Реклама*
Сегодня Международный день музеев
Наша газета выбрала четыре события, наиболее соответствующие важности этого праздника. Все они так или иначе связаны с проблемами развития музея в современном мире. Две истории посвящены идее музея нового, две – преображению музеев существующих.
Темечко культуры
В рамках ярмарки Арт-Москва редакция журнала WAM представила фонд Новый музей , учрежденный только что. Задача фонда определить концепцию нового музея, что должен появиться в Москве в ближайшее десятилетие. Посетителей Арт-Москвы знакомили с некой заявкой на идею, буклетом, в котором постановку вопроса о Новом музее доверили сделать вашему обозревателю. Меня увлекла непривычная логика инициаторов темы. Обычно музеи создаются под коллекцию, а в данном случае – под концепцию. Это, конечно, более творческий и смелый подход.
Вот главные тезисы, сформулированные мной в презентационных материалах фонда. Новый музей - это не музей нового искусства и не только новый адрес в культурно-развлекательной афише Москвы. Мы рассматриваем новый музей как исторический оксюморон, как сочетание взаимоисключающих определений, корректирующее привычную картину мира. Ведь музей как феномен человеческой культуры чурается понятия новизны. (Еще античные museion – храмы муз , формировавшиеся на основе коллекций храмов и частных собраний, были слепком идеи прекрасного, понятого в качестве раз и навсегда обретенной истины, своеобразной меры весов).
Чтобы уяснить феномен нового музея, необходимо, как это ни парадоксально, во многом преодолеть стереотип музейности. Для этого требуются поправки к устоявшейся просветительской и экспозиционной доктрине. Как возможно по определению старый музей сделать новым? Существующие в мире модели предлагают несколько вариантов видовой модификации. Первое. Сегодняшнее восприятие мира во многом отвергает модернистскую доктрину поступательного развития истории. Новые источники общения с миром, пути его познания учат воспринимать жизнь как процесс полифонический и открытый, воспитывают зрение дисперсное, фасеточное . Музей как собрание частных случаев, обретающихся в ячейках-ящичках разных текстов и языков, предложил, например, Жан Нувель в своем новом Музее цивилизации Африки, Азии Австралии и Океании на парижской набережной Бранли.
Второе. Качество новизны имеет шанс утвердиться в музее при условии нарушения набившего оскомину хронологического принципа развертывания экспозиции. Новые смыслы рождаются при дерзком, вызывающе неправильном взаимодействии разных культур, эпох и стилей. И спирали тел с полотен Рубенса могут рифмоваться со жгутами плазменных тоннелей проектов Захи Хадид. Непредсказуемые смыслы всегда интересны.
Третье. Во многих культурных центрах (Москва не исключение) современная (новая) артжизнь проходит большей частью вне музеев: в галереях, на фестивалях, выставках, оккупирующих принципиально немузейные пространства и гарантирующих постоянный калейдоскоп, смену впечатлений. Чтобы музей не отражал один и тот же когда-то сформированный смысловой и образный ряд, имеет смысл вспомнить концепцию музеев империи Гуггенхайм или Центра Жоржа Помпиду в Париже. Фонды богатейшие, а постоянная экспозиция сведена к минимуму. Приоритет тщательно сделанным сменным выставкам.
Четвертое. При условии метаморфоз традиционной шкалы ценностей важно понять, что сегодня может маркироваться в качестве музейного объекта? Какие артефакты в наше время могут расширить горизонт восприятия Храма муз в качестве храма новых образов, тем и смыслов?
Эти тезисы в буклете фонда дополнены собранными комментариями экспертов – авторитетных галеристов, кураторов, художников. Примечательно, что в список, включающий имена Юрия Аввакумова, Ника Ильина, Иосифа Бакштейна, Екатерины Деготь, Вадима Захарова. Наталии Курниковой, Марины Лошак, не попал ни один музейный сотрудник. Хотелось следовать логике: большое (и новое) видится на расстоянии. Некоторые эксперты сошлись во мнении о необходимости новым музеям радикализировать свою роль архива и энциклопедии... построить глобальную историю искусства... нелинейную, компаративную, идеологичную, трансдисциплинарную (Екатерина Деготь). За образец такого глобального архива возможно взять электронные базы данных (Владимир Левашов). Другие специалисты (Юрий Аввакумов, Ник Ильин, Анатолий Голубовский, Иосиф Бакштейн) говорили о необходимости создания безупречно спроектированной, мобильной экспозиции, допускающей концептуальные подходы к наследию, а также инновационной архитектуре, совершенствующей всю городскую инфраструктуру. Галеристы Наталия Курникова и Марина Лошак рассуждают о важности появления в музее новых людей, образованных и в гуманитарных науках, и в бизнесе, способных чутко реагировать на время, незакомплексованных и внутренне свободных. Художник Вадим Захаров считает, что любое усовершенствование музейной деятельности обязано помогать тихому одинокому диалогу конкретного человека с искусством. Благодаря музею каждому дается шанс и возможность быть центром вселенной культуры . Позиция художника точно сформулирована в исторической перспективе: мифологические основатели музеев (Аполлон и музы) жили ведь на горе Парнас, что считалась средоточием земли. Таким темечком культуры для всех и каждого обязано оставаться и детище мусагета – музей.
