• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*



Сергей Шутов. Ретроспектива «Необходимое и необязательное»

Арт-проекты - Арт-Новости

сергей шутов. ретроспектива «необходимое и необязательное»

В Музее современного искусства (Ермолаевский переулок, 17) до 18 января 2009 года продлится ретроспективная выставка «Необходимое и необязательное» Сергея Шутова — одного из главных современных художников страны авангардных экспериментов.

Работы Сергея Шутова и самого художника видело огромное множество людей — только не все они об этом знают. Человек в первой сцене знакового фильма Сергея Соловьева «Асса» — чудик в расписанной каске с блестками, темных очках, с перевязочной медицинской сеткой на лице и дырявой ложкой-шумовкой на ухе — это и есть художник-авангардист Сергей Шутов. В 1987-м ему было 32 года. Кроме маскарада с ложкой (аллюзии на «бурлючество», перформансы футуристов с ложкой в петлице взамен гвоздики и, конечно, Малевича), в фильме многие декорации принадлежат руке и кисти Шутова. Их легко узнать по буйству красок и «блестяшкам»: фольга, серебрянка и бликующие картины художника образуют, например, задник сцены в ресторане, где работает Бананан (Сергей Бугаев — Африка). Вообще, это определенно эмпирический показатель классности художника, наличия своего выраженного стиля, когда достаточно увидеть пару работ — и дальнейшая узнаваемость достигает 98 процентов. Оставшиеся два процента — это право на ошибку или, наоборот, поправка на способность удивить (как проект «Абак» на 49-й Венецианской биеннале). А остальное призвано подтверждать ясность авторского стиля: будь то оформление вычурно-протестных колонн (вместе с Юрием Аввакумовым) для арт-рок-парада «АССА» в ДК МЭЛЗ в 1988 году или раздобревшая «Золотая корова» в Музее современного искусства. Сомнений быть не должно: Шутов.

Биография Шутова — кульбиты новаторского поиска в условиях советского культурного андеграунда. Художник страны авангардных экспериментов. Образование — преимущественно самостоятельное: дескать, собственный взгляд на искусство в училищах все равно не преподают. В конце 1970-х — член Горкома графиков, легализовавшего после «бульдозерной выставки» не только работу художников-шестидесятников (представителей «другого искусства»), но и творчество амбициозной молодежи, которую когда-нибудь назовут восьмидесятниками. «Клуб друзей Маяковского» (Сергей Курёхин, Тимур Новиков, Георгий Гурьянов и др.) пусть и менее надежное прикрытие, чем Горком, но порой сгодится и оно. Исполнителям на местах не могло и в голову прийти, что именем поэта революции могли прикрываться ненавистные «неформалы», для которых Маяковский ассоциируется не с красным знаменем, а с оранжевой кофтой и кругом Малевича. Восьмидесятые — это выставки и концерты «неформалов» в ДК института им. Курчатова (широко известного в то время «Курчатника»), «Асса» с Соловьевым, арт-рок-парад в ДК МЭЛЗ на «Электрозаводской», великий перелом и время надежд, сопровождавшиеся всплеском авангардных идей в музыке и изобразительном искусстве. Сдается, что когда-нибудь это перестроечное время будут «собирать» по кусочкам, как авангардные 1920-е. Пусть в национальном масштабе, без былого мирового резонанса. Но бывают моменты, когда важнее в себе разобраться, а не мир покорить. Шутов 2001 года — это художник, представляющий национальное искусство на 49-й Венецианской биеннале с проектом «Абак», инсталляцией, символизирующей обращение к многообразию культур и религий. Инсталляция оказалась успешной — и заслуженно. Работа была не просто замечена, а получила широкий резонанс как в России, так и на международной арт-арене. Так что в двухтысячные Шутов вошел уже в статусе сложившегося признанного художника, и его работы стали украшением серьезных собраний современного искусства — как частных, так и музейных.

Выставка «Необходимое и необязательное» продлится в Музее современного искусства в Ермолаевском переулке, 17, до 18 января 2009 года — есть масса возможностей успеть. Это почти ретроспектива, в которую попали и ранние работы, относящиеся, например, к 1984 году. Получилось очень интересно.

