• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*




3 августа – 15 сентября, галерея М-Ю Гельман (Москва) – Хаим Сокол Свидетель

Выставки - Художественные выставки 2011

3 августа – 15 сентября, галерея м-ю гельман (москва) – хаим сокол  свидетель

Галерея М-Ю Гельман
Хаим Сокол. Свидетель

www.guelman.ru

Открытие состоится 3 августа 2011, 19.00
Выставка продлится до 15 сентября 2011.

Художник Хаим Сокол является гуманистом в эпоху, когда слово гуманизм лишилось позитивного смысла (после того, как использовалось в лозунгах советской эпохи типа За гуманизм и дело мира! ). За всеми проектами художника видны четкие жизненные и социальные ценности. В российском арт-мире, вышедшем из соц-арта и концептуализма с их упором на относительность и контекстуальность всякого образа, появление такого искусства стало четким водоразделом между поколениями. Сокол принадлежит к поколению, уже утратившему жизненно необходимые в предыдущую эпоху навыки двоемыслия. И поэтому он способен создавать такие произведения, как Бешенство . В чреве игрушечной крысы копошатся солдатики. Главным приемом искусства, обращавшегося к миру детства и военной теме, еще недавно был гротеск. Солдатики вызывают в памяти вариации на темы Гойи в инсталляции Джейка и Диноса Чепменов Ад . Но вместо театра, как у знаменитых британцев, в работе Сокола – искренний ужас перед бессмысленностью войны, прямое послание, выстроенное по принципам символизма. И запоминается оно не хуже, чем Апофеоз войны Василия Верещагина.

Бешенство выбивается из ряда произведений, созданных художником для выставки. У других работ есть общая предыстория. Хаим Сокол обращается к личному и родовому опыту. Личный связан со стажировкой в Вене, родовой – с восприятием столицы Австрии в первую очередь через призму гонений на еврейское население в 1930-40-е годы. Ощущения художника косвенно перекликаются с высказыванием философа Теодора Адорно о нацизме и европейской культуре – знаменитой максимой о том, что писать стихи после Освенцима невозможно. Только на месте поэзии у Хаима Сокола облик современного европейского города. В физической чистоте Вены художник ощущает несовпадение с историей, а то и угрозу ей. Жизнь продолжается как ни в чем не бывало, и лишь человек, полностью включенный в контекст европейской хронологии, способен испытывать от этой чистоты дискомфорт (слово, использованное художником в тексте к выставке). На этом чувстве построена предыдущая выставка Сокола Rein ( Чисто ), прошедшая в Вене и перекликающаяся с выставкой в галерее Марата и Юлии Гельман.

На основе размышлений итальянского философа Джорджо Агамбена художник выстраивает мостик из чудовищного прошлого в как бы нейтральную, никакую современность. Лишенных прав современных гастарбайтеров он сравнивает с евреями в нацистской Германии. Эти люди не являются субъектами законодательства, но живут, по Агамбену, голой жизнью в новых лагерях , невидимых структурах современных городов. Чтобы дать голос невидимому слою, Сокол использует в своих работах материалы из быта гастарбайтеров, от фонарей на стройплощадках до половых тряпок. С помощью такого материала он очеловечивает реди-мейд. Гуманизм и использование в искусстве реальных вещей сочетаются редко. У Сокола предыстория использования материала оставляет в нем след конкретной культуры (в археологическом смысле). Сокол, один из участников выставки Русское бедное , на этот раз трактует бросовый материал политически, а не пластически. С помощью материала Сокол лишает свои произведения налета сентиментальности, появляющегося там, где мы видим просто старые вещи, найденные на помойке чемоданы, корыта, почтовые ящики и так далее.

Параллельно художник занимается проектом, скрытым от глаз зрителя. В акции Натуральный обмен он покупает на вырученные с интернет-аукциона своих работ деньги новую обувь для группы знакомых гастарбайтеров. Их старая обувь достается художнику. Это напоминает программу правительства Москвы по обеспечению приезжей рабсилы подержанными велосипедами, но в случае Сокола есть важное отличие: платит не бюрократ, а человек, не связанный экономическими узами с местом своей работы.

