• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*




Призраки аллей. Биеннале современного искусства в Венеции

Биеналле - Биеннале

призраки аллей. биеннале современного искусства в венеции

Одним из ключевых событий продолжающегося в Венеции биеннале современного искусства является представленная в программе «Экстра — 50» ретроспективная выставка «От Раушенберга до Мураками».

Забавно, что некто Борис Бухгейм в 1914 году назвал «городом контрастов» вовсе не Лондон, Стамбул или Нью-Йорк, а, не поверите, Венецию, обычно фигурирующую в путеводителях в качестве «жемчужины Адриатики». Русского вояжера (свои впечатления он изложил в объемистой книге) поразил «вечный покой» в городе св. Марка, напомнивший ему «дремоту Обломовки». Интересно, что автор и словом не обмолвился о фестивале современного искусства, уже тогда смущавшем умы. (Страсти бушевали и впрямь нешуточные: в 1912 году Маринетти предлагал бойкотировать биеннале, и его воззвание подписали около 300 художников.) Гораздо больше современника «серебряной эпохи» смутили орды попрошаек на фоне «прекрасных древностей» и «призраки вечной пустоты», являвшиеся ему по ночам.

Почти 100 лет спустя контрасты в Венеции категорически сглажены (местные нищие на удивление тихи), а музы, представляющие «старых и новых», словно заключили между собой перемирие. Мысль о преемственности традиций не кажется здесь банальной, что странным образом реабилитирует искусство модернизма, да и западную живопись вообще. Картинам и вправду раздолье на нынешнем Венецианском биеннале. Живопись гордо возникает практически в каждом проекте основной экспозиции. Живопись преобладает в павильонах Бразилии, Кении, России, Сингапура, Индонезии, Ирана, да и Украина с «Жерновами времени» Виктора Сидоренко оказалась к месту на здешнем пиру форм и красок.

Потусторонних образов, однако, вовсе не поубавилось. «Картина блуждает, подобно призраку в аллеях современного искусства», – эта фраза главного куратора юбилейного, 50-го биеннале Франческо Бонами, предваряющая также его авторский проект «Pittuka/ Painting: От Раушенберга до Мураками. 1964—2003» в музее Коррер на площади Сан-Марко, кажется для него ключевой. И, кстати, совсем не метафорической: в слабо охлорофиленной Венеции львиная часть национальных павильонов находится в Джардини де Кастелло, садах с аллеями. Количество отобранных в экспозицию авторов также юбилейное – пятьдесят. По своему составу выставка скорее европоцентрична, однако точкой отсчета все же избран триумф американца Роберта Раушенберга на 33-м биеннале, триумф, тут же сравненный газетчиком с «фантастическим ударом грома». Что, по мнению Бонами, глубоко симптоматично: «европейское искусство было связано призрачностью мира», живопись же американского мастера бурлит насущными впечатлениями.

Отсюда проистекает заявленная в названии выставки оппозиция – Pittuka и Painting – картины в ее итальянском (европейском) и заморском (штатовском) вариантах. 1964-й год символически определил смену статуса – с одной на другую. «Pittuka звучит данью смерти, в то время как Painting открыт всем чувствам, наполнен борьбой и движением», – возвещает Бонами. Ах, этот милый европейский мазохизм. Не хотелось бы вступать в спор с многоученым куратором, но даже логика его собственной экспозиции убеждает в обратном. И холст Лючио Фонтана, датированный тем же 1964 годом, что и открывающий выставку «Коршун» Раушенберга, кажется сегодня гораздо более радикальным по жесту и пронзительным по ощущению, чем работа классика поп-арта. А ведь основы творческой системы Фонтана закладывались задолго до объявленной даты. Еще в его знаменитом «Белом манифесте» 1946 года пророчески молвится: «Человек приобретает другую психическую структуру» (надо полагать, и структуру творческого опыта). Да и что такое напыщенный милитарный коллаж, каковым видится сегодня «Коршун», по сравнению с нежными надрезами-раструбами холста, символизирующими, по мнению критиков, ожидание?

Пятьдесят художников первого ряда, представленных в экспозиции, мудрено обойти в темпе искусствоведческой скороговорки. А что если пробежаться по декадам?

