Реклама*
Самым главным потрясением от первого визита в центр Афин было лицезреть Акрополь в башенных кранах и строительных лесах. Неужто для полной глобализации и Парфенон решили достроить? Все-таки оказалось, что речь пока идет о реставрации и укреплении руин. Второй Москвой (с Царицыном) в отношении древнего искусства Афины вроде пока стать не собираются.
Но вот в области современного искусства Греция на Россию очень даже хочет равняться. Тринадцатая международная выставка-ярмарка современного искусства Арт-Афины проходила в первые дни июня в напоминающем большинство мультифункциональных экспозиционных центров мира (в том числе Экспоцентр в Москве) дворце Хелэкспо. В этом году специальным гостем Арт-Афин стала Россия. Одиннадцать русских галерей приняли участие в работе ярмарки. Виктор Мизиано представил два кураторских проекта – диверсии в отношении рынка искусства и общества потребления. Участие России во многом состоялось благодаря поддержке фонда Stella Art и туристического агентства Panteon Travel. Однако главные расходы по приглашению галерей взяло на себя греческое государство. Условия были такие: даже если ничего не продастся, дорогу, перевозку, проживание оплатим. Только приезжайте! Продалось в самом деле немного. Однако жест оргкомитета свидетельствует о том, насколько велико желание организаторов Арт-Афин вытащить ярмарку на качественно новый уровень. За тринадцать лет существования авторитет греческой ярмарки оставался низким. Понять причину можно, походив по стендам местных галерей, коих, понятное дело, большинство. Выставлено там искусство, у которого большие проблемы с образованием. Целые периоды истории XX века благополучно миновали, Грецию не задев. На этом общем фоне как-то пугающе шедеврально выглядят стенды западных галерей из Вены с коллекцией классиков мирового концептуализма (кстати, в венской Charim Galerie выставлена на продажу авторская реплика объекта Андрея Монастырского Пушка по цене 100 тыс. евро, завсегдатаи международных ярмарок говорят, что перемещается Пушка по миру не первый год) или боксы французов, где можно увидеть кинетические объекты Романа Зигнера, к примеру. Не мудрено, что самое сильное впечатление от современного искусства в Греции связано с посещением частного особняка бизнесмена Дакиса Иоанну. Собрания такого уровня в России смотреть не доводилось: по лестницам, в коридорах, комнатах, на верандах расставлены объекты и развешаны картины мегазвезд мирового искусства, одного Джефа Кунса объектов двадцать, и те все хрестоматийные. Господин Иоанну увлечен культуртрегерскими идеями: основал фонд Deste, ежегодно поддерживающий на конкурсной основе шесть молодых художников греческого происхождения. В планах фонда Deste сотрудничество с фондом Stella Art. Знамо дело, таких коллекционеров, как Дакис Иоанну, ярмарка Афин в ее привычном виде не вдохновляет.
Вот ради улучшения бренда Арт-Афин в этом году пригласили Россию. России было сделано лестное предложение: быть образцовым на предмет того, как можно, выйдя из маргинального постсоветского невежества, стать полноправным и интересным игроком на международном артполе. Приглашенные за счет греческого государства галереи (за исключением студии Веры Погодиной и Е.К.Артбюро) шанс не использовали. И Айдан-галерея, и Кино , и Файнарт, и другие, участвующие в коммерческой программе ярмарки, сделали случайную подборку случайных вещей. Многие авторы привезенных работ – художники, достойные уважения, однако в бездарном ассорти их работы выглядят едва ли не хуже опусов греческих галерей. Там хоть милая дремучесть подкупает, а здесь соскоблена и она – сплошь жертвы глобализма. Сами того не понимая, российские галереи показали Греции антипример того, как опасны глобализация и интеграция с потерей внятных параметров диалога и критериев обсуждения.
В такой компании лучшими как раз оказались программы, в которых сделан акцент на традицию. Фонд Stella Art показал персональную выставку Александра Джикии: живопись маслом на бумаге – иллюстрации учебника греческого языка, написанного священником. Вдохновленные греческой вазописью картинки с эллинами и мифическими существами вполне оправдывают свое происхождение. Они тоже могут быть приняты учебником языка современного искусства, рожденного в диалоге с традицией и оттого полнокровного, живого, спасшегося от амнезии. Именно эти опусы Джикии позволяют мудро мыслить о том, как в сущности близки миры раскопанных афинских руин и ползущие по защищающим руины заборам тэгги граффитистов, какую Одиссею может предпринять язык культуры в странствиях от древнего Гомера к Гомеру Симпсону. Вот в такой презентации всякая культура хороша.
