• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*




А вот грек и увидел наши игры! Международная выставка-ярмарка современного искусства в Афинах

Арт-проекты - Арт-Афины

а вот грек и увидел наши игры! международная выставка-ярмарка современного искусства в афинах

Самым главным потрясением от первого визита в центр Афин было лицезреть Акрополь в башенных кранах и строительных лесах. Неужто для полной глобализации и Парфенон решили достроить? Все-таки оказалось, что речь пока идет о реставрации и укреплении руин. Второй Москвой (с Царицыном) в отношении древнего искусства Афины вроде пока стать не собираются.

Но вот в области современного искусства Греция на Россию очень даже хочет равняться. Тринадцатая международная выставка-ярмарка современного искусства «Арт-Афины» проходила в первые дни июня в напоминающем большинство мультифункциональных экспозиционных центров мира (в том числе Экспоцентр в Москве) дворце Хелэкспо. В этом году специальным гостем «Арт-Афин» стала Россия. Одиннадцать русских галерей приняли участие в работе ярмарки. Виктор Мизиано представил два кураторских проекта -- диверсии в отношении рынка искусства и общества потребления. Участие России во многом состоялось благодаря поддержке фонда Stella Art и туристического агентства Panteon Travel. Однако главные расходы по приглашению галерей взяло на себя греческое государство. Условия были такие: даже если ничего не продастся, дорогу, перевозку, проживание оплатим. Только приезжайте! Продалось в самом деле немного. Однако жест оргкомитета свидетельствует о том, насколько велико желание организаторов «Арт-Афин» вытащить ярмарку на качественно новый уровень. За тринадцать лет существования авторитет греческой ярмарки оставался низким. Понять причину можно, походив по стендам местных галерей, коих, понятное дело, большинство. Выставлено там искусство, у которого большие проблемы с образованием. Целые периоды истории XX века благополучно миновали, Грецию не задев. На этом общем фоне как-то пугающе шедеврально выглядят стенды западных галерей из Вены с коллекцией классиков мирового концептуализма (кстати, в венской Charim Galerie выставлена на продажу авторская реплика объекта Андрея Монастырского «Пушка» по цене 100 тыс. евро, завсегдатаи международных ярмарок говорят, что перемещается «Пушка» по миру не первый год) или боксы французов, где можно увидеть кинетические объекты Романа Зигнера, к примеру. Не мудрено, что самое сильное впечатление от современного искусства в Греции связано с посещением частного особняка бизнесмена Дакиса Иоанну. Собрания такого уровня в России смотреть не доводилось: по лестницам, в коридорах, комнатах, на верандах расставлены объекты и развешаны картины мегазвезд мирового искусства, одного Джефа Кунса объектов двадцать, и те все хрестоматийные. Господин Иоанну увлечен культуртрегерскими идеями: основал фонд Deste, ежегодно поддерживающий на конкурсной основе шесть молодых художников греческого происхождения. В планах фонда Deste сотрудничество с фондом Stella Art. Знамо дело, таких коллекционеров, как Дакис Иоанну, ярмарка Афин в ее привычном виде не вдохновляет.

Вот ради улучшения бренда «Арт-Афин» в этом году пригласили Россию. России было сделано лестное предложение: быть образцовым на предмет того, как можно, выйдя из маргинального постсоветского невежества, стать полноправным и интересным игроком на международном артполе. Приглашенные за счет греческого государства галереи (за исключением студии Веры Погодиной и Е.К.Артбюро) шанс не использовали. И Айдан-галерея, и «Кино», и Файнарт, и другие, участвующие в коммерческой программе ярмарки, сделали случайную подборку случайных вещей. Многие авторы привезенных работ -- художники, достойные уважения, однако в бездарном ассорти их работы выглядят едва ли не хуже опусов греческих галерей. Там хоть милая дремучесть подкупает, а здесь соскоблена и она -- сплошь жертвы глобализма. Сами того не понимая, российские галереи показали Греции антипример того, как опасны глобализация и интеграция с потерей внятных параметров диалога и критериев обсуждения.

