Реклама*
В эти дни в Москве на крупнейших выставочных площадках города проходит Вторая Московская биеннале современного искусства. По сути, это разбросанный во времени и пространстве большой культурный фестиваль. А его название - биеннале - в переводе с итальянского означает проходящий раз в два года . Программа биеннале этого года состоит из 5 экспозиций основного проекта, более 25 специальных проектов и 8 выставок специальных гостей . Как и два года назад, основной проект биеннале оброс невероятно объемной параллельной программой. И посетить все выставки под силу только самым настойчивым и неленивым. Основными выставочными площадками биеннале стали: Музей Архитектуры им. А. В. Щусева, торговый дом ЦУМ, Государственный центр современного искусства, Галерея Зураб и Московский музей современного искусства. Отличие Второй биеннале от Первой, прошедшей в 2005 году, в том, что международная команда кураторов представляет не единый коллективный проект, а ряд выставок, подготовленных кураторами индивидуально или же в небольших группах. Все они объединены темой ПРИМЕЧАНИЯ: геополитика, рынки, амнезия и представляют в общей сложности произведения более 90 художников. Если девиз первой биеннале - Диалектика надежды - претендовал на осмысление реалий мира, то один из рефренов второй, - Амнезия - в каком-то смысле ему противоположен. Кураторы обращаются к примечаниям или сноскам , которые выносятся за поля глобального текста.
Специальный проект биеннале Left Pop / Возвращаясь домой в Музее современного искусства на Петровке (кураторы Диана Болдон, Джорджина Джексон, Никола Лиз) - иллюстрация того, как массовая поп-культура искажает контркультуру и использует её в своих целях, как эстетика протеста и левой идеологии эволюционирует в общепринятые штампы культуры массовой.
Московский дневник Алины и Джеффа Блюмис - это переосмысление знаменитого Московского дневника Вальтера Беньямина. Он был влюблён в латышскую актрису Асю Лацис, фанатично преданную коммунистическим идеям. Зимой 1926-1927 года Вальтер Беньямин едет в Москву, куда к тому моменту перебирается Ася, - едет с намерением остаться в России навсегда и даже обдумывает возможность вступления в компартию. В Москве Беньямин пишет небольшое и достаточно осторожное эссе Москва и знаменитый Московский дневник , в котором реалии растоптанной большевиками России проступают с особой экспрессивностью. В основу работ Алины и Джеффа Блюмиса легли его записки. На переливающихся фото те самые места, где молодой философ встречался с Асей, только снимки сделаны спустя почти столетие, и эффектные изображения невест по почте , как называет их пояснительный текст. Своеобразный микс - left + pop .
Проект Евгения Фикса The Song of Russia - это выявление связей между Голливудом и сталинским соцреализмом. Во время Второй мировой войны в Голливуде по просьбе Президента США Рузвельта были сняты несколько фильмов, для того, чтобы показать сталинскую Россию с лучшей стороны. Фильмы Песня о России , Северная звезда (оба студии Metro-Goldwyn-Mayer) и Миссия: Москва (студии Warner Brothers) были весьма серьёзной советской пропагандой и полностью повторяли эстетику и риторику советского социалистического реализма того периода. Уникальность этих фильмов в том, что они сделаны в Соединенных Штатах в узком временном промежутке 1943 - 1944 гг. Их создание оказалось возможным только тогда, когда США И СССР были союзниками в борьбе с общим врагом. После Второй мировой войны, в период маккартизма и охоты на ведьм , именно эти фильмы оказались в фокусе заседания Американского конгресса об антиамериканской деятельности и коммунистическом проникновении в киноиндустрии. Многие из создателей этих фильмов были внесены в черный список , так и не сумев доказать прямые директивы администрации Рузвельта произвести эти фильмы. Картины Евгения Фикса - это стоп-кадры из этих фильмов, в которых время замирает и осмысляется история.