Самая интересная интеграция в мировую культуру современности выходит тогда, когда художники не пренебрегают понятием идентичность (владея при том современным языком общения). В пользу этого довода высказались программы галерей Веры Погодиной и Елены Куприной, показавшие опусы точно формулирующих свои концептуальные претензии к родимой истории Андрея Филиппова, Марии Константиновой, Виктора Скерсиса, Константина и Ларисы Звездочетовых, Бориса Матросова, Павла Пепперштейна... Эти предъявленные в коммерческой, продажной части опусы нашли чутких собеседников – художников альтернативной программы, придуманной для Арт-Афин независимым куратором Виктором Мизиано. Молодые радикалы устроили настоящую интервенцию в пространство Хелэкспо. Программа называется Критикуя между , и стенды размещены в буквальном смысле между обычными коммерческими боксами. Замысел наглой выставки соответствует большому проекту Виктора Мизиано Прогрессивная ностальгия с анализом искусства постсоветского пространства на территории бывших республик СССР. Среди москвичей критика между лучше удалась Елене Ковылиной. Художница сидела между боксами галерей в своем собственном апартаменте в образе галеристки, которая продает себя саму – свой фотопортрет в лайтбоксе. Ярче всего выступили украинцы. Группа Р.Э.П. в образе уличных ряженых продавала красные кружочки, что ставят под резервированными на ярмарке экспонатами. Один кружочек – пол-евро. Лучшее видео показала группа SOSka из Харькова. Вот где тема местечковости дает глобализации хорошую затрещину. Показывают документальный фильм Бартер . На Ниве художники приезжают в глухую деревню. Выносят из машины принты картин звезд современного искусства, среди которых Энди Уорхол, Сэм Тэйлор Вуд, Синди Шерман. Среди местных жителей устраивают свой бартерный аукцион. Предлагают обменять понравившиеся работы на продукты сельского хозяйства. В каждом случае цена устанавливается покупателями. Бабульки за ведро картошки или три десятка яиц берут поп-арт просто на ура. А потом находят ему место в своей системе ценностей: на комоде у фотографий родственников или на цветном коврике на стенке. И они радуются. И понимают это искусство совсем не так, как принято (в сознании деревенских жителей модернистские работы простодушно берут ответственность за вечные ценности красоты, природы, семьи). Фильм с удивительным изяществом, вместе с тем простотой обозначил глобальную проблему общения арта с сознанием. Проблему отказа от монополии на ученую истину и готовности к диалогу с тем миром, о котором юные интеллектуалы, ненавидящие высокие эпитеты и искренние эмоции, говорят сквозь зубы; который они клеймят совком .
Постсоветское сознание стало темой другой выставки куратора Виктора Мизиано в новом, отлично спроектированном музее – выставочном зале Афин Бенаки . Называется выставка On Geekdom (что-то вроде Помешательство ). Это любопытная демонстрация дисперсности, расфокусированности, абсурдистской безбашенности сознания людей, чьи руинированные сегодня ценности (не обязательно общественные, но и частные) формировались в том самом нелюбимом нынешними ироничными мальчиками и девочками из хороших семей совке . Это собственно фиксация посредством видео, фото, живописи и перформансов кривозеркальной пластики социального пространства, в котором частный человек хочет вернуть себе историю (свою выстраданную историю) между ее фальсификациями внутри двух режимов – коммунистическом (левом) и неоконсервативном (правом). Жаль только, что этот интересный проект (еще одна часть Прогрессивной ностальгии ), несмотря на участие хороших художников, среди которых Виктор Алимпиев, Д.А. Пригов, Сергей Братков, мало манков дает тем, кто не жил в СССР периода его полураспада и распада. Экспозиция с беспокойно суетящимися на экранах фриками вышла скорее заумной, нежели общительной. Все-таки равновесие между местным и всечеловеческим хрупкое. Вот древние эллины придумали модуль – архитектурный ордер. Сдается мне, нам свой модуль без оглядки на античных греков не изобрести.
Читайте: |
---|
Выставки прошлого:
Искусство династии Мин: китайская эра великолепия в МеЭкспонаты «Искусство династии Мин» составлены на основе материалов богатейших запасников музея Метрополитен: «китайская эра великолепия» демон... |
Выставка произведений ленинградских художников 1960 годВыставка произведений ленинградских художников 1960 года , открытая в залах Государственного Русского музея, стала одним из крупнейших событий года... |
Выставка-акция«Выставка-акция» — состоялась 25 августа 1974 года на Гоголевском бульваре, положила начало новому типу уличных выставок, ставших неотъемлемой часть... |
More in: Архив выставок 2006-2009, Выставки России 2010, Художественные выставки СССР |
Арт-Москва:
Реклама*
Архив событий:
Выставки 2011:
Программа V Фестиваля коллекций современного искусстваМинистерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) Фонд поддержки визуальных искусств Елены Березкиной... |
Bonjour Russland Дюссельдорф ( Германия )В Дюссельдорфе ( Германия ) с огромным успехом проходит выставка Bonjour Russland . Четыре крупнейших музея России - Эрмитаж и Русский музей ( Санк... |
Русское искусство. 2000-е годы . Программа лекций в ГЦМинистерство культуры Российской Федерации Государственный центр современного искусства Москва, Зоологическая улица, дом 13, строение 2; метро Ба... |
28 июля, ГЦСИ (Москва) – лекция куратора Антонио Джеузы28.07.2011 28 июля, четверг, 19.00 ГЦСИ, малый зал Искусство России 2000-х годов |
26 июля – 21 августа, Лофт Проект Этажи (СПб) – CommeНа несколько недель арт-сообщество Петербурга расстается с любимыми вещами, чтобы продемонстрировать их как объекты искусства. Первая выставка-Н... |
Конкурс ИННОВАЦИЯ:
Инновация (конкурс)Всероссийский конкурс в области современного визуального искусства ИННОВАЦИЯ — российский государственный конкурс в области современного искусства, ... |
ВДНХ актуальных художниковПремия Инновация утверждает статус современного искусства в глазах общественного мнения. Это важно именно в России: в стране пока нет четког... |
Убить во имя преодоления табу — не думаю, что это эффе29 марта в Государственном центре современного искусства покажут работы, вошедшие в шорт-лист VI Всероссийского конкурса в области современного визу... |