К выставке обещан и первый ретроспективный каталог работ Сергея Шутова (готовит издательство WAM), но он задерживается, ждут после нового года. Альбомное издание порадует коллекционеров и поклонников творчества, но смотреть все равно обязательно нужно живьем. Это общее правило, но с Шутовым оно еще строже. Дело в том, что его работы очень проигрывают при репродуцировании: блики серебрянки, фольги и лака невозможно передать на бумаге. А эти отсветы и отблески очень важны. Говорят, когда Соловьев на съемках «Ассы» поправил какой-то, казалось бы, мало значимый кусок фольги, присутствующие почувствовали что композиция сразу рассыпалась. У Шутова каждая деталь — не просто так. Пусть тот случай с фольгой может кому-то показаться натяжкой, но с репродукциями не сомневайтесь: то, что выглядит блеклым в журнале или аукционном каталоге, может на свету оказаться работой потрясающей жизнерадостности.

Один из самых интересных — пятый этаж, работы 1980-х — начала 1990-х годов. Может показаться, что перед тобой взгляд на космические миры Артура Кларка через развитие инструментария Малевича. Почтение перед идеями Казимира Севериновича не камуфлируется, а совсем наоборот: вот черные кресты, вот квадраты и объемные черные фигуры, вот скачет «красная конница» из детского набора солдатиков… Все гармонично, все интересно, все на месте. А если не на месте, то еще лучше.

Работы Шутова не первый год включены в обойму «русских торгов» мировых аукционных домов. В его активе — более 20 аукционных результатов. Процент not sold достаточно высок, но это характерно для работ современных работающих художников и ценители могут сделать покупки в комфортном режиме на альтернативном галерейном рынке. На аукционах работы Шутова в последние годы продаются в диапазоне 17–32 тысячи долларов. Самый высокий результат в базе ARTinvestment.RU — 17,4 тысячи фунтов за метровую картину «Удивительный носорог». Работа ранняя, 1980 года, и не сказать, что очень для Шутова характерная. Говорят, что, узнав об этом рекорде, художник лишь пожал плечами. Но в 2004 году 17,4 тысячи фунтов для современного художника на Sotheby’s — это была цифра. Шума наделала не мало. Из недавних результатов можно вспомнить 13,7 тысячи фунтов за «истребитель» — картину «На закате» 2003 года, купленную на Sotheby’s в марте 2008-го. Почти двухметровый «Танк» из этой же серии на том же Sotheby’s собрал кассу в 12,5 тысячи фунтов. Логично было бы предположить, что в сопоставимом ценовом диапазоне произведения Шутова доступны и на московском галерейном рынке. В частности, работы Шутова 2004 года выставлены в онлайн-каталоге на сайте галереи «Кино». На мой взгляд, работы художника весьма перспективны для коллекционирования. Кроме высокого творческого потенциала, эта логика поддерживается целым набором прочих факторов: яркая фигура своего времени, участие в знаковых событиях, внушительный перечень выставок, участие в «аукционной обойме», наличие значительного числа работ в рыночном обороте и относительная доступность цен. Все — в плюс.

Авдотья Смирнова (сейчас мы ее видим в «Школе злословия» на НТВ, а во времена «Ассы» она была скорее молодым критиком и организатором) рассказала Борису Барабанову, автору сборника «АССА. Книга перемен», забавную историю. С недоверием относившийся к творчеству новых художников бригадир группы осветителей, работавшей на «Ассе», глядя на «блестяшки» Шутова, не выдержал и разразился искренним пролетарским вопросом в стиле «а ты по-настоящему рисовать-то умеешь?» На что Шутов молча взял фломастер и без отрыва, уверенным движением нарисовал голову Давида (как в пушкинском музее). Понятное дело, бригадир был сражен наповал, вопрос тут же отпал. На то и расчет. В книге же «Асса» Авдотья Смирнова раскрывает секрет Давида: Шутов долго тренировался, чтобы рисовать Давида чуть ли не с закрытыми глазами. Словом, это был специально подготовленный трюк на случай, когда дискуссия о том, что такое рисовать «по-настоящему», рискует затянуться. Так что призываю не наступать на грабли осветителя. Сходите на выставку. Мало того что получите удовольствие. Так еще и формулировки вопросов придется усложнить. Хотя от одного «детского вопроса» удержаться все-таки сложно: в чем же состоит глубокий метафорический смысл многочисленных кусочков меха на шутовских холстах?




