• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow


Реклама*




Манифеста 8 – молчание Других

Выставки - Манифеста

манифеста 8 – молчание других

Периодическая выставка «Манифеста» никогда не была такой пафосной, как старейшая Венецианская биеннале, и не претендовала на такую знаковость и задавание тона в современном искусстве, как кассельская «Документа». От Венецианской биеннале и других событий подобного рода Манифеста отличается своим «номадизмом» - выставка не привязана к той или иной локации и каждые два года проводится в новом уголке Европы. Первая Манифеста проходила в 1996-м в Роттердаме, и с тех пор биеннале позиционировала себя, как событие сугубо европейское и социально ангажированное. Для этой выставки всегда важно не только ЧТО показывать, но и ГДЕ и, главное, каков будет долгосрочный эффект биеннале для «принимающей стороны», т.е. для территории, где она проводится.

Социологический пафос и политизированная риторика, интеллектуализм и доминирование институционального, некоммерчского искусства – вот характерные черты Манифесты. Два года назад Манифеста в каком-то смысле стала «чиновником» - биеннале и ее организаторы были назначены «послом Визуальных искусств Европейской комиссии». Здесь до сих пор жива вера в куратора – индивидуального или коллективного. Именно упор на интеллектуальные кураторские практики во многом определяет лицо Манифесты – и ее достоинства, и многочисленные недостатки, о которых давно устало сплетничать художественное сообщество. Да, кураторы Манифесты часто ссорятся, идут на компромисс с еврочиновниками, сами начинают говорить языком бюрократов и зануд, доходят до полного утопизма в построении нереализуемых моделей коммуникации как внутри Манифесты так и с сообществами, которым она якобы призвана нести свет современного искусства. Манифеста всегда несет за собой шлейф легкого хаоса и противоречий, но это хаос жизни – жизни ярких идей и ценностей, которые весьма отчетливо прослеживаются за пятнадцатилетней историей деятельности выставки.

Идеологию Манифесты кратко изложила директор и основатель биеннале – Хедвиг Фейен во вступительном слове к каталогу нынешней, восьмой по счету Манифесты: «Манифеста – независимое, антиинституциональное мероприятие, основанное на энтузиазме. Она впитывает в себя новые таланты. Она ставит своей целью быть щедрой и прозрачной как в своем тоне, так и в своей деятельности. Она начинает всякий раз с чистого листа, но с постоянно расширяющимся ядром специалистов из различных культурных сфер. Она одновременно действует в существующих рамках искусства и выходит за них...».

В этом году Манифеста проходила в живописном, но туристически не развитом уголке южной Испании – в городах Мурсия и Картахена. Мурсия – тихий городок с населением около 300 тыс. человек, являющийся административным центром одноименного региона. Картахена – близлежащий портовой город, чем-то неумолимо напоминающий отечественную Балаклаву. Особой культурной жизни в регионе, как несложно догадаться, не наблюдается. Среди организаторов нынешней Манифесты бытовал анекдот, что в Мурсии было проблемой найти четверых современных художников – а это необходимое условие, ведь Манифеста всегда гордится привлечением к организации выставки местного ресурса. В Мурсии этот акцент на работе с местным населением и региональными проблемами был особенно заметен. Этот вектор даже затмил основную заявленную тему Манифесты – «Диалог с Северной Африкой».

В теории все звучало прекрасно – юг Испании, травмированный памятью об арабском владычестве и последовавшей Реконкисте, отделенный Гибралтаром от соседнего гигантского континента – подходящее место поразмыслить о том, какой может быть коммуникация современной Европы с современной Северной Африкой. В ходе кофе-брейка, которые Манифеста регулярно проводит в межвыставочный период, в 2009-м году в Мурсии состоялась широкая дискуссия вокруг предстоящего «диалога». Был выдвинут остроумный тезис – постколониальная оптика безнадежно устарела и на Африку пора взглянуть совершенно новыми глазами. Но, к сожалению, отказавшись от привычного клише, кураторы Манифесты вогнали себя в глухой угол – выработать новый язык, рассказать о Северной Африке, не прибегая к привычным штампам, оказалось не так-то просто. В результате «диалог» по сути провалился – все опять свелось к показательному участию в проекте нескольких африканских художников, паре вопросительных высказываний на тему «а каким же, собственно, должен быть диалог с северной Африкой» (Thierry Geoffroy/Colonel «Penetration», 2010) и т.п. Несколько ярких «африканских» работ показал кураторский коллекив transit.org – видео о видениях будущего жителей отдаленного африканского поселка (NEÏL BELOUFA «Kempinski», 2010), проект Матье Клеебе Аббоненч (Мathieu Kleyebe Abbonenc) «Tricontinental» в рамках которого демонстрировался шикарный пропагандистский кинофильм «Monangambée» 1969 года художницы французского происхождения Сары Мальдорор (Sarah Maldoror) о борьбе за независимость Алжира и несколько ярких работ об отчуждении и потере идентичности – на примере внутреннеевропейских проблем (замечательное видео венгерских художников Игоря и Ивана Бухаровых «Rudderless» - зарисовки о югославском эмигранте 70-х годов, затерявшемся во времени, пространстве и самом себе).