Сравнение гастарбайтеров и евреев легко оспорить. Но для художника-гуманиста оно необходимо, чтобы пойти вглубь. В современном общественном климате гастарбайтеры являются предметом опасений или ненависти миллионов. Интеллигентное меньшинство старается защищать их права. Никто не воспринимает эту массу как источник художественной – в противоположность репортажной – фактуры. Свидетель Сокол вытаскивает на свет фрагменты мира, который мы стараемся не замечать. Наличие темных и бесформенных пятен на социальной карте вызывает у художника тревогу. Возможно, его проект лишь способ с ней справиться. А может быть, шаг к более широкому взгляду на ситуацию.

Валентин Дьяконов



Свидетель

Зимой этого года я поехал в Вену в трехмесячную резиденцию для художников. В Европе я, естественно, бывал неоднократно, к тому же я и сам являюсь гражданином страны-участника конкурса Евровидение. Так что никакого культурного шока я не испытал. И тем не менее в чистой, чрезвычайно удобной для жизни Вене я сразу испытал чувство внутреннего дискомфорта, незнакомое мне по немытой России. Вскоре я осознал причину этого душевного недомогания. Дело в том, что впервые в жизни (во всяком случае в сознательном возрасте) я достаточно надолго оказался в стране, где когда-то массово и с несомненным успехом истребляли евреев. Несмотря на то, что в сегодняшней Вене 10% от общего числа жителей составляет турецкое население, еще 10% и даже больше – сербы и т.д., Вена с завидным упорством сохраняет традиционный облик светской европейской столицы, в которой все архитекторы немного кондитеры. Этот облик, а точнее образ, сложился в немалой степени благодаря стараниям поданных Австро-Венгрии еврейского происхождения, как знаменитых на весь мир банкиров, ученых, музыкантов, архитекторов, писателей и художников, так и многочисленных безымянных тружеников. Возможно, поэтому Вена выглядит, как живой мемориал евреям.

В этот же период я съездил в концлагерь Маутхаузен, в трех часах езды от Вены. Удивительным образом ни в Вене, ни, что еще более странно, в Маутхаузене я не испытал ни ужаса, ни боли, ни отвращения. Только все тот же дискомфорт. Меня не покидало ощущение дежавю, что я все это уже видел, все испытал. Более того, все это продолжается и сейчас.

Как всегда, в нужное время приходят нужные книги. Благодаря наводке друзей я стал прилежно штудировать Агамбена. И моему ощущению бесконечного лагерного опыта нашлось объяснение – чрезвычайное положение . Ситуация чрезвычайного положения конституируется отношением отверженности или исключения, когда человек выводится за пределы права (как, например, в случае Нюрнбергских законов в отношении евреев), превращаясь в форму биологического существования или голую жизнь , то есть в объект бесконечного и безраздельного насилия. Источником этого насилия становится суверенная власть, которая симметричным образом извлекает себя за пределы права. ...Политика, – пишет Агамбен в своей книге Homo Sacer. Суверенная власть и голая жизнь , – уже давно стала биополитикой, а на кон отныне ставится лишь решение о том, какая форма организации способна наиболее эффективно обеспечить заботу, контроль и наслаждение голой жизни... В этой перспективе лагерь как чистое, абсолютное и непревзойденное биополитическое пространство (как таковое основанное только на чрезвычайном положении) остается тайной парадигмой политического пространства современности, метаморфозы и воплощения которого мы должны научиться распознавать .

Проще говоря, ничего по большому счету не изменилось со времен Освенцима, только в роли евреев сегодня выступают беженцы, нелегальные иммигранты, гастарбайтеры, да и мы все. Лагерь, глубоко укоренившийся в Городе, – это новый биополитический номос планеты . И в этом смысле Вена мало отличается от Москвы. В такой ситуации я, как художник, должен только свидетельствовать. Именно не сообщать, а свидетельствовать, как непосредственный участник происходящего. К сожалению, мои возможности ограничены и моим личным экзистенциональным опытом, и осознанием того, что я неизбежно принадлежу к серой зоне , о которой пишет Примо Леви и, ссылаясь на него, Агамбен, зоне в которой палач и жертва меняются местами. И это перевоплощение происходит каждый день, каждую минуту. Житель современного города (особенно Москвы) – это человек-оборотень, который превращается то в бездомную собаку, которую каждый может пнуть в живот сапогом, то во владельца этого сапога.

