• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*



Полберлинале за лошадь

Арт-проекты - Арт-Новости

полберлинале за лошадь

20 февраля закончился Берлинский кинофестиваль. Его конкурсная программа была отмечена двумя сильными фильмами, и призы (в том числе и за неимением конкуренции) достались обоим. Победителем стала иранская картина Надер и Симин разводятся / Jodaeiye Nader az Simin – Золотой медведь плюс награды актерскому коллективу фильма за лучшую мужскую и женскую роли, – а гран-при ушел Туринской лошади / The Turin Horse Белы Тарра. Но именно эта работа остается в памяти как главное событие фестиваля.

Венгерский режиссер Бела Тарр немногословен как в фильмах, так и в жизни. На премьере Туринской лошади он скупо представил залу актеров фильма и предложил разойтись по домам. Конечность – спутница Тарра: Туринская лошадь , объявленная режиссером как его последняя работа в кино, начинается с черного экрана и заканчивается им же. Отправная точка – помешательство Ницше, заслонившего лошадь от ударов кнута кучера; сам фильм за 146 минут выдувает ветром из себя жизнь.

Шесть дней, три персонажа (мужчина, его дочь, их слабеющая лошадь, отказывающаяся есть и пить). Повторяющиеся действия, из которых состоят дни: девушка идет за водой, одевает отца, сидит у окна, варит картошку, – сняты при минимуме монтажных склеек, длинными планами, которыми знаменит Тарр (его экранизация Макбета 1982 г. сделана в две склейки: 5 и 67 минут). То, что сжимается в кино до намеков и монтажных сокращений, Тарр показывает в реальном времени, ни разу не сократив церемониал одевания девушкой отца или забор воды из колодца.

Камера скупа в движениях, и когда актеры выходят из кадра, она не следует за ними: не они главный объект съемки, а густая пустота. Вместо подглядывающего ока камера становится условным деревом : чем-то живым, но недвижимым, нерукотворным и долгоживущим, видящим время. Как заколдованная она сливается с тарелкой, с колодцем или поедаемой на обед картофелиной. Такая неотличимость камеры от окружающего проявлена через поведение животных: лошадь (коровы, кот, – в длящемся 7.5 часов фильме Тарра Сатанинское танго / Satantango ) не работают на камеру , – их отношения к ней строятся лишь как к объекту в пространстве. Мухи (в том же Сатантанго ) не пугаются ее (и периодически садятся на линзу объектива), не вычленяя из окружающего, – как не боятся они и людей, то и дело замирающих, как вещи.

Снимаемый Тарром мир – не условность и не реальность ; каждая вещь здесь совпадает с идеей вещи: если это деревянная тарелка – то самая обычная деревянная тарелка из числа всех прочих. Основной прием кино – интенсификацию действия, сжатие истории длиной зачастую в годы в рамках полутора-/двухчасового фильма – Тарр заменяет сгущением пространства. Время и пространство становятся плотной субстанцией, в которой каждое движение, каждое (редкое – пара десятков фраз на весь фильм) слово даются с трудом, преодолевая сопротивление – как если бы воздух был водой, или как при непрекращающемся ветре, в борьбе с которым девушка каждое утро выходит за водой. Это плотное пространство-время травмирует, но не активно нанесенными ранами, а отъятием (недействующая рука мужчины, исчезающая в колодце вода, угасающий свет, отказывающаяся от еды и питья лошадь...). Все герои тронуты им, в них есть некая пустотная выемка, которая дальше только разрастается до масштабов конца света (в прямом смысле), до остановки жизни. Таковы не только герои Лошади или Сатантанго , но и (как любой человек) сами актеры (исполнительница женской роли закрыта в себе и избегает общения с незнакомыми; исполнитель мужской – имеет дефект зрения, который, однако, великолепно преодолевает при игре).

Звук ветра – главный саундтрек фильма (как тиканье часов и звук дождя в Сатантанго ); ему составляет пару мелодия с гипнотически повторяющимся, как и действия героев, нотным переходом. Она вплетается в изображение настолько, что сложно дать себе отчет, когда она играет, а когда нет; равно как сложно и остановить ее после окончания фильма – она еще долго звучит в голове фоновым сопровождением в уже цветной, внеэкранной жизни.