В такой компании лучшими как раз оказались программы, в которых сделан акцент на традицию. Фонд Stella Art показал персональную выставку Александра Джикии: живопись маслом на бумаге -- иллюстрации учебника греческого языка, написанного священником. Вдохновленные греческой вазописью картинки с эллинами и мифическими существами вполне оправдывают свое происхождение. Они тоже могут быть приняты учебником языка современного искусства, рожденного в диалоге с традицией и оттого полнокровного, живого, спасшегося от амнезии. Именно эти опусы Джикии позволяют мудро мыслить о том, как в сущности близки миры раскопанных афинских руин и ползущие по защищающим руины заборам тэгги граффитистов, какую Одиссею может предпринять язык культуры в странствиях от древнего Гомера к Гомеру Симпсону. Вот в такой презентации всякая культура хороша.

Самая интересная интеграция в мировую культуру современности выходит тогда, когда художники не пренебрегают понятием «идентичность» (владея при том современным языком общения). В пользу этого довода высказались программы галерей Веры Погодиной и Елены Куприной, показавшие опусы точно формулирующих свои концептуальные претензии к родимой истории Андрея Филиппова, Марии Константиновой, Виктора Скерсиса, Константина и Ларисы Звездочетовых, Бориса Матросова, Павла Пепперштейна... Эти предъявленные в коммерческой, продажной части опусы нашли чутких собеседников -- художников альтернативной программы, придуманной для «Арт-Афин» независимым куратором Виктором Мизиано. Молодые радикалы устроили настоящую интервенцию в пространство Хелэкспо. Программа называется «Критикуя между», и стенды размещены в буквальном смысле между обычными коммерческими боксами. Замысел наглой выставки соответствует большому проекту Виктора Мизиано «Прогрессивная ностальгия» с анализом искусства постсоветского пространства на территории бывших республик СССР. Среди москвичей «критика между» лучше удалась Елене Ковылиной. Художница сидела между боксами галерей в своем собственном апартаменте в образе галеристки, которая продает себя саму -- свой фотопортрет в лайтбоксе. Ярче всего выступили украинцы. Группа «Р.Э.П.» в образе уличных ряженых продавала красные кружочки, что ставят под резервированными на ярмарке экспонатами. Один кружочек -- пол-евро. Лучшее видео показала группа «SOSka» из Харькова. Вот где тема местечковости дает глобализации хорошую затрещину. Показывают документальный фильм «Бартер». На «Ниве» художники приезжают в глухую деревню. Выносят из машины принты картин звезд современного искусства, среди которых Энди Уорхол, Сэм Тэйлор Вуд, Синди Шерман. Среди местных жителей устраивают свой бартерный аукцион. Предлагают обменять понравившиеся работы на продукты сельского хозяйства. В каждом случае цена устанавливается покупателями. Бабульки за ведро картошки или три десятка яиц берут поп-арт просто на ура. А потом находят ему место в своей системе ценностей: на комоде у фотографий родственников или на цветном коврике на стенке. И они радуются. И понимают это искусство совсем не так, как принято (в сознании деревенских жителей модернистские работы простодушно берут ответственность за вечные ценности красоты, природы, семьи). Фильм с удивительным изяществом, вместе с тем простотой обозначил глобальную проблему общения арта с сознанием. Проблему отказа от монополии на «ученую истину» и готовности к диалогу с тем миром, о котором юные интеллектуалы, ненавидящие высокие эпитеты и искренние эмоции, говорят сквозь зубы; который они клеймят «совком».