Второй кураторский коллектив – «Chamber of Public Secrets» к диалогу с Африкой остался совершенно равнодушен, сосредоточившись на проблемах региона Мурсия, а также на творчестве своего протеже – слепого художника Эcрефа Армажана (Eşref Armağan), дискуссия о творчестве которого – местами забавная, местами идиотская стала одним из главных лейтмотивов Манифесты. А противоположную точку зрения, то есть «взгляд из Африки» теоретически должна была бы представить кураторская группа «Alexandria Contemporary Arts Forum». Но центральный проект Форума в старом здании почты г.Мурсия сложно назвать целостным идеологическим высказыванием.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

лабораторная диагностика

Выставки прошлого:

News image

Выставка картин Александры Эстер «Ретроспектива» в Моск

29 мая - 22 августа 2010 года 28 мая в Московском музее современного искусства открылась выставка произведений Александры Эстер. Это художница,...

News image

Весенняя выставка произведений ленинградских художников

7 июля 1955 года в Ленинграде в залах Ленинградского Союза советских художников открылась «Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1...

News image

«Полеты во сне и наяву…»

13 - 21 марта 2010 13 марта 2010 года в Москве произойдет открытие Международной Выставки-конкурса под названием «Полеты во сне и наяву…». В этом...

More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР

Реклама*

Выставки 2011:

Традиции живописи ранних буддийских манускриптов на пал

News image

Галереи Флоренс и Герберта Ирвингов (Florence and Herbert Irving), коллекции искусства Южной и Юго-Восточной Азии, 3-й этаж. Эта экспозиция тридцат...

Международная художественная ярмарка современного искус

News image

Совсем скоро в Греции начнется одна из старейших арт-ярмарок современного искусства в Европе. 17-я Международная ярмарка АРТ-ATHINA 2011 пройдет...

26 июля – 21 августа, Лофт Проект Этажи (СПб) – Comme

News image

На несколько недель арт-сообщество Петербурга расстается с любимыми вещами, чтобы продемонстрировать их как объекты искусства. Первая выставка-Н...

Украинская неделя искусств

News image

МЕЖДУНАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА проводится в рамках Украинской Недели Искусств. Украинская неделя искусств пройдет на одной из красивейших ...

В Торонто состоялась Международная художественная выста

News image

19 и 20 января 2007 года представление ТВНДТ, посвящённое китайскому Новому году, совершающее международное турне, состоялось в Центре Искусств Торо...

Конкурс ИННОВАЦИЯ:

Молодежное стало актуальным на старости лет

News image

Номинанты Инновации угнездились в ГЦСИ В Государственном центре современного искусства открылась выставка номинантов всероссийского конк...

Премия современное искусство

News image

В Государственном центре современного искусства открылась выставка номинантов VI Всероссийского конкурса в области современного визуального искусств...

Тамаз Манашеров о конкурсе ИННОВАЦИЯ 2010

News image

Без сомнения, всероссийский конкурс в области современного визуального искусства ИННОВАЦИЯ – одно из самых ярких, свежих, отдающих новизной событий ...

Арт-персоны:

Разговор поэта Сергея Соловьева с философом Валерием По

News image

Препринт из альманаха современной русской литературы Фигуры речи Одни видят в нем предпоследнего метафизика, оставляя после...

Евгений Митта: Открывая Первую галерею , мы не предст

News image

Одна из ведущих московских художественных галерей, носящая с 1992 года имя владелицы – художницы Айдан Салаховой, отметила на дн...

Василий Церетели: В первую очередь – художник и его ид

News image

10 июня 2007 года открывается 52-я Венецианская биеннале современного искусства. В этом году комиссаром российского павильона на...

Арт-Ярмарка:

Градус безумия

News image

Frieze Art Fair — не только одна из самых молодых (но при этом ведущих) художественных ярмарок, но и ярмарка для молодых. Крупне...

Ярмарка современного искусства Frieze Art Fair в Лондон

News image

В Лондоне состоялся один из наиболее авторитетных обзоров мирового современного искусства. Новинар начинает серию репортажей с Б...

«Непрекрасная» ярмарка Frieze – реакция на блестящее, ж

News image

Ярмарка Frieze 2010 проходила, как обычно, в Риджентс-парке на севере Лондона, в огромной прозрачной временной структуре, предст...

Арт-Критика:

Современное искусство, деревянные цветы и смерть квадра

News image

28 июля, в Москве сразу двумя выставками открылся III Ежегодный международный фестиваль коллекций современного искусства. ...

Переходный период

News image

В ЦСИ М'АРС открылась выставка Transfer Выставка Transfer , открывшаяся в московском центре современного искусства М...

Культурно-политический комплекс

News image

В ЦДХ присмотрелись к 20-летней дате падения Берлинской стены Европейская мастерская: творчество в общем культурном простр...