• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*




Полберлинале за лошадь

Арт-проекты - Арт-Новости

полберлинале за лошадь

20 февраля закончился Берлинский кинофестиваль. Его конкурсная программа была отмечена двумя сильными фильмами, и призы (в том числе и за неимением конкуренции) достались обоим. Победителем стала иранская картина Надер и Симин разводятся / Jodaeiye Nader az Simin – Золотой медведь плюс награды актерскому коллективу фильма за лучшую мужскую и женскую роли, – а гран-при ушел Туринской лошади / The Turin Horse Белы Тарра. Но именно эта работа остается в памяти как главное событие фестиваля.

Венгерский режиссер Бела Тарр немногословен как в фильмах, так и в жизни. На премьере Туринской лошади он скупо представил залу актеров фильма и предложил разойтись по домам. Конечность – спутница Тарра: Туринская лошадь , объявленная режиссером как его последняя работа в кино, начинается с черного экрана и заканчивается им же. Отправная точка – помешательство Ницше, заслонившего лошадь от ударов кнута кучера; сам фильм за 146 минут выдувает ветром из себя жизнь.

Шесть дней, три персонажа (мужчина, его дочь, их слабеющая лошадь, отказывающаяся есть и пить). Повторяющиеся действия, из которых состоят дни: девушка идет за водой, одевает отца, сидит у окна, варит картошку, – сняты при минимуме монтажных склеек, длинными планами, которыми знаменит Тарр (его экранизация Макбета 1982 г. сделана в две склейки: 5 и 67 минут). То, что сжимается в кино до намеков и монтажных сокращений, Тарр показывает в реальном времени, ни разу не сократив церемониал одевания девушкой отца или забор воды из колодца.

Камера скупа в движениях, и когда актеры выходят из кадра, она не следует за ними: не они главный объект съемки, а густая пустота. Вместо подглядывающего ока камера становится условным деревом : чем-то живым, но недвижимым, нерукотворным и долгоживущим, видящим время. Как заколдованная она сливается с тарелкой, с колодцем или поедаемой на обед картофелиной. Такая неотличимость камеры от окружающего проявлена через поведение животных: лошадь (коровы, кот, – в длящемся 7.5 часов фильме Тарра Сатанинское танго / Satantango ) не работают на камеру , – их отношения к ней строятся лишь как к объекту в пространстве. Мухи (в том же Сатантанго ) не пугаются ее (и периодически садятся на линзу объектива), не вычленяя из окружающего, – как не боятся они и людей, то и дело замирающих, как вещи.

Снимаемый Тарром мир – не условность и не реальность ; каждая вещь здесь совпадает с идеей вещи: если это деревянная тарелка – то самая обычная деревянная тарелка из числа всех прочих. Основной прием кино – интенсификацию действия, сжатие истории длиной зачастую в годы в рамках полутора-/двухчасового фильма – Тарр заменяет сгущением пространства. Время и пространство становятся плотной субстанцией, в которой каждое движение, каждое (редкое – пара десятков фраз на весь фильм) слово даются с трудом, преодолевая сопротивление – как если бы воздух был водой, или как при непрекращающемся ветре, в борьбе с которым девушка каждое утро выходит за водой. Это плотное пространство-время травмирует, но не активно нанесенными ранами, а отъятием (недействующая рука мужчины, исчезающая в колодце вода, угасающий свет, отказывающаяся от еды и питья лошадь...). Все герои тронуты им, в них есть некая пустотная выемка, которая дальше только разрастается до масштабов конца света (в прямом смысле), до остановки жизни. Таковы не только герои Лошади или Сатантанго , но и (как любой человек) сами актеры (исполнительница женской роли закрыта в себе и избегает общения с незнакомыми; исполнитель мужской – имеет дефект зрения, который, однако, великолепно преодолевает при игре).

Звук ветра – главный саундтрек фильма (как тиканье часов и звук дождя в Сатантанго ); ему составляет пару мелодия с гипнотически повторяющимся, как и действия героев, нотным переходом. Она вплетается в изображение настолько, что сложно дать себе отчет, когда она играет, а когда нет; равно как сложно и остановить ее после окончания фильма – она еще долго звучит в голове фоновым сопровождением в уже цветной, внеэкранной жизни.