Продолжение открытой дискуссии на тему Новый музей ожидается на специально созданном сайте www.newmuseum.ru.
Любопытно, что первым деятельным шагом фонда Новый музей стала поддержка подготовленной в издательстве WAM (английская аббревиатура расшифровывается, кстати, мировой музей искусств ) историком искусства и критиком Андреем Ковалевым и историком искусства Юлией Овчинниковой электронной базы данных проекта Российский акционизм 1990-2000 . Перформанс – жанр по определению не музейный, и то, что коллеги затеяли его архивацию (в перспективе – выпуск книги), доказывает подлинную серьезность намерений разобраться с тем, что есть музейный артефакт сегодня.
Проверка архитектурой
23 мая в пресс-центре Федерального агентства по культуре и кинематографии пройдет конференция по поводу объявления открытого архитектурного конкурса с международным участием на лучший проект здания нового музейного центра города Пермь. Для директора Центра современной архитектуры, руководителя программы PermMuseumXXI Ирины Коробьиной тема новый музей не является теоретической абстракцией. Амбиции проекта PermMuseumXXI очень высоки: создать первый музей XXI века в России. Рассказывает Ирина Коробьина: Речь идет о новом музее города Перми, куда переедет коллекция Пермской художественной галереи. Одному из самых почтенных музеев России в 2007 году исполнится 85 лет. Правительство Пермского края учится мыслить современно. Новый музей призван стать катализатором развития городской инфраструктуры, помочь решить многие социальные и даже экономические проблемы. За образец взят музей Гуггенхайма в баскском Бильбао, который помог сделать город привлекательным и богатым. Власти города видят функцию музея не только и не столько в качестве хранилища, архива культуры, сколько живым местом общения, образования, новым центром туризма. Они пригласили разработать концепцию музея известного австрийца Дитера Богнера, исполнительного директора Музейного квартала Вены, имиджмейкера известнейших музеев Германии, Австрии. Богнер предложил два главных тезиса: новый принцип экспонирования музейной коллекции и многофункциональность. Первый принцип наиболее адекватен специфике собрания, в котором трудно выстроить линейную хронологию (пермская деревянная скульптура сосуществует с искусством Китая, малыми голландцами ). По замыслу Богнера, экспозиция должна быть полупостоянной, на год-два, и меняться согласно интересным и нетрадиционным кураторским идеям. Многофункциональность подразумевает создание при музее различных институций, как то: центр современного искусства, детский центр, даже турцентр города Пермь.
Первым шагом к реализации концепции станет постройка нового амбициозного здания. Потому Центр современной архитектуры и объявляет открытый международный конкурс на проект нового музея . Кстати, конкурс будет проводиться согласно новой форме (в первом туре оцениваются присланные портфолио, потом будет отобрано 25 участников второго тура, которые представят уже конкретные проекты нового музея). Жюри конкурса звездное. В него входят мэтры современной архитектуры и музейного дела: Арата Исодзаки, Бен Ван Беркель, Петер Цумтор, Петер Ноевер, Михаил Пиотровский... Своим участием звезды подтвердили заинтересованность в появлении музея XXI века в России.