Работу в этом направлении я начал в Вене в проекте Rein (Чисто) . Тогда же я начал использовать инструментарий уборщиков. В московской выставке я продолжу использование гастарбайтерных материалов – половых тряпок и пергамина.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Северный кружок любителей изящных искусств

Се верный кружо к люби телей изя щных иску сств (СКЛИИ) — культурно-просветительское общество, образованное в Вологде в 1906 году местными художника...

News image

Выставка произведений ленинградских художников 1951 год

Выставка произведений ленинградских художников 1951 года, открывшаяся в 22 ноября 1951 года в Ленинграде в залах Государственного Русского музея, ст...

News image

Европа-Россия-Европа

22.05.2007—29.06

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

28 июля, ГЦСИ (Москва) – лекция куратора Антонио Джеузы

News image

28.07.2011 28 июля, четверг, 19.00 ГЦСИ, малый зал Искусство России 2000-х годов

Программа V Фестиваля коллекций современного искусства

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной...

От Рафаэля до Караччи: Искусство Папского Рима ( Национ

News image

Эта большая международная выставка представляет более чем 150 исключительных картин и рисунки знаменитых художников, таких как Микеланджело, Тициан...

Традиции живописи ранних буддийских манускриптов на пал

News image

Галереи Флоренс и Герберта Ирвингов (Florence and Herbert Irving), коллекции искусства Южной и Юго-Восточной Азии, 3-й этаж. Эта экспозиция тридцат...

Украинская неделя искусств

News image

МЕЖДУНАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА проводится в рамках Украинской Недели Искусств. Украинская неделя искусств пройдет на одной из красивейших ...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Ближний круг

News image

Прошла церемония награждения лауреатов II ежегодного Всероссийского конкурса Инновация Главным событием артжизни перед праздничным майски...

Решение членов Оргкомитета конкурса ИННОВАЦИЯ

News image

Оргкомитет VI Всероссийского конкурса в области современного визуального искусства ИННОВАЦИЯ в составе, установленном приказом Министра культуры Рос...

Премию Инновация присудили арт-группе Война

News image

Государственную премию в области современного искусства Инновация в четверг вручили арт-группе Война за акцию Х*й в плену у ФСБ . Об этом сообщ...

Арт-персоны:

Роджер Бюргель, арт-директор Documenta XII: Могу вам с

News image

Роджер Бюргель: Documenta XII – это форум, в котором художники из разных регионов будут представлять не региональные тенденции,...

Тихий Монро и серебряный век в XL

News image

Что такое история для России современной – тема для нытья о том, что все лучшее уже случилось или повод для иронии? Что действит...

Лютер культурной вменяемости

News image

Памяти Дмитрия Александровича Пригова Дмитрий Александрович Пригов был похоронен по православному обряду. Некоторые этому уди...

Арт-Ярмарка:

В Лондоне открывается Frieze

News image

В Лондоне открывается художественная ярмарка Frieze, претендующая на статус самого модного мирового события в сфере современного...

Ярмарка современного искусства Frieze Art Fair 2006

News image

12 - 15 октября прошла лондонская ярмарка современного искусства Frieze Art Fair, в рамках которой также состоялись Frieze Commi...

Все продано

News image

Галеристы Frieze бодро рапортовали об успешных продажах, а к концу ярмарки находились и такие, кто утверждал, что на их стендах ...

Арт-Критика:

В деревню за искусством

News image

Архитектурно-художественный open air в деревне Никола-Ленивец Калужской области: фестиваль ландшафтных объектов Архстояние о...

Захватить Галактику

News image

Завершился  Московский фестиваль вольных издателей Успех фестиваля boo. буквы, звуки, цацки удивил и организаторов, и...

И это все о нем

News image

Собрание художника – тема московского фестиваля личных коллекций По традиции проводит фестиваль Государственный центр...