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Выставка-акция

«Выставка-акция» — состоялась 25 августа 1974 года на Гоголевском бульваре, положила начало новому типу уличных выставок, ставших неотъемлемой часть...

News image

Осенняя выставка произведений ленинградских художников

Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1968 года , открытая в залах Ленинградской организации Союза художников РСФСР, стала одним и...

News image

Франциско Инфанте и Нонна Горюнова в спецпроекте «Снежн

16 декабря 2009 - 1 августа 2010 С 16 декабря 2009 года и до 1 августа 2010 года в Третьяковской галерее будет представлен проект, который раскры...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

Традиции живописи ранних буддийских манускриптов на пал

News image

Галереи Флоренс и Герберта Ирвингов (Florence and Herbert Irving), коллекции искусства Южной и Юго-Восточной Азии, 3-й этаж. Эта экспозиция тридцат...

Программа V Фестиваля коллекций современного искусства

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной...

Bonjour Russland Дюссельдорф ( Германия )

News image

В Дюссельдорфе ( Германия ) с огромным успехом проходит выставка Bonjour Russland . Четыре крупнейших музея России - Эрмитаж и Русский музей ( Санк...

Украинская неделя искусств

News image

МЕЖДУНАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА проводится в рамках Украинской Недели Искусств. Украинская неделя искусств пройдет на одной из красивейших ...

28 июля – 23 августа, фонд Эра (Москва) – О наивном

News image

V Фестиваль коллекций современного искусства Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной Эра Общественный фонд наивного искусства Ост...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Куда бегут собаки и художники

News image

В ГЦСИ открылась выставка номинантов на премию Инновация. Наряду с Коридором КД Андрея Монастырского, Показательным процессом Ирины Кориной, ...

Инновация

News image

Чтобы быстро и сразу получить представление об отечественном современном искусстве, можно посетить выставку номинантов премии Инновация , которую в...

Премия современное искусство

News image

В Государственном центре современного искусства открылась выставка номинантов VI Всероссийского конкурса в области современного визуального искусств...

Арт-персоны:

Роберт Уилсон: Тайна всегда на поверхности

News image

Монологи молчания В октябре фонд Екатерина примет русскую версию Портретов Voom Роберта Уилсона – это будет первый показ ...

Александр Шабуров: Мы – не гастарбайтеры

News image

Популярная арт-антропология Зачем художники стремятся в столицы? В юные годы мне довелось не единожды переосмыслять, что т...

Лариса Скобкина: Петербург должен стать одной из столиц

News image

С 4 по 14 августа 2007 года в петербургском ЦВЗ Манеж пройдет VIII международная биеннале современного искусства Диалоги . Пр...

Арт-Ярмарка:

Ярмарка современного искусства Frieze Art Fair 2006

News image

12 - 15 октября прошла лондонская ярмарка современного искусства Frieze Art Fair, в рамках которой также состоялись Frieze Commi...

Запатентованный скандал

News image

Каждая из крупнейших в мире ярмарок современного искусства тщательно выстраивает свой имидж. Лондонская Frieze (название подарил...

Sotheby’s провел два аукциона современного искусства в

News image

В лондонском офисе Sotheby’s в рамках арт-ярмарки Frieze 15 октября состоялись торги современным искусством, принесшие в сумме 1...

Арт-Критика:

Культурно-политический комплекс

News image

В ЦДХ присмотрелись к 20-летней дате падения Берлинской стены Европейская мастерская: творчество в общем культурном простр...

По обе стороны кулис

News image

Эскизы костюмов и декораций, фотографии мизансцен, подлинные одеяния актеров дягилевской антрепризы и другие театральные р...

Пятеро в лодке, не считая коллекционера

News image

От Фаворского до Тишкова: художники разных поколений и даже разных эпох объединены общей экспозицией Мастера книжной граф...