Герои пытаются упаковать вещи и уехать, но уехать некуда: вся вселенная равна деревянному дому и склону с одним деревом и колодцем: это анти-Inception с его декларированной множественностью миров. В Сатантанго (процитируем его, поскольку Лошадь предельно немногословна) – есть фраза Nothing to do. Only watch how this fucking life goes on – и позже, Он сидел у окна и не знал, рассвет это или вечер. Он сидел так, не зная времени суток, и ничто не менялось снаружи: ни утро, ни вечер не наступали . Круг замкнулся черным экраном.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Искусство династии Мин: китайская эра великолепия в Ме

Экспонаты «Искусство династии Мин» составлены на основе материалов богатейших запасников музея Метрополитен: «китайская эра великолепия» демон...

News image

Выставка произведений ленинградских художников 1957 год

3 октября 1957 года в Ленинграде в залах Государственного Русского музея открылась «Выставка произведений ленинградских художников, посвященная 40-л...

News image

«Русские утопии» и «Футурология» в Центре современного

5 марта – 24 мая 2010 5 марта в Центре современного искусства «Гараж» было открыто две выставки, которые проходят в рамках проекта «Россия-Франци...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

1 августа – 11 сентября, ГЦСИ (Москва) – My Privacy. Р

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной...

28 июля – 23 августа, фонд Эра (Москва) – О наивном

News image

V Фестиваль коллекций современного искусства Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной Эра Общественный фонд наивного искусства Ост...

29 сентября – 3 октября, МВДЦ Сибирь (Красноярск) –

News image

29.09.2011 Выставка АРТ-Красноярск-2011 станет настоящим праздником искусства С 29 сентября по 3 октября в Красноярске пройдет един...

Выставка Юлии Суховецкой «Живопись: алхимия пространств

News image

16 марта в выставочном зале, который находится по адресу 1-я Тверская-Ямская, 20 откроется выставка художницы Юлии Суховецкой. Большинство картин, к...

3 августа – 15 сентября, галерея М-Ю Гельман (Москва) –

News image

Галерея М-Ю Гельман Хаим Сокол. Свидетель www.guelman.ru Открытие состоится 3 августа 2011, 19

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Иннополис

News image

Открылась выставка номинантов всероссийского конкурса Инновация – дайджест голевых моментов современного искусства. Для ленивых болельщик...

Премию Инновация присудили арт-группе Война

News image

Государственную премию в области современного искусства Инновация в четверг вручили арт-группе Война за акцию Х*й в плену у ФСБ . Об этом сообщ...

Завершился прием заявок на VI Всероссийский конкурс в о

News image

В этом году на конкурс подано 287 заявок из 30 регионов Российской Федерации, среди которых: Алтайский край, Вологодская область, Воронежская област...

Арт-персоны:

Лариса Скобкина: Петербург должен стать одной из столиц

News image

С 4 по 14 августа 2007 года в петербургском ЦВЗ Манеж пройдет VIII международная биеннале современного искусства Диалоги . Пр...

Личная история. Дмитрий Врубель отвечает на вопросы Дми

News image

Дмитрий Врубель отвечает на вопросы Дмитрия Бавильского и Константина Рубахина Обычная, повседневная жизнь, как правило, не и...

История из девяностых

News image

Недавно в Москве открылся первый в постсоветской России частный музей современного искусства ART4.RU. И вот спустя всего пару ме...

Арт-Ярмарка:

Frieze Art Fair

News image

Frieze – беспрецедентная ярмарка современного искусства, каждый октябрь любой поехавший в Лондон может ее посетить. Ярмарка и ау...

Sotheby’s провел два аукциона современного искусства в

News image

В лондонском офисе Sotheby’s в рамках арт-ярмарки Frieze 15 октября состоялись торги современным искусством, принесшие в сумме 1...

Ближневосточное наступление

News image

Ярмарка Frieze, основанная в 2003 году издателями одноименного журнала по современному искусству, сразу замахнулась на монстров ...

Арт-Критика:

Замри, умри, воскресни

News image

Осенью в столице появятся скульптуры-слепки, сделанные с живых людей В Москве проходит выставка Энтони Гормли, одного из са...

Беспочвенный лэнд-арт

News image

В деревне Никола-Ленивец Калужской области состоялся фестиваль ландшафтных объектов Архстояние - 2009. Лето . Единственны...

Дверь от дома, которого нет

News image

Фестиваль Архстояние открылся под Калугой Громкий стук бьющегося сердца (правда, рвущегося из динамиков) встречал приехав...