Масштабный проект PETROLIANA. Нефтяной патриотизм - это критический взгляд на нефть как на фактор глобальной экономики, социальной несправедливости и геополитических войн. Нефть прочно укрепилась в нашем сознании как главный символ прогресса, как ценнейшее сырьё, запасы которого постоянно истощаются, и как фактор стратегии мирового рынка. Часть работ посвящена орудиям нефтяной промышленности - нефтепроводы, вышки, цистерны, буровые установки. В других работах на первом плане - негативная сторона добычи и использования нефти, последствия техногенных аварий, военные конфликты - в общем, нефть в её геополитическом осмыслении. Некоторые представленные работы больше подходят для иллюстраций бизнес-журналов нефтяной тематики, другие - слишком просты и прямолинейны. Одним словом, мысль ясна, но средства её выражения весьма сомнительны, ибо прямолинейность решений притупляет художественную ценность работ.
Художники: Эйрин Анастас и Рене Габрин, Джастин Бил, Урсула Биманн, Сергей Бугаев (Африка), Илья Будрайтскис и Мария Курзина, Бюро Этюдов , Антон Гинзбург, Йохан Гримонпрес и Шарлота Леузон, Кристоф Дрегер, Илья Китуп и другие.
Трансроссийский художественный проект Московской биеннале - 9000 км . 9000 километров - это расстояние от крайней западной до крайней восточной границы России. В каждом представленном регионе были сформированы творческие группы, которым предстояло представить художественную или социальную брэндовую модель своего пространства, отображая тем самым новую художественную географию каждого из регионов. 9000 км - это своего рода путеводитель по современной культуре России и одновременно выявление актуальных тенденций в современном искусстве России. В рамках проекта представлены следующие кинозарисовки: Заграничная территория (Калининград), Как выжить в Памятнике (Санкт-Петербург), Пустое место (Нижний Новгород), Люди за гранью нервного срыва (Курган), День шахтера, или Новые Карбонарии (Кемерово), Учите русский, мы еще вернемся! (Прага) и другие.
Первая московская биеннале вызвала массу разочарований и вопросов (Неужели это и есть современное искусство?). Однако организаторы остались довольны результатом, учли некоторые ошибки, и вторая попытка познакомить широкие массы с современным искусством постсоветского пространства оказалась более успешной. К тому же организаторы продолжают настаивать на том, что биеннале обязана знакомить с новыми именами, выводить художников на артсцену, а не просвещать и производить впечатление.
Выставки прошлого:
Выставка произведений ленинградских художников 1957 год3 октября 1957 года в Ленинграде в залах Государственного Русского музея открылась «Выставка произведений ленинградских художников, посвященная 40-л... |
Памяти учителя (выставка)6 ноября 1997 года в Санкт-Петербурге в залах Мемориального музея Н. А. Некрасова открылась выставка петербургских художников — учеников мастерской ... |
Франциско Инфанте и Нонна Горюнова в спецпроекте «Снежн16 декабря 2009 - 1 августа 2010 С 16 декабря 2009 года и до 1 августа 2010 года в Третьяковской галерее будет представлен проект, который раскры... |
More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР |
Арт-Москва:
Реклама*
Архив событий:
Выставки 2011:
3 августа – 15 сентября, галерея М-Ю Гельман (Москва) –Галерея М-Ю Гельман Хаим Сокол. Свидетель www.guelman.ru Открытие состоится 3 августа 2011, 19 |
28 июля, ГЦСИ (Москва) – лекция куратора Антонио Джеузы28.07.2011 28 июля, четверг, 19.00 ГЦСИ, малый зал Искусство России 2000-х годов |
От Рафаэля до Караччи: Искусство Папского Рима ( НационЭта большая международная выставка представляет более чем 150 исключительных картин и рисунки знаменитых художников, таких как Микеланджело, Тициан... |
Программа V Фестиваля коллекций современного искусстваМинистерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной... |
Традиции живописи ранних буддийских манускриптов на палГалереи Флоренс и Герберта Ирвингов (Florence and Herbert Irving), коллекции искусства Южной и Юго-Восточной Азии, 3-й этаж. Эта экспозиция тридцат... |
Конкурс ИННОВАЦИЯ:
Молодежное стало актуальным на старости летНоминанты Инновации угнездились в ГЦСИ В Государственном центре современного искусства открылась выставка номинантов всероссийского конк... |
Куда бегут собаки и художникиВ ГЦСИ открылась выставка номинантов на премию Инновация. Наряду с Коридором КД Андрея Монастырского, Показательным процессом Ирины Кориной, ... |
ВДНХ актуальных художниковПремия Инновация утверждает статус современного искусства в глазах общественного мнения. Это важно именно в России: в стране пока нет четког... |