• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*




Полберлинале за лошадь

Арт-проекты - Арт-Новости

полберлинале за лошадь

20 февраля закончился Берлинский кинофестиваль. Его конкурсная программа была отмечена двумя сильными фильмами, и призы (в том числе и за неимением конкуренции) достались обоим. Победителем стала иранская картина Надер и Симин разводятся / Jodaeiye Nader az Simin – Золотой медведь плюс награды актерскому коллективу фильма за лучшую мужскую и женскую роли, – а гран-при ушел Туринской лошади / The Turin Horse Белы Тарра. Но именно эта работа остается в памяти как главное событие фестиваля.

Венгерский режиссер Бела Тарр немногословен как в фильмах, так и в жизни. На премьере Туринской лошади он скупо представил залу актеров фильма и предложил разойтись по домам. Конечность – спутница Тарра: Туринская лошадь , объявленная режиссером как его последняя работа в кино, начинается с черного экрана и заканчивается им же. Отправная точка – помешательство Ницше, заслонившего лошадь от ударов кнута кучера; сам фильм за 146 минут выдувает ветром из себя жизнь.

Шесть дней, три персонажа (мужчина, его дочь, их слабеющая лошадь, отказывающаяся есть и пить). Повторяющиеся действия, из которых состоят дни: девушка идет за водой, одевает отца, сидит у окна, варит картошку, – сняты при минимуме монтажных склеек, длинными планами, которыми знаменит Тарр (его экранизация Макбета 1982 г. сделана в две склейки: 5 и 67 минут). То, что сжимается в кино до намеков и монтажных сокращений, Тарр показывает в реальном времени, ни разу не сократив церемониал одевания девушкой отца или забор воды из колодца.

Камера скупа в движениях, и когда актеры выходят из кадра, она не следует за ними: не они главный объект съемки, а густая пустота. Вместо подглядывающего ока камера становится условным деревом : чем-то живым, но недвижимым, нерукотворным и долгоживущим, видящим время. Как заколдованная она сливается с тарелкой, с колодцем или поедаемой на обед картофелиной. Такая неотличимость камеры от окружающего проявлена через поведение животных: лошадь (коровы, кот, – в длящемся 7.5 часов фильме Тарра Сатанинское танго / Satantango ) не работают на камеру , – их отношения к ней строятся лишь как к объекту в пространстве. Мухи (в том же Сатантанго ) не пугаются ее (и периодически садятся на линзу объектива), не вычленяя из окружающего, – как не боятся они и людей, то и дело замирающих, как вещи.

Снимаемый Тарром мир – не условность и не реальность ; каждая вещь здесь совпадает с идеей вещи: если это деревянная тарелка – то самая обычная деревянная тарелка из числа всех прочих. Основной прием кино – интенсификацию действия, сжатие истории длиной зачастую в годы в рамках полутора-/двухчасового фильма – Тарр заменяет сгущением пространства. Время и пространство становятся плотной субстанцией, в которой каждое движение, каждое (редкое – пара десятков фраз на весь фильм) слово даются с трудом, преодолевая сопротивление – как если бы воздух был водой, или как при непрекращающемся ветре, в борьбе с которым девушка каждое утро выходит за водой. Это плотное пространство-время травмирует, но не активно нанесенными ранами, а отъятием (недействующая рука мужчины, исчезающая в колодце вода, угасающий свет, отказывающаяся от еды и питья лошадь...). Все герои тронуты им, в них есть некая пустотная выемка, которая дальше только разрастается до масштабов конца света (в прямом смысле), до остановки жизни. Таковы не только герои Лошади или Сатантанго , но и (как любой человек) сами актеры (исполнительница женской роли закрыта в себе и избегает общения с незнакомыми; исполнитель мужской – имеет дефект зрения, который, однако, великолепно преодолевает при игре).

Звук ветра – главный саундтрек фильма (как тиканье часов и звук дождя в Сатантанго ); ему составляет пару мелодия с гипнотически повторяющимся, как и действия героев, нотным переходом. Она вплетается в изображение настолько, что сложно дать себе отчет, когда она играет, а когда нет; равно как сложно и остановить ее после окончания фильма – она еще долго звучит в голове фоновым сопровождением в уже цветной, внеэкранной жизни.