Итак, 1960-е: веселая неряшливость. Свобода на баррикадах. Дух дурашливого коллажа (Ричард Гамильтон). Зашкаленные, будто спрыгнувшие из кадра анимации часы – лучший символ эпохи («Двор» Филиппа Гастона). Уорхол, такой молодой. Нарцисс, да и только. «Ситцевая жизнерадостность, мелкоподобное лицо. Наивность со жвачкой во рту...» (это автор о себе говорит). Одновременно – странная страсть к абсолютной аскезе (Роберт Риман, «тихий американец»). Творческий жест, возможно последний раз в истории, самоценен, спровоцирован подлинным бунтом против традиции. (Не за горами — бунт не понарошку.) Холсты рвутся и набухают. Картину корячит и колбасит. «Картина – движущаяся мишень для стрелка», — проницательно замечает в своем кураторском комментарии Франческо Бонами. Словом, шабаш симпатичных, вихрастых призраков.

1970-е: как и следовало ожидать, наведение порядка после затянувшейся пьянки. Где ты, лукавая мышь Доменико Гноли? (Сегодня с трудом верится, что этот итальянский художник, очень депрессивный по ощущению, некогда имел недюжинный успех в США, где в 1966-м был номинирован в качестве Иллюстратора года, благо, подрабатывал в модных изданиях.) На смену ей пришел Ситком – Крысятник. И классицизм, чуть напыщенный, но благоразумный. Рой Лихтенстайн почти отказался от плачущих девушек и автокатастроф (а начинал он с подражания комиксам с Дональдом и Микки-Маусом) в пользу гладких, равнодушных зеркал. Ренато Гуттузо уже не так взрывчато-социален, как прежде (о, где вы, бузящие батраки Сицилии?!), но зато гедонистичен. Его «Базар» – не единственный реалистический холст на ««Pittuka/Painting...», но из всех реалистических — единственный жизнерадостный (на прочих люди смурят или просто умирают). Яппи вроде бы торжествуют, но как-то безрадостно, выстраивая систему защиты в новорожденном гиперреализме (его здесь представляет Франц Гертш, его девушки всегда прелестны, но тревожны). Слово куратору: «Картина переживает трудности, она кажется почти невозможной».

1980-е: цветущая сложность. Этот отдел экспозиции в основном заселен уродами (чего стоит хотя бы паноптикум Френсиса Бэкона и Марлен Дюма). «Былые догмы отброшены вихрем эмоций», – резюмирует Бонами). Но что это за эмоции? Контус здесь, и тот невесел, словно пикник с коллегами по работе (картина Мартина Киппенбергера). Наконец-то признан арт-совок – в лице его полномочного плохиша, соц-арта. Композиция Эрика Булатова «Нью-Йорк» 1989 года словно подтверждает его декларации начала 80-х: «Не я ищу объект, а он ищет меня». (А все же, на мой взгляд, родная реальность смотрелась у него органичнее.) Постмодерн, будь он не ладен. Картины испещрены шрамами и трещинами, на сей раз условными, не сквозными (Анальм Кифер не случайно большинство полотен создавал на чердаке.) «Скорчившийся мальчик» Франческо Клементе – весь комок страха. От него – полшага к Баския (вместе работали, а еще с Уорхолом), единственным «проклятым художником» ХХ столетия. Виват!

1990-е и последующие годы: новое пост-обжорство. Запах гнильцы — и всплеск неожиданности: Чак Клоуз, известный как классик гиперреализма, в своем автопортрете вспыхивающий мозаикой фантазмов. Мизерабельность нарастает в трактовке человеческой особи (Гленн Браун). Туманный Тюйманс, злой Альтхофф, Питтман с Пейтоном: согласно Бонами, «это мир разбитого наслаждения». Чахлая, несоблазнительная нимфетка Маргариты Манцелли. И – сквозняк виртуала, представленный единственным здесь восточным автором, Такаши Мураками. Призраки на его полотне снова вырываются наружу (недалеко, по-видимому, прятались). Кстати, в качестве преамбулы экспозиции в музее Коррер предшествует мультфильм этого японского мастера. «В его образе все движется к историческому коллапсу, вся человеческая мораль поглощена пучиной», – заключает Бонами.

