• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*




Когда архивы опустели

Арт-проекты - Арт-Новости

когда архивы опустели

Некогда московский концептуализм был очень могущественным течением. Каждый человек доброй воли должен был сделать свой выбор. Или вскочить в уходящий поезд, невзирая на предупреждение Ильи Кабакова о том, что «в будущее возьмут не всех». Или — посбрасывать всех этих концептуалистов с кораблей современности.

Из серии акций «Касание сакрального». Церковь S.Maria della Vittoria, 18.10.07

Но скорый поезд прибыл по месту назначения. Пассажиры литерных вагонов разошлись по своим делам. Некоторые занялись ритмичными повторениями прошлых достижений. Удалились в горние вершины. Радует только то, что не у всех хватило на то силы воли. Многие, к счастью, остались все же с нами.

Вадим Захаров, выставка которого открылась в GMG, известен как упорный архивист московского концептуализма, проект которого включает в себя бесконечное архивирование и тщательную самофиксацию. Кроме того, большая персоналка в Третьяковке для пятидесятилетнего художника могла бы привести к преждевременному впадению в нирвану и творческой смерти. Но ничего такого, к счастью, не произошло. Правда, официально сообщено, что нас покинул один персонаж — глупый и наивный Пастор Зонд, в образе которого Вадим Захаров совершил множество замечательных поступков. Воевал с ветряными мельницами и по-настоящему боролся с неподъемными сумоистами. Особенно тогда привлекало то обстоятельство, что совсем недалекого служителя художественного культа мог бы по-настоящему зашибить действующий ветряк. Или совсем не склонного к физической культуре художника нечаянно раздавил бы могучий японский спортсмен.

«NO DISTANCE. 1 работа – 100 интерпретаций» Кадр из видеодокументация акции. Концепция: Вадим Захаров Реализация: Вадим Захаров и Михаэль Гримальди. 2007

Пастор не то чтобы умер. Он просто покинул эту реальность. Непосредственно в соборе Св. Петра в Риме. Просто оставил свое пасторское облачение на твердых лавках для прихожан — и исчез без следа. Стал Махатмой (можно не обращать внимания на некоторый религиозный фьюжн и не спрашивать, к примеру, зачем протестантскому пастору потребовалось эту операцию производить в главном католическом соборе). Но Вадим Захаров решил, что Пастор свое дело сделал — и может спокойно удалиться в аркадские кущи — или где там еще пребывают ушедшие на покой «персонажи»? А собор Св. Петра просто поблизости оказался: Вадим Захаров провел несколько месяцев в качестве стипендиата премии Иосифа Бродского в Американской академии в Риме.

Иван Чуйков. Аппарат для наблюдения пустоты и бесконечности. 2001

Перед тем как покинуть нас, Пастор совершил несколько действий. Опасных не только и не столько своими последствиями, сколько тем, что художник Вадим Захаров в вечном городе переживал острую интоксикацию Культурой и Искусством. Казалось бы, всякий нормальный концептуалист еще в ранней молодости должен получить серьезную прививку от такого опасного отравления, но Захаров всегда имел наклонность к опасным экспериментам над самим собой. Название выставки — No distance — следует понимать в том смысле, что художник сознательно решил разрушить защитную пленку между собой и Высоким искусством. Но действия, которые совершал Захаров для исполнения своей задачи, несли в себе заведомую опасность. Например, он тайком снимал слепки с частей скульптуры в переполненных людьми и хорошо охраняемых помещениях.

Или изводил свое тело, буквально склеившись правыми руками с американским художником Михаэлем Гримальди, который очень достоверно изображал углем на бумаге академизированные сценки из жизни Пастора Зонда. Акция привела к полному изнеможению участников и очень небанальному результату: была доказана возможность осуществления искусства.

Добрый старый Пастор ушел в Небытие. Но на его месте появился новый персонаж — бомж, в образе которого Захаров провел ночь на лавке, прикрытый роскошно развевающимся куском целлофана. Что из этого получится, пока что не очень понятно. Но пока ясно, что никаких ясно выраженных социальных целей этот персонаж исполнять не будет.

Иван Чуйков. Фрагмент русской газеты. Холст, акрил. 2008

Для Захарова бомж — это чистая метафора: человек без свойств, полностью исключенный из потока жизни, идеальный образ для метафизика, наблюдающего потоки жизни.

Но окончательно убежать от искусства так и не удалось. На первом этаже галереи располагается инсталляция, названная «Святой Себастьян». Тяжеловесно выделанные предметы мебели, воспроизведенные в обратной перспективе русских икон, пронзают красные треугольники в духе Эль Лисицкого. Вот тут банальность прекрасного и догнала Вадима Захарова. Не очень спасает положение и рассыпанная на идеально гладком полу простецкая овсянка. Слишком как-то все роскошно и прямолинейно получилось. Возникают даже страшные подозрения:

это безбожный красный авангард разрушил нашу великую духовность.

Заслуги Ивана Чуйкова, принадлежащего к более старшему поколению московских концептуалистов, столь велики, что он мог бы давно уже почивать на лаврах. Но этот истинный олимпиец нашел путь, в котором и не следует стремиться к новому. Достаточно концентрировать свое внимание на бесконечной проблеме «соотношения между иллюзией и реальностью». Именно так определил Борис Гройс в давней статье «Московский романтический концептуализм» стратегию Ивана Чуйкова.