Охрана памятников
Умение хранить – лучший тест на жизнеспособность и традиционного, и нового музея. Музеям Московского Кремля пришлось проходить этот тест на самом заметном (во всех смыслах) экспонате своего собрания – Церкви под колоколы Иоанна Лествичника, иначе – кремлевской колокольне Ивана Великого. Сегодня в звоннице колокольни состоится презентация завершения реставрации Ивана Великого и проекта экспозиции Архитектурная история Московского Кремля . Построенная в начале XVI века итальянцем Боном Фрязиным как вертикальная доминанта Соборной площади, колокольня испытала многое: и проводившиеся на протяжении веков надстройки – перестройки и взрывы наполеоновской армии, уничтожившие Успенскую звонницу и Филаретовскую пристройку, и реставрационные работы разного времени. Сегодня будет явлен высокий класс понимания новыми реставраторами колокольни категорий подлинности истории и искусства. Вопреки тому, что уходят в прошлое базирующиеся на Венецианской хартии принципы научной реставрации, а столичными властями поощряется клонирование новоделов, врачи Ивана Великого делали свою работу по принципу не навреди : максимальная сохранность, минимальное вмешательство и скрупулезное научное исследование в преддверии. Благодаря ООО Реставратор-М , Таргет-Цель , ГК Комбета в сегодняшнем музейном пространстве Кремля колокольня выглядит не бижутерией, а подлинной ювелирной драгоценностью.
Стимул меняться
В начале мая в благотворительном фонде В. Потанина жюри выбрало 20 лауреатов 2007 года грантового конкурса музейных проектов России Меняющийся музей в меняющемся мире . Конкурс традиционный и, по мнению входящих в жюри экспертов и руководителей проекта, кардинально лучше за последние годы не стал. Инициативы у региональных и местных музеев явно не хватает. Дефицит молодых сотрудников налицо. Зарплаты издевательские. К тому же, по словам члена жюри директора музея-усадьбы Ясная Поляна Владимира Толстого, чудовищными законодательными актами государство реализует схему планомерного разрушения музеев. Они становятся бесправными, нищими, у них отнимается собственность на землю. Они не способны зарабатывать себе на жизнь. Все заработанное обязаны нести в казну. К тому же до сих пор в законодательное поле не введено точное определение музея-заповедника. Статус неясен.
И все-таки, несмотря на унылое настроение экспертов, можно порадоваться за двадцать музеев-победителей (среди которых несколько московских и петербургских, большая часть – из разных далеких городов и весей: Архангельска, Находки, Ижевска, Сыктывкара, Салехарда, Гдова...), которые получат гранты и сделают, будем надеяться, отличные проекты, имеющие цели важные – просветительские, научные, социальные (в частности, большой удачей можно назвать выбор жюри двух музейных программ для детей с ограниченными возможностями). Реализацию некоторых программ по традиции отслеживает наша газета.
Читайте: |
---|
Выставки прошлого:
Выставка картин Мартины Анагосту под названием «Лествиц20 февраля 2010 - 21 марта 2010 19 февраля в Московском музее современного искусства будет открыта выставка художницы из Греции Мартины Анагосту,... |
Выставка «Чёрты/Очертания пределов» в галерее «ВИНЗАВОДII Московская международная биеннале молодого искусства под названием «СТОЙ! КТО ИДЕТ?» 22 июля – 22 августа 2010 года |
Искусство династии Мин: китайская эра великолепия в МеЭкспонаты «Искусство династии Мин» составлены на основе материалов богатейших запасников музея Метрополитен: «китайская эра великолепия» демон... |
More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР |
Арт-Москва:
Реклама*
Архив событий:
Выставки 2011:
1 августа – 11 сентября, ГЦСИ (Москва) – My Privacy. РМинистерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной... |
28 июля, ГЦСИ (Москва) – лекция куратора Антонио Джеузы28.07.2011 28 июля, четверг, 19.00 ГЦСИ, малый зал Искусство России 2000-х годов |
Русское искусство. 2000-е годы . Программа лекций в ГЦМинистерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства Москва, Зоологическая улица, дом 13, строение 2; метро Ба... |
В Торонто состоялась Международная художественная выста19 и 20 января 2007 года представление ТВНДТ, посвящённое китайскому Новому году, совершающее международное турне, состоялось в Центре Искусств Торо... |
29 сентября – 3 октября, МВДЦ Сибирь (Красноярск) –29.09.2011 Выставка АРТ-Красноярск-2011 станет настоящим праздником искусства С 29 сентября по 3 октября в Красноярске пройдет един... |
Конкурс ИННОВАЦИЯ:
ИнновацияЧтобы быстро и сразу получить представление об отечественном современном искусстве, можно посетить выставку номинантов премии Инновация , которую в... |
Выставка номинантов чиновничьей премииКонкурс Инновация 5 апреля – 25 апреля Государственный центр современного искусства 254 85 83, Зоологическая, 13 Инновация По зам... |
Куда бегут собаки и художникиВ ГЦСИ открылась выставка номинантов на премию Инновация. Наряду с Коридором КД Андрея Монастырского, Показательным процессом Ирины Кориной, ... |