Герои пытаются упаковать вещи и уехать, но уехать некуда: вся вселенная равна деревянному дому и склону с одним деревом и колодцем: это анти-Inception с его декларированной множественностью миров. В Сатантанго (процитируем его, поскольку Лошадь предельно немногословна) – есть фраза Nothing to do. Only watch how this fucking life goes on – и позже, Он сидел у окна и не знал, рассвет это или вечер. Он сидел так, не зная времени суток, и ничто не менялось снаружи: ни утро, ни вечер не наступали . Круг замкнулся черным экраном.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

АРТ-САЛОН «ОБНАЖЕННЫЙ МИР»

Место проведения: ТВК Т-Модуль Время проведения: 15 мая - 18 мая 2008 г. Режим работы: 15 мая 13-00 - 22-00 официальное открытие выставки...

News image

Наш современник. Зональная выставка ленинградских худож

Зональная выставка произведений ленинградских художников «Наш современник», открытая осенью 1975 года в Ленинграде в залах Государственного Русского...

News image

Фото из стола

Урапатриотические снимки, которые делал Владимир Лагранж в 60-80-х годах прошлого столетия, будучи фотокорреспондентом помпезного журнала «Советский...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

Международная художественная ярмарка современного искус

News image

Совсем скоро в Греции начнется одна из старейших арт-ярмарок современного искусства в Европе. 17-я Международная ярмарка АРТ-ATHINA 2011 пройдет...

3 августа – 15 сентября, галерея М-Ю Гельман (Москва) –

News image

Галерея М-Ю Гельман Хаим Сокол. Свидетель www.guelman.ru Открытие состоится 3 августа 2011, 19

26 июля – 21 августа, Лофт Проект Этажи (СПб) – Comme

News image

На несколько недель арт-сообщество Петербурга расстается с любимыми вещами, чтобы продемонстрировать их как объекты искусства. Первая выставка-Н...

1 августа – 11 сентября, ГЦСИ (Москва) – My Privacy. Р

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной...

Программа V Фестиваля коллекций современного искусства

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Победители Инновации

News image

GiF.Ru первым публикует список лауреатов премии Инновация , – мы обновляем его по мере объявления победителей. 22:00 Церемония завершена. GiF

Обращение организаторов конкурса ИННОВАЦИЯ

News image

Заявление Совета Общественной палаты РФ вызывает тревогу и возмущение профессионального сообщества современного искусства. Декларация Совета, кот...

Письмо от Г. Кизевальтера об отзыве его первого письма

News image

Очень жаль, что многие так и не поняли истории: обдавая грязью бывших соратников – оказываешься сам в грязи. «Ввиду искажения в прессе роли Г.К…»...

Арт-персоны:

Жан-Юбер Мартен: «Я не согласен, что искусство не может

News image

Жан-Юбер Мартен. Очевидно, что имена художников я пока называть не стану..

Олег Кулик. Москва. ЦУМ

News image

Прежде всего, нужно помнить: если произведение искусства рассказывает о реальных событиях, оно от этого не превращается в докуме...

Разговор поэта Сергея Соловьева с философом Валерием По

News image

Препринт из альманаха современной русской литературы Фигуры речи Одни видят в нем предпоследнего метафизика, оставляя после...

Арт-Ярмарка:

Две российские галереи примут участие в ярмарке Frieze

News image

Седьмая по счету, ведущая мировая ярмарка современного искусства Frieze Art Fair открывается в четверг в Лондоне, в ней участвую...

Sotheby’s провел два аукциона современного искусства в

News image

В лондонском офисе Sotheby’s в рамках арт-ярмарки Frieze 15 октября состоялись торги современным искусством, принесшие в сумме 1...

Запатентованный скандал

News image

Каждая из крупнейших в мире ярмарок современного искусства тщательно выстраивает свой имидж. Лондонская Frieze (название подарил...

Арт-Критика:

Кошачий вальс

News image

Завершился кинофестиваль Окно в Европу В Выборге закончился XVII фестиваль российского кино Окно в Европу . Главный пр...

Дверь от дома, которого нет

News image

Фестиваль Архстояние открылся под Калугой Громкий стук бьющегося сердца (правда, рвущегося из динамиков) встречал приехав...

Глагольная форма

News image

Энтони Гормли, очень известный британский скульптор, показал в Гараже художественные останки здравствующих ньюкасльцев –...