Да полноте. Оставьте свой пессимизм. Нет здесь никакого апокалипсиса. И собор Сан-Марко по соседству так же «тяжел и древен», как в далеких 1910-х годах. Экспозиция закончилась, но с ней не закончилась жизнь. Впрочем, живопись тоже.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Портрет современника. Пятая выставка ленинградских худо

Пятая выставка произведений ленинградских художников «Портрет современника», открытая в 1976 году в Ленинграде в залах Государственного Русского муз...

News image

Выставка Алексея Аполлонова «Художник и Модель» в Киеве

31 марта – 20 апреля 2010 года 31 марта 2010 года Карась Галерея в Киеве откроет выставку художника Алексея Аполлонова, которая называется «Худ...

News image

ВЫСТАВКИ 31 марта – 2 апреля

«Жемчуг Парижа». Ирина Алавердова. Живопись. ЦДХ, Крымский вал, 10, ст

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

28 июля, ГЦСИ (Москва) – лекция куратора Антонио Джеузы

News image

28.07.2011 28 июля, четверг, 19.00 ГЦСИ, малый зал Искусство России 2000-х годов

Международная художественная ярмарка современного искус

News image

Совсем скоро в Греции начнется одна из старейших арт-ярмарок современного искусства в Европе. 17-я Международная ярмарка АРТ-ATHINA 2011 пройдет...

4 – 30 августа, Ширяево – VII Ширяевская биеннале совре

News image

VII Ширяевская биеннале современного искусства Чужестранцы: между Европой и Азией. 4 – 30 августа 2001 www.shiryaevo-biennale.ru Ширяевская ...

В Торонто состоялась Международная художественная выста

News image

19 и 20 января 2007 года представление ТВНДТ, посвящённое китайскому Новому году, совершающее международное турне, состоялось в Центре Искусств Торо...

29 сентября – 3 октября, МВДЦ Сибирь (Красноярск) –

News image

29.09.2011 Выставка АРТ-Красноярск-2011 станет настоящим праздником искусства С 29 сентября по 3 октября в Красноярске пройдет един...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Иннополис

News image

Открылась выставка номинантов всероссийского конкурса Инновация – дайджест голевых моментов современного искусства. Для ленивых болельщик...

ВДНХ актуальных художников

News image

Премия Инновация утверждает статус современного искусства в глазах общественного мнения. Это важно именно в России: в стране пока нет четког...

Куда бегут собаки и художники

News image

В ГЦСИ открылась выставка номинантов на премию Инновация. Наряду с Коридором КД Андрея Монастырского, Показательным процессом Ирины Кориной, ...

Арт-персоны:

Личная история. Дмитрий Врубель отвечает на вопросы Дми

News image

Дмитрий Врубель отвечает на вопросы Дмитрия Бавильского и Константина Рубахина Обычная, повседневная жизнь, как правило, не и...

Никита Кадан: В основе многих художественных начинаний

News image

Один из лидеров молодого искусства Киева, группы Р.Э.П. ( Революционное экспериментальное пространство ), Никита КАДАН рассказ...

Лютер культурной вменяемости

News image

Памяти Дмитрия Александровича Пригова Дмитрий Александрович Пригов был похоронен по православному обряду. Некоторые этому уди...

Арт-Ярмарка:

Коллекционирование современности

News image

В Лондоне завершилась ярмарка современного искусства Frieze, самое амбициозное и авангардное из мероприятий такого рода. В этот ...

Ярмарка современного искусства Frieze Art Fair в Лондон

News image

В Лондоне состоялся один из наиболее авторитетных обзоров мирового современного искусства. Новинар начинает серию репортажей с Б...

Запатентованный скандал

News image

Каждая из крупнейших в мире ярмарок современного искусства тщательно выстраивает свой имидж. Лондонская Frieze (название подарил...

Арт-Критика:

Свои среди своих

News image

Первые выставки Фестиваля коллекций современного искусства В Москве стартовал ежегодный Международный фестиваль коллек...

Любить прекрасное по-русски

News image

Юбилей ПРО АРТЕ в ГЦСИ Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства ПРО АРТЕ , организующий выставки, п...

Замри, умри, воскресни

News image

Осенью в столице появятся скульптуры-слепки, сделанные с живых людей В Москве проходит выставка Энтони Гормли, одного из са...