущая мировая ярмарка современного искусства Frieze Art Fair открывается в четверг в Лондоне, в ней участвую...

Актуальные раскопки

News image

В лондонском Риджентс-парке завершила свою работу восьмая по счету ярмарка актуального искусства Frieze Art Fair – самая молодая...

Арт-Критика:

Коллекция и архив Вадима Захарова

News image

Известно – что у бедного завалялось, того у богатого сроду не было. Художник, архивист, коллекционер и издатель Вадим З...

Открытое собирание

News image

Фестиваль коллекций современного искусства в ГЦСИ Коллекционирование современного искусства – дело гораздо более ответс...

Петербург выставился ни с чем

News image

Биеннале Диалоги в Манеже В Петербурге в Центральном выставочном зале Манеж открылась очередная биеннале Диалоги...