Постсоветское сознание стало темой другой выставки куратора Виктора Мизиано в новом, отлично спроектированном музее -- выставочном зале Афин «Бенаки». Называется выставка On Geekdom (что-то вроде «Помешательство»). Это любопытная демонстрация дисперсности, расфокусированности, абсурдистской безбашенности сознания людей, чьи руинированные сегодня ценности (не обязательно общественные, но и частные) формировались в том самом нелюбимом нынешними ироничными мальчиками и девочками из хороших семей «совке». Это собственно фиксация посредством видео, фото, живописи и перформансов кривозеркальной пластики социального пространства, в котором частный человек хочет вернуть себе историю (свою выстраданную историю) между ее фальсификациями внутри двух режимов -- коммунистическом (левом) и неоконсервативном (правом). Жаль только, что этот интересный проект (еще одна часть «Прогрессивной ностальгии»), несмотря на участие хороших художников, среди которых Виктор Алимпиев, Д.А. Пригов, Сергей Братков, мало манков дает тем, кто не жил в СССР периода его полураспада и распада. Экспозиция с беспокойно суетящимися на экранах фриками вышла скорее заумной, нежели общительной. Все-таки равновесие между местным и всечеловеческим хрупкое. Вот древние эллины придумали модуль -- архитектурный ордер. Сдается мне, нам свой модуль без оглядки на античных греков не изобрести.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Реклама*

Выставки 2011:

1 августа – 11 сентября, ГЦСИ (Москва) – My Privacy. Р

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной...

29 сентября – 3 октября, МВДЦ Сибирь (Красноярск) –

News image

29.09.2011 Выставка АРТ-Красноярск-2011 станет настоящим праздником искусства С 29 сентября по 3 октября в Красноярске пройдет един...

Программа V Фестиваля коллекций современного искусства

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной...

В Торонто состоялась Международная художественная выста

News image

19 и 20 января 2007 года представление ТВНДТ, посвящённое китайскому Новому году, совершающее международное турне, состоялось в Центре Искусств Торо...

Русское искусство. 2000-е годы . Программа лекций в ГЦ

News image

Министерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства Москва, Зоологическая улица, дом 13, строение 2; метро Ба...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Инновация (конкурс)

News image

Всероссийский конкурс в области современного визуального искусства ИННОВАЦИЯ — российский государственный конкурс в области современного искусства, ...

Решение членов Оргкомитета конкурса ИННОВАЦИЯ

News image

Оргкомитет VI Всероссийского конкурса в области современного визуального искусства ИННОВАЦИЯ в составе, установленном приказом Министра культуры Рос...

Премию Инновация присудили арт-группе Война

News image

Государственную премию в области современного искусства Инновация в четверг вручили арт-группе Война за акцию Х*й в плену у ФСБ . Об этом сообщ...

Арт-персоны:

Алексей Каллима: Следующая революция будет интеллектуа

News image

Стремительная и яркая художественная эволюция Алексея Каллимы продиктована непреложной внутренней необходимостью. Он оттолкнулся...

Чаевые для художника

News image

Скоро за эстетическое удовольствие можно будет заплатить Экономику символического обмена – энергичную монографию о том, как...

Разговор поэта Сергея Соловьева с философом Валерием По

News image

Препринт из альманаха современной русской литературы Фигуры речи Одни видят в нем предпоследнего метафизика, оставляя после...

Арт-Ярмарка:

Все продано

News image

Галеристы Frieze бодро рапортовали об успешных продажах, а к концу ярмарки находились и такие, кто утверждал, что на их стендах ...

Ближневосточное наступление

News image

Ярмарка Frieze, основанная в 2003 году издателями одноименного журнала по современному искусству, сразу замахнулась на монстров ...

В Лондоне открывается Frieze

News image

В Лондоне открывается художественная ярмарка Frieze, претендующая на статус самого модного мирового события в сфере современного...

Арт-Критика:

Картинки без книжек

News image

В Литературном музее открылась выставка Мастера книжной графики Фестиваль коллекций современного искусства от ГЦСИ вс...

Прекрати-поле

News image

Деревне Никола-Ленивец поправили ландшафт В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел фестиваль АрхСтояние , сде...

Между прошлым и будущим

News image

Фестиваль коллекций современного искусства, стартовавший в ГЦСИ, представляет две первые выставки из своей программы – арх...