На его выставке «Пусто» в галерее «Риджина» и в самом деле господствует великая пустота. В малом зале галереи расположена вещь классическая — «Прибор для наблюдения пустоты и бесконечности». Высокая конструкция с уходящими вдаль зеркальными перспективами. Вещь довольно старая, создана в 2000-м. Но, по словам самого художника, сильно переработанная. Довольно трудно понять, что же с тех пор изменилось. Пустота стала более глубокой. А бесконечность отражающихся друг в друге зеркал заворачивает куда-то за угол. Но по-прежнему себя в этой бесконечной перспективе мы увидеть не можем. Наверное, потому, что зрители — вампиры, которые высасывают кровь из произведений искусства.

И надо быть готовым к тому, что в открытой для всеобщего обозрения Пустоте никакие былые умения и навыки нам не помогут. Об этом и свидетельствует представленная в соседнем зале серия.

На огромных белых холстах разогнаны фрагменты газет — русской, немецкой, английской, французской. Отработанный у всякого советского человека навык читать между строк уже никак не помогает. Ужас в том, что там никакой информации уже нет. Остается только наблюдать пустоту. Или, если нет наклонности к медитациям, перечитывать Маршалла Маклюэна или Никласа Лумана.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Выйти из сумрака, чтобы вернуться

30 июня – 6 июля Вольно или невольно искусство всегда трансформируется в повседневность. Великие симфонии становятся рингтонами мобильных телеф...

News image

Ленинградские художники. Живопись 1950-1980 годов

31 марта 1994 года в Санкт-Петербурге в залах Санкт-Петербургского Союза художников открылась выставка «Ленинградские художники. Живопись 1950-1980 ...

News image

Выставка картин Александра Шевченко в Государственной Т

24 марта – 16 мая 2010 года 24 марта в Государственной Третьяковской галерее откроется выставка произведений Александра Шевченко, художника, кото...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

28 июля, ГЦСИ (Москва) – лекция куратора Антонио Джеузы

News image

28.07.2011 28 июля, четверг, 19.00 ГЦСИ, малый зал Искусство России 2000-х годов

Программа V Фестиваля коллекций современного искусства

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной...

1 августа – 11 сентября, ГЦСИ (Москва) – My Privacy. Р

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной...

28 июля – 23 августа, фонд Эра (Москва) – О наивном

News image

V Фестиваль коллекций современного искусства Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной Эра Общественный фонд наивного искусства Ост...

26 июля – 21 августа, Лофт Проект Этажи (СПб) – Comme

News image

На несколько недель арт-сообщество Петербурга расстается с любимыми вещами, чтобы продемонстрировать их как объекты искусства. Первая выставка-Н...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Скандальную акцию Войны и еще 24 проекта показывают н

News image

Лучшие арт-проекты минувшего года, выбранные экспертным советом шестой премии в области визуального искусства Инновация , представлены со вторника ...

ВДНХ актуальных художников

News image

Премия Инновация утверждает статус современного искусства в глазах общественного мнения. Это важно именно в России: в стране пока нет четког...

Иннополис

News image

Открылась выставка номинантов всероссийского конкурса Инновация – дайджест голевых моментов современного искусства. Для ленивых болельщик...

Арт-персоны:

Роберт Уилсон: Тайна всегда на поверхности

News image

Монологи молчания В октябре фонд Екатерина примет русскую версию Портретов Voom Роберта Уилсона – это будет первый показ ...

Василий Церетели: В первую очередь – художник и его ид

News image

10 июня 2007 года открывается 52-я Венецианская биеннале современного искусства. В этом году комиссаром российского павильона на...

Ирина Меглинская: Я вошла через другую дверь

News image

Ирина Меглинская – фотодиректор ИД Афиша , создатель первой галереи фотографии Школа (1991); весной Ирина вместе с Ниной Гоми...

Арт-Ярмарка:

Frieze Art Fair

News image

Frieze – беспрецедентная ярмарка современного искусства, каждый октябрь любой поехавший в Лондон может ее посетить. Ярмарка и ау...

Соревнование двух столиц: Frieze vs FIAC

News image

Октябрь радует сразу двумя событиями арт-рынка мировой величины – только в воскресенье закончилась лондонская ярмарка современно...

Frieze Art Fair: ярмарка эксцентричного тщеславия

News image

Я долго думала, как бы написать о Frieze Art Fair – крупнейшей и гламурнейшей ярмарке современного искусства – и сказать при это...

Арт-Критика:

Гараж на 80 персон

News image

Объявлена программа 3-й Московской биеннале На пресс-конференции в центре современной культуры Гараж объявили програм...

Коллекция с концепцией

News image

В ГЦСИ стартовал ежегодный III Международный фестиваль коллекций современного искусства Тема нового смотра – коллекция...

Железные люди

News image

Скульптуры Энтони Гормли в Гараже До открытия Третьей Московской биеннале еще два месяца, а ее специальные гости уже...