Герои пытаются упаковать вещи и уехать, но уехать некуда: вся вселенная равна деревянному дому и склону с одним деревом и колодцем: это анти-Inception с его декларированной множественностью миров. В Сатантанго (процитируем его, поскольку Лошадь предельно немногословна) – есть фраза Nothing to do. Only watch how this fucking life goes on – и позже, Он сидел у окна и не знал, рассвет это или вечер. Он сидел так, не зная времени суток, и ничто не менялось снаружи: ни утро, ни вечер не наступали . Круг замкнулся черным экраном.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Выставки прошлого:

News image

Ежегодная выставка новых произведений петербургских худ

История Выставка проходит в центральном выставочном зале Манеж (Санкт-Петербург) ежегодно с 1993 года. В выставке может принять участие любой худ...

News image

Выставка произведений ленинградских художников 1957 год

3 октября 1957 года в Ленинграде в залах Государственного Русского музея открылась «Выставка произведений ленинградских художников, посвященная 40-л...

News image

Зональная выставка произведений ленинградских художнико

«Зональная выставка произведений ленинградских художников 1980 года», открытая в Центральном выставочном зале «Манеж» с 10 сентября по 9 ноября 1980...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

26 июля – 21 августа, Лофт Проект Этажи (СПб) – Comme

News image

На несколько недель арт-сообщество Петербурга расстается с любимыми вещами, чтобы продемонстрировать их как объекты искусства. Первая выставка-Н...

4 – 30 августа, Ширяево – VII Ширяевская биеннале совре

News image

VII Ширяевская биеннале современного искусства Чужестранцы: между Европой и Азией. 4 – 30 августа 2001 www.shiryaevo-biennale.ru Ширяевская ...

3 августа – 15 сентября, галерея М-Ю Гельман (Москва) –

News image

Галерея М-Ю Гельман Хаим Сокол. Свидетель www.guelman.ru Открытие состоится 3 августа 2011, 19

Программа V Фестиваля коллекций современного искусства

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной...

1 августа – 11 сентября, ГЦСИ (Москва) – My Privacy. Р

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Завершился прием заявок на VI Всероссийский конкурс в о

News image

В этом году на конкурс подано 287 заявок из 30 регионов Российской Федерации, среди которых: Алтайский край, Вологодская область, Воронежская област...

Государственная премия Инновация . Справка

News image

В Москве 7 апреля вручат премию в области современного визуального искусства Инновация . Выставка работ номинантов открылась в Государственном цент...

Выставка номинантов чиновничьей премии

News image

Конкурс Инновация 5 апреля – 25 апреля Государственный центр современного искусства 254 85 83, Зоологическая, 13 Инновация По зам...

Арт-персоны:

Личная история. Дмитрий Врубель отвечает на вопросы Дми

News image

Дмитрий Врубель отвечает на вопросы Дмитрия Бавильского и Константина Рубахина Обычная, повседневная жизнь, как правило, не и...

Олег Кулик. Москва. ЦУМ

News image

Прежде всего, нужно помнить: если произведение искусства рассказывает о реальных событиях, оно от этого не превращается в докуме...

Василий Бычков, АРТ МОСКВА: В этом году ярмарка в перв

News image

В ЦДХ в 11-й раз проходит ежегодная ярмарка современного искусства АРТ МОСКВА Проходит второй день работы 11-й международной ...

Арт-Ярмарка:

Все продано

News image

Галеристы Frieze бодро рапортовали об успешных продажах, а к концу ярмарки находились и такие, кто утверждал, что на их стендах ...

Соревнование двух столиц: Frieze vs FIAC

News image

Октябрь радует сразу двумя событиями арт-рынка мировой величины – только в воскресенье закончилась лондонская ярмарка современно...

Сегодня в Лондоне открывается арт-ярмарка Frieze

News image

C 15 по 18 октября в лондонском Риджентс-парке пройдет одна из самых престижных ярмарок современного искусства — Frieze Art Fair...

Арт-Критика:

Поверх барьеров

News image

ТРАНСФЕР в Центре М'АРС Выставка Трансфер , прошедшая в Центре современного искуства М'АРС , – второй из семи ку...

Энтони Гормли Поле притяжения

News image

Для одного из самых известных современных скульпторов Энтони Гормли скульптура так же важна, как окружающее ее пространство, а...

И это все о нем

News image

Собрание художника – тема московского фестиваля личных коллекций По традиции проводит фестиваль Государственный центр...